рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия

Философия - Лекция, раздел Философия,   Философия ...

 

Философия

(курс лекций)

 

ТЕМА 1. СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.

2. Исторические типы мировоззрения. 3. Предметная область философии. Особенности философского знания.

Тема 2. Возникновение философии в древних цивилизациях

1. Предпосылки возникновения философии. 2. Начало философии в Китае 3. Особенности философии Древней Индии.

Начало философии в Китае

Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго, т.е. «сражающихся государств». Этот период называют «золотым веком китайской философии».… Основателем древнекитайской философии и «создателем» духовного облика китайца… Конфуций происходил из древнего аристократического, но обедневшего рода. Это не могло не сказаться на его учении.…

Философия Древней Индии

Древнеиндийское общество делилось на четыре варны: - брахманы – жрецы; - кшатрии – военная аристократия;

Древнегреческая философия

Если основным методом освоения реального мира в общинно-родовой формации был миф, то возникшее на почве разделения умственного и физического труда… В развитии античной философии можно выделить несколько этапов: 1. Досократовский (VI-V в.в. до н.э.).

Тема 3. Особенности философии средневековья и нового времени

1. Патристика и схоластика как исторические формы средневековой философской мысли. 2. Новое время: духовная атмосфера эпохи и характер философских воззрений.  

Тема 4. Немецкая классическая философия

 

1. Особенности Философской концепции И. Канта.

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Понятие «немецкая классическая философия» было введено Ф.Энгельсом. Этим понятием он обозначил немецкую философию конца XVIII – начала XIX вв., которую представляли Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах. Основные идеи немецкой классической философии оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Классики немецкой философии продолжали развитие прогрессивных идей философии Нового времени. Для их философских концепций была характерна вера в могущество человеческого разума, гуманизм, отстаивание интересов и прав личности. Но главным завоеванием немецкой классики стала диалектика, которая приобрела наиболее завершённую форму в учении Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Немецкие мыслители от Канта до Гегеля не предназначали свои труды для широкой аудитории, а в основном ориентировались на узкий круг специалистов, профессионально занимающихся философией. Поэтому стиль их работ, категориальный аппарат достаточно трудны для восприятия.

Начало немецкой классической философии было положено Иммануилом Кантом (1724-1804). В творчестве Канта обычно выделяют два этапа: докритический и критический. В докритический период он занимался естествознанием. Основной работой этого периода стала «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой он изложил свою знаменитую космогоническую гипотезу. Сложившиеся в Новое время системы описания мира были статичными и не рассматривали вопрос о происхождении и развитии природы, считая, что Вселенная такова, какой мы её видим, потому что она создана Богом. С точки зрения Канта, Солнечная система возникла естественным путём, в результате вихревых вращательных процессов. Первоначальное состояние Вселенной Кант представлял как хаотическое облако разнообразных материальных частиц. Однако источником закономерностей и упорядоченности космоса он всё же считал Бога.

Занимаясь естествознанием, Кант видел, как сложно даётся человеческому познанию раскрытие закономерностей природы. Таким образом, возник вопрос о границах нашего познания, ставший главным вопросом философии Канта, создаваемой в критический период.

В своей гносеологической концепции Кант резко разграничивал чувственное и рациональное познание. Познающий субъект, по его мнению, обладает способностями троякого рода: чувственностью, рассудком и разумом.

Чувственные образы возникают благодаря воздействию внешних предметов, но они субъективны и не дают нам представления о внешнем мире. Чувственность даёт нам лишь хаос ощущений, которому необходимо придать порядок. Порядок в этом хаосе наводится с помощью априорных понятий рассудка.

Априорные рассудочные понятия (категории) устанавливают взаимозависимости явлений природы. То есть в мире всё связано не потому, что существуют объективные закономерности, а благодаря тому, что наше сознание привносит свою взаимосвязь в соответствии с системой априорных категорий. Природные процессы изменчивы, законы рассудка постоянны и устойчивы.

Что же является объектом познания? Кант приходит к выводу, что человек может найти в мире только то, что сам туда вкладывает. Наука познаёт явления, которые представляют собой результат деятельности нашего сознания, а объективный мир, как он есть, остаётся непознаваемой «вещью в себе».

Разграничивая чувственность и рассудок, Кант, по существу, разделял различные этапы познания: чувства дают нам хаос ощущений, но не могут мыслить и установить взаимосвязь образов; рассудок мыслит, устанавливает взаимосвязи, но не может ничего наглядно представить; работу рассудка доводит до конца разум, который имеет дело с общими принципами.

Стараясь проникнуть в непознаваемый мир «вещей в себе», чистый разум приходит к противоречиям, антиномиям, которые Кант называет диалектикой. Разум мыслит через диалектические противоречия.

Главной задачей разума является достижение абсолютной целостности в понятиях рассудка и овладение «трансцендентальными идеями», которые никак не соприкасаются с чувственным опытом. Таких идей три:

1) о душе как безусловном единстве всех психических процессов;

2) о мире как безусловном единстве всех условных, причинных явлений;

3) о Боге как безусловной причине всего сущего и мыслимого.

Доказать эти идеи невозможно. Они существуют благодаря вере.

Для гносеологической концепции Канта характерны агностицизм и априоризм. С его точки зрения, существуют два вида знаний: апостериорные, т. е. получаемые опытным путём, и априорные, существующие в душе до опыта. К априорным знаниям Кант относил все положения математики и теоретического естествознания. Однако откуда берутся доопытные формы чувственности, Кант объяснить не мог.

Основными работами критического периода стали «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). В «Критике чистого разума» излагается гносеологическое учение, в «Критике практического разума» – этика, в «Критике способности суждения» – эстетические представления философа. В основе всех трёх работ лежит учение о «явлениях» и «вещах в себе».

Этику, или учение о сути нравственных принципов, Кант считал одной из важнейших составляющих философии. Он говорил: «Две вещи наполняют мою душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»[6]. Человек живёт в мире необходимости как существо природное, а как существо нравственное он свободен и подчиняется только нравственному долгу. Нравственный долг Кант сформулировал в форме нравственного закона или категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Моральным может быть только тот поступок, который соответствует нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», когда человек поступает определённым образом не из страха или выгоды, а сообразно нравственному долгу. Нравственным можно считать только такое поведение, которое может стать общезначимым.

Кант является одной из ключевых фигур мировой философии. В его учении положено начало разработке диалектического метода познания.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г., умер в 1831 г. от холеры. Родители желали видеть его пастором. Однако, обучаясь в теологическом институте, Гегель разочаровался в своей будущей карьере и обратился к философии.

Творчество Гегеля считается вершиной немецкой классической философии. Он продолжал развивать идеи Канта, Фихте и Шеллинга, но пошёл гораздо дальше своих предшественников. Он разработал целостное учение о развитии (диалектику) и противопоставил диалектику метафизике.

Гегель критиковал кантовский агностицизм и априоризм. Он сравнивал Канта и его априорные знания со схоластом, который не хочет войти в воду прежде, чем научится плавать. Точно так же и Кант, по мнению Гегеля, говорит о том, что человек должен иметь некоторые априорные знания, появляющиеся раньше, чем начнётся процесс познания. Отвергая агностицизм, Гегель доказывал возможность познания мира на основе тождества мышления и бытия.

Философская система Гегеля подразделяется на логику, философию природы и философию духа. Логика – это чистый разум, не смешанный с материей, это мысли Бога. Однако мысли Бога Гегель читает не по Библии, а по самой природе и истории общества.

Основной тезис гегелевской философии заключается в следующем: объективное абсолютное мышление составляет первооснову и движущую силу всего сущего. Это объективное мышление Гегель называл абсолютной идеей или мировым разумом. Мировой или абсолютный разум – это некое нематериальное, объективно существующее начало. Он находится в постоянном движении и развитии. Причём движение и развитие Гегель понимал как самодвижение и саморазвитие, т.е. движение и развитие, которые имеют внутренний источник. В процессе саморазвития абсолютная идея порождает всю действительность. Происходит это в результате отчуждения идеи от самой себя, от своей сущности и перехода в другую форму бытия. Таким образом, реальная действительность понимается Гегелем как инобытие абсолютной идеи.

Абсолютная идея развивается по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. В своём развитии идея выступает в трёх формах:

1) чистые логические сущности;

2) природа как инобытие идеи;

3) различные формы конкретного духа.

Чистые логические сущности первичны по отношению к действительности и являются её творцом. Логические категории связаны между собой и взаимопереходят друг в друга. В дальнейшем этой взаимосвязью и взаимопревращениями идей Гегель объяснит взаимосвязь действительного мира.

Именно в учении о чистых логических сущностях (или логике) Гегель разработал диалектику. Диалектика Гегеля имеет идеалистический характер, т.к., с его точки зрения, развитие характерно только для логических сущностей, категорий, а весь мир не развивается во времени, а только лишь разворачивается в пространстве. Для логических сущностей характерно саморазвитие и самодвижение, источником которого являются противоречия. Противоречие есть «корень всякого движения и жизненности».

Высшим природным воплощением абсолютной идеи является человек, имеющий сознание, дух, разум. С помощью субъективного духа, человеческого разума идея познаёт саму себя и своё инобытие. Учение Гегеля о субъективном духе – это учение о человеке и закономерностях его общественной жизни.

Философия духа включает учение о трёх формах духа:

1) субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание;

2) объективный дух – учение об обществе, включающее в себя право, нравственность и государство;

3) абсолютный дух, который включает в себя искусство, религию и философию.

Дух постоянно развивается и движется в своём развитии от низшего к высшему. Движущей силой развития духа выступает противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух постоянно прогрессирует. Прогресс Гегель связывал с осознанием свободы, а свободу понимал как осознание необходимости.

Субъективный дух, осознавая свою свободу и начиная реализовывать себя в практической деятельности, переходит в объективный дух. Объективный дух характеризуется Гегелем как «наличное бытие свободной воли». Это наличное бытие образует сферу права. Почвой права является вообще духовное и прежде всего воля. Систему права Гегель понимал как реализованную свободу духа. Он выделял три ступени развития «свободной воли»:

- абстрактная воля, характерная для личности;

- частная воля, которая существует как моральные отношения;

- субстанциальная воля, которая реализуется в нравственности, гражданском обществе и государстве.

Волю Гегель называл практическим аспектом мышления, в котором мышление стремится перейти в наличное бытие.

Первой ступенью развития воли Гегель считает единичную волю отдельного субъекта, личности. Такая личность, наделённая свободной волей, становится основой абстрактного права. Главным принципом абстрактного или формального права является уважение к другим личностям, обладающим такими же свободными волями и такими же правами. Свободная воля в данном случае проявляется как право присваивать себе все вещи, то есть право собственности. В этом положении Гегель давал философское обоснование частной собственности. Свободу собственности Гегель понимал как право собственников полностью распоряжаться своей собственностью (дарить, обменивать её, торговать ею). Поэтому большое внимание в своей философии права Гегель уделял характеристике основных видов договоров о правомерном отчуждении собственности. Кроме того, он рассматривал три формы нарушения права частной собственности и соответствующие наказания. Наказание должно производиться строго в соответствии с законом и в судебном порядке. Продолжая идеи просветителей, Гегель выступал противником жестокости наказаний и считал, что по мере прогресса цивилизации наказания должны смягчаться.

Историю общества Гегель рассматривал как прогрессивное осознание свободы духа. Общество проходит в своём развитии три стадии или три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена осознания свободы, античная эпоха даёт осознание свободы только частью общества, а германские народы, с точки зрения Гегеля, достигают полной свободы. Что касается других народов, в частности славян, то Гегель считает их народами внеисторическими, остановившимися в своём развитии. Германское же общество Гегель считал вершиной всемирной истории. И в этом проявляется первое противоречие между методом и системой гегелевской философии. Второе противоречие обнаруживает себя в гегелевской концепции абсолютного духа. Полного развития абсолютная идея достигает в философской системе самого Гегеля.

Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872).

Фейербах слушал лекции Гегеля в Берлинском университете. «Благодаря Гегелю,- писал Фейербах,- я осознал самого себя, осознал мир». И Гегель «стал моим вторым отцом, а Берлин – моей духовной родиной».

Начиная как ученик и последователь Гегеля, Фейербах со временем обратился к природе и человеку. В лице Фейербаха немецкая философия осуществила поворот от идеализма к материализму. Фейербах пришёл к выводу, что гегелевский тезис о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован. Он сформулировал свой тезис: «Не было бы природы, никогда логика не произвела бы её из себя». Фейербах таким образом пришёл к размежеванию с философией Гегеля и её критике. Он провозгласил идею о том, что человек должен сосредоточиться на самом себе, на своём мире.

Настоящую известность Фейербаху принесла его работа «Сущность христианства». Именно через эту работу материалистические взгляды Фейербаха оказали мощное воздействие на немецкую философскую мысль.

Материальное бытие Фейербах называл чувственным бытием и считал, что оно существует вне и независимо от человеческого сознания и мирового разума. Материальные вещи, предметы и явления природы интересовали Фейербаха не сами по себе, а только в их отношении к человеку. Материальность человека характеризуется Фейербахом через чувственность. Основой бытия человека является природа. Природа должна стать и началом философии. «Новая философия,- писал Фейербах,- превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии» и тем самым превращает антропологию в универсальную науку. Такой антропоцентризм философии Фейербаха позволяет её рассматривать как антропологический материализм.

Фейербах считал, что природа телесна, материальна, чувственна. Изменение природы во времени, возникновение в ней новых материальных образований и разрушений происходит при сохранении её основных элементов и вечности существования материи. Фейербах был убеждён, что на Земле при определённых условиях естественным образом возникли сначала простейшие живые существа, а затем возникали всё более сложные. С течением времени природа развивается до такой степени, что порождает человека. Человека Фейербах считал высшим порождением природы. Однако вопрос об источниках, причинах и характере развития Фейербахом не исследовался. Ответы на все эти вопросы следует искать в диалектике, но диалектика была идеалистической (Кант, Гегель), а, следовательно, она неприемлема для объяснения материальных процессов.

Фейербах говорил, что философия должна опираться на естествознание. Однако сам он не использовал новейшие естественнонаучные открытия, потому что жил в то время в деревне (в отдалённом имении своей жены). Это, по всей видимости, повлияло на определённую ограниченность фейербаховской философии и сближало её с материализмом XVIII века. Он по сути остался на позициях старого метафизического материализма, хотя и претендовал на создание «новой философии». Правда, в отличие от материалистов XVII-XVIII веков Фейербах рассматривал природу уже не как механизм, а как организм.

В гносеологии Фейербах продолжал линию сенсуализма. Чувственное восприятие, с его точки зрения, необходимо не только в начале познания, но и в ходе всего познавательного процесса для обнаружения соответствия нашего познания действительности. Однако познание не должно ограничиваться чувственным восприятием. Научные и философские истины постигаются опирающимся на чувственность мышлением. Мыслитель считал, что познавательные способности человека достаточны для того, чтобы мыслить вещи такими, «какими они оказываются в действительности».

Для социальной концепции Фейербаха характерно стремление разработать теорию, которая бы способствовала созданию гуманистического общества, в котором исчезли бы не только антагонизмы, но и любая недоброжелательность, что само по себе утопично.

 

 


Тема 5. Возникновение философии марксизма

2. Материалистическая диалектика. 3. Сущность материалистического понимания истории.  

Тема 6. Западная философия конца XIX – XX вв.

1.Проблема знания и языка (неопозитивизм, герменевтика, прагматизм, структурализм). 2. Антисциентизм и иррационализм (философия жизни, экзистенциализм). 3. Особенности современной философской мысли.

Тема 7. Философская мысль России

1. Особенности раннего периода развития русской философии. 2. Философская мысль XVIII-XIX веков. 3. Особенности развития русской философии XX века.

Тема 8. Философское учение о бытии

1. Философский смысл понятия бытия. 2. Современные представления о структуре мироздания. 3. Разнообразие пространственно-временных отношений и форм движения.

Первичное поле кручения

(первичное торсионное поле)

Вакуум

 

Рис. 4. Первичные уровни бытия мира

Английский математик В. Клиффорд утверждал, что в мире нет ничего, кроме пространства с его кривизной и кручением. Изменение кривизны и кручения пространства приводит к двум его состояниям. Первое соответствует упорядоченному состоянию Абсолютного «Ничто», второе – неупорядоченному. «Пустое пространство предполагает существование «первичного Сознания или Сверхсознания», способного осознать Абсолютное «Ничто» и сделать его упорядоченным. На этом уровне реальности решающую роль играет «первичное Сознание», выступающее в роли активного начала, не поддающегося аналитическому описанию».

Переход с первого уровня реальности на второй – уровень первичного поля кручения или первичного торсионного поля – осуществляется благодаря активному началу – «первичному Сознанию или Сверхсознанию». Из Абсолютного «Ничто» рождаются первичные торсионные поля, которые объясняются кручением пространства. Такое первичное торсионное поле представляет собой элементарные пространственно-временные вихри правого и левого вращений, не переносящие энергии, но переносящие информацию. Геометрия пространства на этом уровне представляет собой десятимерное многообразие (четыре трансляционных координаты и шесть угловых), причём кривизна его оказывается равной нулю, а кручение отлично от нуля. Эти вихри порождают как правые, так и левые торсионные поля, и их можно трактовать как информационное поле, пронизывающее пространство. Уравнения торсионного поля существенно нелинейны, поэтому торсионные поля могут обладать сложной внутренней структурой, что позволяет им быть носителями значительных объемов информации. Это поле несёт в себе информацию обо всей реальности. В нашей стране научный подход к изучению первичных полей кручения развивает школа академика РАЕН А. Е. Акимова. Она использует искусственное генерирование таких полей с помощью технических устройств, осуществляет экспериментальное исследование различных последствий воздействия таких полей на живые и неживые объекты.

Существуют три основных свойства первичных торсионных полей, отличающих их от известных физических полей:

- способность торсионных полей переносить информацию без переноса энергии;

- способность передавать информацию со скоростью, превышающей скорость света;

- способность распространяться не только в будущее, но и в прошлое.

В настоящее время учёные более чем в 120 странах мира занимаются изучением второго уровня реальности – информационного поля Вселенной.

Первичные торсионные поля порождают физический вакуум, а физический вакуум есть носитель всех остальных полей, которые порождаются веществом.

Дальнейший переход материи из виртуального состояния в реальное происходит в результате спонтанной флуктуации или под воздействием уже рождённой из вакуума материи. Рождение реальной материи из вакуума означает переход на четвёртый уровень реальности.

Вполне вероятно, что в вакууме существуют критические точки (точки бифуркации), в которых все уровни реальности проявляются одновременно виртуальным образом.

Аналогичные мысли высказаны в книге П. Девиса «Суперсила. Поиски единой теории природы». Суперсилой в ней названо некое создающее начало, в котором «материя, пространство-время и взаимодействие слиты в нераздельное гармоничное целое, порождающее такое единство Вселенной, которое ранее никто не предполагал… Только постигнув взаимосвязь силовых полей, частей и симметрий, физики сформулировали, вероятно, самую замечательную из известных гипотез: мы живём в одиннадцатимерной Вселенной». Согласно этой теории, трехмерный мир наших чувственных восприятий дополняется семью невидимыми пространственными измерениями, что и составляет вместе со временем одиннадцать измерений. Невидимые нам дополнительные семь измерений проявляются как силы, или взаимодействия.

Последовательное проведение идеи неисчерпаемости материального мира не ограничивается признанием существования бесконечного множества состояний, свойств, качеств и законов природы. Идею неисчерпаемости следует понимать гораздо шире, не только как бесконечное многообразие наблюдаемого мира, но и как признание существования множества миров. Каждый из этих миров имеет свои собственные характеристики пространства, времени, движения и других атрибутов.

Например, свойства макроскопического пространства состоят в его трёхмерности, непрерывности, гомогенности, изотропности. Однако могут существовать и другие виды пространства, не обладающие этими характеристиками.

Наши представления об атрибутивных свойствах материального мира соответствуют геоцентрическому миру, который для человека является эталонным, т.к. составляет условия жизни человека. Известные нам пространство, время, количество, причинность – это только некоторые частные случаи пространства, времени, количества, причинности. Геоцентрический мир, составляющий условия жизни человеческого тела, связан с евклидовым пространством, ньютоновым временем, лейбницевым качеством (целое всегда больше части).

Учёные считают, что есть основания полагать, что уровни материи (микромир, макромир, мегамир) следует рассматривать как онтологически разные миры. В таком случае макромир – это привычный для нас геоцентрический мир, а микро- и мегамиры – негеоцентрические типы миров, где атрибутивные свойства другие.

Теория относительности и квантовая механика подтверждают наличие негеоцентрических типов пространства, времени, движения.

Исследования в области квантовой механики приводят некоторых физиков к обоснованию существования супернеявного порядка. Автором этой концепции является всемирно известный физик Дэвид Бом. Исследования в области физики Дэвида Бома опровергают традиционное описание бытия как мозаики разъединённых элементов. Свои представления о строении мира он разрабатывает в рамках так называемой голографической модели, согласно которой материальная структура Вселенной подобна гигантской голограмме: каждая часть Вселенной отражает всю её структуру. Эти представления вполне согласуются с последними исследованиями российских учёных в области физики вакуума. Согласно Бому, в любой точке пространства может находиться сразу несколько частиц с разным квантовым потенциалом. Квантовый потенциал определяет квантовое поведение частицы, иначе говоря, характерные особенности частицы. Частицы с разным квантовым потенциалом могут находиться в одной и той же точке и при этом не пересекаться и не совпадать. Возникает аналог голограммы.

Таким образом Бом объясняет наличие супернеявного порядка, т.е. более глубокой реальности, которая не выявляется в нашем материальном мире, а проявляется только на уровне квантовых эффектов.

Однако надо отметить, что идея супернеявного порядка не является общепризнанной. Её подвергают критике, считая ненаучной. Под ненаучностью в данном случае имеется в виду невозможность экспериментальной проверки идеи супернеявного порядка.

В современной науке, тем не менее, всё чаще высказывается мнение о том, что существует множество универсумов, а мы лишь один из них.

Лауреат Нобелевской премии англичанин Брайан Джозефсен в 1975 г. высказал предположение о возможности существования параллельных, не соприкасающихся с нами миров, которые, по его мнению, не воспринимаются нами, но благодаря определённым техникам могут становиться видимыми.

В 1980 г. сотрудником Массачусетского технологического института Аланом Гутом была предложена теория раздувания, уточняющая теорию Большого взрыва. Согласно концепции раздувания через 10-35 секунд после образования Вселенная не содержала ничего кроме чёрных мини-дыр и «обрывков» пространства, поэтому при резком раздувании образовалась не одна Вселенная, а множество, причём некоторые, возможно, были вложены друг в друга. Рождающаяся Вселенная представляла собой нечто вроде пены. Каждый из участков пены превратился в отдельную Вселенную, и мы живём в одной из них. Отсюда следует, что может существовать много других вселенных, недоступных для нашего наблюдения. Этой теории удаётся обойти ряд трудностей традиционной теории Большого взрыва, но она сама не свободна от недостатков.

Картину мира, обладающего шестью измерениями, разрабатывает теоретик Бурхард Хайм. Его картина мира основана на теории относительности и квантовой механике.

Французский естествоиспытатель и философ Тейяр де Шарден высказывал предположение о том, что за пределами материального универсума существует «психический космос», находящийся за границей нашего чувственного восприятия.

Как видно из приведённых выше гипотез и теорий, современная наука всё больше склоняется к мнению о существовании множественности принципиально отличающихся друг от друга миров и о более сложном строении нашего мира, картина которого не укладывается в привычные для нас представления.

Каждый из миров обладает своими собственными пространственно-временными характеристиками, которые невозможно описать в терминах геоцентрического пространства и времени. Пространство и время являются первыми самыми показательными особенностями любого мира.

Самое первое и самое общее представление о пространстве и времени возникает у человека из непосредственного эмпирического опыта.

Понятие пространства в таком представлении связано с характеристиками отдельных вещей, которые имеют протяжённость, объём и определённое пространственное положение по отношению к другим вещам.

Самое общее определение пространства будет звучать следующим образом: пространство – это форма бытия материи, которая характеризуется протяжённостью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.

Категория времени возникла на основе восприятия смены событий или их круговорота (смены дня и ночи, зимы и лета).

Время – это такая форма бытия материи, которая характеризуется свойствами изменения и развития систем, длительностью и последовательностью смены состояний.

В истории философии существовали две основные противоположные концепции пространства. Первую концепцию можно назвать субстанциальной. Начало этой концепции пространства было положено Демокритом. В наиболее развитом виде субстанциальное понимание пространства даёт Ньютон. В этой концепции пространство отождествляется с пустотой и рассматривается как неподвижное вместилище тел. Пространство в виде пустоты существует везде, а материальные тела – только в отдельных местах пространства. Пространство в таком понимании не зависит ни от материи, ни от времени. Оно абсолютно и может существовать без материи, но материя вне пространства не существует.

Другая концепция пространства в истории философии связана с именем Аристотеля. В ней отрицается существование пустоты как таковой, а пространство рассматривается как свойство материальных тел. В таком понимании пространство неразрывно связано с материей и без неё самостоятельного существования не имеет.

В понимании времени тоже можно выделить две противоположные точки зрения. Согласно одной из них время не зависит от реальных процессов. Оно является абсолютной реальностью, не зависит ни от материи, ни от пространства. Ньютон называл такое время длительностью. В этом понимании время является условием любого процесса.

Другая точка зрения связывает время с реальным движением и реальными процессами. В этой концепции время не существует вне реальных процессов.

В науке и философии Нового времени была общепризнанной концепция Ньютона, согласно которой пространство и время абсолютны.

Однако такое понимание пространства и времени было односторонним и постепенно опровергалось в науке и философии.

«Абсолютное пространство» Ньютона оспаривал ирландский философ Джордж Беркли. В своей книге «Принципы человеческого знания», рассматривая проблему вращательного движения в пустом пространстве, Беркли указал, что если бы пространство было совершенно пустым, нельзя было бы сказать, вращается ли какой-либо объект, например Земля.

Создавая один из первых вариантов неевклидовой геометрии, Лобачевский высказывал предположение о существовании таких пространственных форм, которые не могут быть описаны евклидовой геометрией. Это предположение, высказанное Лобачевским, опровергало Ньютоновскую концепцию абсолютного пространства.

В 1889 г. против понятия абсолютного пространства и времени выступил французский философ-интуитивист Анри Бергсон.

Немецкий физик Эрнст Мах, прославившийся работой «Механика» и непримиримыми взглядами на атомную структуру, развил идеи Беркли, выдвинув так называемый принцип Маха, согласно которому силы, действующие на объект в определённом месте пространства, зависят от местных особенностей и от Вселенной в целом.

Учёные сочли эти идеи возмутительными и смеялись над ними: какое отношение имеют далёкие звёзды к силе, возникающей при вращении карусели? Эйнштейн не смеялся. Он говорил, что идея Маха была для него путеводной звездой при создании общей теории относительности.

Таким образом, решающий вклад в опровержение представлений об абсолютности пространства и времени был сделан Альбертом Эйнштейном. Создав теорию относительности, он доказал относительные характеристики пространства и времени. Теория относительности изменила очень многие представления о свойствах пространства и времени. Она давала новые представления об одновременности событий, была установлена зависимость пространственно-временных отношений от движения и массы тела, были опровергнуты представления о равномерности «течения» времени и о «плоском» характере пространства.

В современной науке сформировалось понятие пространственно-временного континуума. Чёткое представление о единстве пространства и времени дал Эйнштейн в своей теории относительности. С тех пор эти два понятия объединятся в одно − «пространство-время». Пространство-время в общей теории относительности искривлено, причём характер искривления в данном месте зависит от происходящих здесь физических явлений. С другой стороны, кривизна пространства-времени влияет на происходящие процессы.

Это новое понятие пространства-времени подразумевает и новое отношение к пространству Евклида и времени Ньютона, т.е. подразумевает четырёхмерность материального мира. Именно подразумевает, потому что увидеть или логически осмыслить четырёхмерность практически невозможно.

Взаимосвязь пространства и времени выражается в том, что всякое движение в пространстве сопровождается движением во времени. Но даже не двигаясь в пространстве, всё существующее вечно движется во времени. Временем в данном случае называют расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности. Это расстояние нельзя отметить в трёхмерном пространстве. Оно выходит за пределы трёхмерного пространства.

Описание четырёхмерного или любого n-мерного пространства может производиться только в категориях вероятности.

Неопределённость, возникающую при описании многомерных миров, можно пояснить следующим образом. Представьте себе кинозал, где на освещенном экране перемещаются тени от шаров, движущихся в зале в лучах прожектора. Допустим, что у нас есть возможность наблюдать все события, происходящие в зале, только по теням на двухмерном экране. Таким образом, описывать события мы можем только с помощью величин, характеризующих расположение и перемещение теней на экране. Тогда невозможно будет объяснить закономерности движения шаров: при одних и тех же двухмерных условиях результаты будут различны: в одних случаях при двухмерном столкновении шары изменяют своё движение, а в других случаях они как бы проходят друг через друга. Такое поведение шаров можно было бы описать, только предполагая какие-то вероятностные параметры, выходящие за пределы двухмерного пространства.

Эйнштейн говорил, что время ещё более загадочно, чем пространство: «Когда у вас на коленях сидит хорошенькая девушка, час пролетает как минута, но даже минута на раскалённой плите кажется часом».

Таким образом, четвёртым измерением пространства можно назвать время, которое само является движущимся пространством и обладает реальными физическими характеристиками, влияющими на мир. Гипотеза эта была высказана примерно 100 лет назад, но подтвердил её в XX в. доктор физико-математических наук, профессор Пулковской обсерватории Николай Александрович Козырев.

«Что собой представляет время, до сих пор ещё неизвестно. В физике по этому вопросу существуют лишь смутные соображения… Физик умеет измерить только продолжительность времени, поэтому для него время – понятие совершенно пассивное». Козырев же приходит к заключению, что время имеет активные свойства. Оно является активным участником мироздания.

Свойства времени Козырев исследовал с помощью вращающихся тел-волчков. Опыты показали, что время является реальным физическим фактором, который активно участвует во всех природных процессах и обеспечивает причинно-следственные связи явлений.

Козырев утверждал, что время является необходимой составной частью всех процессов во Вселенной (в т.ч. на нашей планете), причём оно является главной движущей силой всего происходящего, т.к. все процессы в природе идут или с выделением, или с поглощением времени.

Геометрия, связывающая пространство и время в единое четырёхмерное многообразие, была разработана профессором Германом Миньковским в соответствии со специальной теорией относительности. С точки зрения реальности такого мира всё, что может произойти, уже существует в будущем и продолжает существовать в прошлом. Перемещаясь по оси времени, мы только сталкиваемся с событиями в своём настоящем.

Козырев использовал эти представления в астрономии и получил удивительные результаты.

Известно, что мы видим звёзды не там, где они находятся в настоящее время, а там, где они находились десятки и сотни тысяч лет назад: именно столько времени требуется свету, чтобы дойти до нас со звезды. Рассматривая звёздное небо, мы вглядываемся в прошлое. А вот со временем происходит всё иначе. Поскольку оно не распространяется по Вселенной, как свет, а появляется в ней сразу, его действие на процессы и материальные тела происходит мгновенно.

Полагая время за некий физический фактор, проявляющий себя одновременно во всей Вселенной, и предполагая, что он должен вполне определённым образом влиять на физические процессы, Козырев пришёл к выводу, что звезда в её истинном положении должна воздействовать на регистратор типа весов с гироскопом.

«Моменты времени, как материальные нити, связывают центр действия с объектами, воспринимающими это действие. Время несёт в себе организацию, структуру, которая может быть передана другому веществу».

Иначе говоря, используя свойства времени, можно получить мгновенную информацию из любой точки Вселенной или передавать её в любую точку Вселенной. Вещи воздействуют друг на друга через время. Информационный обмен между системами происходит с участием времени, стоящего на нулевой отметке. Если вычислить, где в данный момент находится звезда – источник самых бурных и могучих процессов во Вселенной, которые должны выделять колоссальное количество времени, и направить на этот «чистый» для глаза участок неба телескоп, то с помощью специальных приборов гипотезу можно доказать.

Телескоп был направлен на видимую звезду. Приборы зарегистрировали изменения. Затем переместили объектив так, чтобы в его фокусе оказалось истинное – невидимое – положение звезды. Приборы снова отреагировали. Самое поразительное состояло в том, что приборы зарегистрировали и будущее положение звезды, т.е. то место, где она должна находиться, когда к ней придёт световой сигнал, посланный с Земли. Таким способом было определено истинное положение Порциона из созвездия Орион.

В лабораторных земных условиях достичь подобных результатов сложно из-за малых размеров земных тел.

С помощью своих представлений о свойствах времени Козырев считал возможным объяснение такого феномена, как телепатия.

Таких же взглядов на природу времени придерживается американский физик-теоретик Шарль Мезе. Он считает, что время является причиной высвобождения всех энергий.

Один из величайших гениев среди физиков – Николай Тесла – говорил, что в один прекрасный день, когда наука начнёт заниматься изучением нефизических явлений, она за десятилетие продвинется значительнее, чем за все предшествующие десятилетия своего существования.

Итак, в XX в. в науку и философию входит новое понимание пространства и времени как единого неделимого пространства-времени, в котором время является четвёртым измерением пространства. Поэтому нельзя делать какие-либо выводы о времени, не обращая внимания на пространство. И наоборот: всё, что отражается в пространстве, так или иначе отражается во времени. Пространство и время не могут быть мыслимы не только отдельно друг от друга, но и от материи, поэтому пространство-время надо рассматривать и в связи с видами и структурными уровнями материи.

Так можно выделить различные пространственно-временные континуумы, соответствующие микромиру, макромиру и мегамиру. К настоящему моменту макро- и мегапространство-время в значительной степени исследованы, а микропространство-время ещё очень малоизучено. Однако описание микропространства-времени в терминах макроскопического пространства-времени невозможно, т.к. для описания микромира более подходит n-мерное пространство Гильберта. Столпы современной физики – квантовая теория и теория относительности – описывают микро- и макрокосм соответственно.

Пространство-время различаются не только по уровням материального мира, но и по типам взаимодействий.

Вернадский, например, различал время внутри живых организмов и внутри косной материи. Различие симметрии пространства живого и косного вещества заставляет отделить жизненное пространство-время от планетарного пространства-времени.

Сегодня учёные выделяют геологическое пространство-время, химическое, биологическое, психологическое или субъективное и социальное.

Каждый тип пространства-времени связан с особым типом взаимодействий, поэтому для изучения геологического, например, пространства-времени надо хорошо знать специфику геологических процессов. Геологическое время связано с процессами, происходящими на уровне минералов и других геосистем. Однако сегодня ещё нельзя говорить о хорошей изученности геовремени. Неизвестен пока и способ его измерения. Обыкновенные часы здесь непригодны, т.к. не отражают специфику геосистем.

Биологическое время тоже обладает целым рядом особенностей. Оно связано с ритмической организацией всех биологических явлений. Исследование биоритмов началось ещё в XVIII в., но до сих пор механизм биоритмики не найден. Сегодня проблемами биологических часов занимается хронобиология. Единица измерения и способ измерения биологического времени пока неизвестны, но установлено, что величина биологического времени пропорциональна интенсивности биологических процессов, происходящих в организме. Время биологической системы течёт неравномерно: на первых этапах роста ход «внутренних часов» постоянно ускоряется, а на последующих – замедляется. С этим феноменом, в частности, связано и субъективное восприятие времени живыми организмами. Для маленького ребёнка время внешних событий «растягивается» и течёт очень медленно, потому что внутренние процессы, происходящие в его организме, имеют большую скорость. С возрастом же внешнее время для человека летит всё быстрее и быстрее, т.к. происходит замедление внутреннего времени.

Принципиальная разница существует и в пространственных структурах геологических и биологических систем. Все биологические организмы построены по принципу пятигранника. Человек – это типичная пентасистема. Даже вирус имеет форму правильного пятигранника. А вот для мира камней и кристаллов характерна любая симметрия, кроме симметрии пятого порядка. Ещё одна особенность в пространственной организации живого и неживого состоит в наличии асимметрии правого и левого, характерной для живого и в отсутствии таковой в неживой природе.

Ещё одна особенность, характеризующая разнообразные миры и уровни организации бытия, – это движение.

Первые попытки интерпретировать движение относятся к древности (греческие атомисты, Гераклит и др.). Довольно долго в философии и науке движение рассматривалось как случайное свойство материальных объектов: считалось, что тела могут или находиться в движении или покоиться. Причем под движением понималось в основном пространственное перемещение. В современном смысле движением называют любое изменение. Сегодня научно установлено, что все материальные системы (начиная от микромира и заканчивая космическими телами) находятся в процессе постоянного изменения. В любом материальном объекте происходят различные изменения, и именно они определяют сущность конкретного объекта. Видимая устойчивость отдельных материальных тел реализуется через внутреннее динамическое равновесие. Поэтому любое изучение материальных объектов сводится к исследованию внутренних процессов изменения.

Все изменения можно подразделить на два больших типа: количественные и качественные. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Примерами количественных изменений являются все механические перемещения, процессы нагревания и охлаждения тел, оптические и электромагнитные процессы.

Качественные изменения связаны с резкой перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты с новыми свойствами.

Помимо типов выделяют также формы движения.

Под формами движения понимают движение, связанное с определённым носителем. Основные формы движения выражают определённые типы связей и взаимодействий материальных объектов. Все известные сегодня формы движения можно разбить на три класса: в неживой природе, в живой природе и в обществе.

- К формам движения в неживой природе относятся следующие: движение элементарных частиц и полей; движение атомов и молекул, которые являются основой всех химических превращений; движение макроскопических тел (теплота, звук, кристаллизация, изменение агрегатных состояний и др.); движение в космических системах различного порядка (планетах, звёздах, галактиках).

- Движение в живой природе – это биологические процессы в различных системах: микроорганизмах, одноклеточных, многоклеточных, в отдельных видах, биоценозах, в биосфере.

- К социальным формам движения относятся различные виды деятельности человека, социальные отношения и т.д.

Относящиеся к первому классу формы движения микрочастиц и макроскопических тел проявляются через четыре основные типа взаимодействий: гравитационные, слабые, электромагнитные и сильные.

Гравитационная форма движения – это взаимодействие тел через создаваемые ими поля тяготения. Это одна из наиболее универсальных форм движения, хотя действует она не на всех уровнях организации мира. Определяющую роль гравитационное поле играет в космических масштабах. Именно это взаимодействие обеспечивает целостность космических систем.

Слабые взаимодействия – это процессы, связанные с излучением и взаимодействием нейтрино (при распаде нейтронов, радиоактивных ядер, мезонов). Скорость распространения нейтрино считается равной скорости света в вакууме. Особенность нейтрино составляет их огромная проникающая способность. Они могут пройти через слой вещества толщиной в 1019см и не испытать при этом столкновения с другими частицами.

Электромагнитная форма движения включает в себя многообразные процессы взаимодействия в электрических и магнитных полях. Она характерна для квантов электромагнитного поля, заряженных и нейтральных частиц. Поэтому электромагнитная форма движения приближается по степени общности к гравитационной.

Сильным воздействиям соответствуют процессы превращений в структуре элементарных частиц и атомных ядер. В отличие от уже рассмотренных форм движения эти процессы замкнуты в масштабах атомных ядер. Они обусловливают устойчивость атомных ядер.

Все формы движения микрочастиц неразрывно связаны между собой и при определённых условиях способны превращаться друг в друга. Это приводит к взаимопревращениям элементарных частиц.

Движение микрочастиц лежит в основе всех изменений в телах и обусловливает возможность возникновения других форм движения.

Для атомно-молекулярных систем специфичной является химическая форма движения. Эта форма движения представляет собой процесс изменения структуры или превращения молекул, ионов в результате перераспределения связей между составляющими их атомами.

К формам движения макроскопических тел относятся: теплота, звук, процессы кристаллизации, изменения агрегатного состояния и т.п.

На уровне мегасистем возникают особые формы движения, не характерные для привычных макроскопических взаимодействий. При очень больших массах и гравитационных потенциалах процессы протекают иначе, чем в земных условиях.

Особенно загадочны формы движения в «сверхзвёздах». Выделяемая ими энергия значительно превосходит энергию термоядерного синтеза у обычных звёзд.

Второй большой класс форм движения – это движение на биологическом уровне, в живых системах. Земные формы жизни связаны с существованием белковых тел. Однако в настоящее время всё более настойчиво выдвигаются гипотезы о возможности существования небелковых форм жизни.

Жизнь можно определить как форму движения высокоорганизованной материи, содержанием которой является обмен веществ и самовоспроизводство.

Всякий живой организм представляет собой открытую саморегулирующуюся систему, которая существует в неразрывной связи с условиями и обладает повышенной избирательной реакцией на жизненно важные воздействия. От неживого мира живой отличается наличием избирательного обмена веществ и способностью к самовоспроизведению.

Обмен веществ непрерывно усложняется с повышением уровня организации живого, с переходом от простейших к многоклеточным, позвоночным и млекопитающим. Это проявляется в изменении способа питания, скорости обменных процессов, активности поведения и т.д. Одновременно усложнялись самоуправление и информационные функциональные связи в организмах.

Важнейшей стороной движения в живой природе являются все процессы, связанные с отражением организмом условий своего существования, которые имеют свои специфические особенности (см. об этом главу 3 настоящего издания.)

Наиболее сложным и дискуссионным является вопрос о возникновении жизни. Анализируя различия живой и неживой природы, В.И. Вернадский на базе биохимии пришёл к выводу, что переход от неживого к живому невозможен. Современная биохимия подтверждает этот вывод исследователя. Работы Вернадского и более поздние исследования показывают, что живое не могло возникнуть из неживого. Согласно Вернадскому и многим другим представителям русского космизма жизнь вечна во вселенной так же, как и сама Вселенная. Важнейшим моментом в этой теории оказывается привнесение на Землю живого вещества из глубин космоса.

Эта точка зрения встречает серьёзные трудности, если рассматривать привнесение жизни на молекулярном уровне – как совокупности живых молекул. Биополевая гипотеза возникновения жизни позволяет предположить, что внемолекулярный компонент жизни и биополя оказывают формирующее воздействие на молекулярные процессы. Это допущение и другие данные позволяют предположить, что жизнь была привнесена из космоса на Землю не в виде молекул, а в форме постоянно действующих во Вселенной биополей. Функционирование этих полей таково, что живые молекулы формируются везде, где имеются для этого необходимые условия. Благоприятные условия для зарождения жизни из биополей (одним из которых является определённый уровень солнечной радиации) сложились в своё время на Земле.

Третий класс форм движения связан с социумом. Эти формы движения значительно моложе по возрасту, чем рассматриваемые ранее. Они возникают только вместе с человеком и обществом. Предпосылкой социальной формы движения является биологическая форма, а именно появление человека как биологического вида. Таким образом, человек должен рассматриваться не только как индивид биологического вида, но и как общественное существо.

Общественные формы движения включают в себя все типы отношений в обществе между людьми, между коллективами, национальностями, государствами. Все эти отношения в конечном итоге связаны с производственной деятельностью человека, которая и отличает человеческое общество от животного мира.

На каждом структурном уровне материального бытия происходящие процессы обладают своими специфическими особенностями и подчиняются разным законам. Поэтому нельзя распространять на всю Вселенную известные в настоящее время формы движения.

Общими для всех трех классов движения являются различные виды пространственного перемещения.

Пространственное перемещение нельзя сводить только к механическому движению. Многие его разновидности (например, распространение в пространстве электромагнитных частиц и гравитационных полей, обмен квантами различных полей между частицами в атомах и атомных ядрах) нельзя назвать механическими процессами. Механическим является такое перемещение, которое происходит по определённой траектории и подчиняется законам классической механики.

В механике пространственное перемещение отделяется от всех других форм движения и считается самым элементарным. Пространственное перемещение не является переносом совершенно неизменного тела из одного места в другое. Оно всегда сопровождается взаимодействием тел с различными полями и частицами, изменением их свойств. Всякое движение включает в себя взаимодействие и происходит не изолированно, а испытывает влияние других форм движения.

Пространственное перемещение может проявляться как прямолинейное, равномерное, ускоренное, криволинейное, вращательное и т.д. Если при механическом движении энергия внешнего воздействия достигает значения энергии внутренних связей тела, то структура процесса меняется и в нём начинают преобладать качественно иные формы движения: электромагнитные, гравитационные, атомно-молекулярные и др.

В природе не существует таких материальных объектов, которым было бы свойственно только одно пространственное перемещение. Всем реально существующим объектам наряду с пространственным перемещением свойственны и многие другие формы движения.

Все формы движения обладают своей спецификой, т.е. качественно отличны друг от друга. Но они взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется, во-первых, во взаимопревращениях различных форм движения, а во-вторых, в том, что в одних формах могут присутствовать другие в качестве составляющих. Так, например, биологическая форма движения включает в себя движение микрочастиц и различные химические процессы.

Однако не следует забывать, что каждая форма движения имеет своего носителя, т.е. связана с определённым структурным уровнем материи, и поэтому, несмотря на взаимопревращения и взаимосвязь, они не могут быть сведены друг к другу.

 

 


Тема 9. Философские идеи развития

1. Понятие системности. Типы систем. 2. Сущность процесса развития. 3. Направленность развития.

Целесообразность развития.

В природе нет разумных целей. Однако понятие «цель» имеет объективное содержание. Под объективными целевыми отношениями понимают согласованность и…   & В обобщённом виде целесообразность может быть определена как соответствие какого-либо явления или процесса…

Тема 10. Проблема сознания в философии и науке

2. Мышление – сознание- язык. 3. Природа сознания и проблема его происхождения. 4. Сознание как целостная система.

ТЕМА 11. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ

2. Познавательные способности человека.   Французский лингвист Гюстав Гийом сформулировал тезис, который может претендовать на роль фундаментального принципа…

ТЕМА 12. ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. Специфика философского познания.   В зависимости от предмета изучения и средств, используемых для этого, познавательную деятельность можно подразделить…

Методы эмпирического и теоретического исследования

Эксперимент включает несколько этапов: 1. Подготовительный. На этом этапе эксперимента происходит тщательный отбор… 2. Второй этап связан с проведением самого эксперимента.

Описательные методы используются, когда невозможно применение иных методов познания. Описание изучаемых явлений может быть словесным (вербальным), графическим, схематическим, формально-символическим.

Описательные методы чаще всего применяются на первоначальных стадиях развития знания и ведут к более развитым состояниям науки, когда становится возможным использование других методов. Однако для определённых явлений описательный метод является наиболее адекватным. Это относится к явлениям, которые не подчиняются более жёстким требованиям.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному основан на продвижении мысли от неполного приближённого знания об объекте к более полному всестороннему его описанию и созданию целостного представления об изучаемом объекте или явлении. Этот метод включает в себя:

- процедуру движения от чувственно-конкретного к абстрактному (или от единичного к общему);

- процедуру движения от отдельных абстракций к их единству (или к конкретно-всеобщему).

Помимо названных методов существуют ещё общелогические приёмы, к которым относятся:

- анализ и синтез;

- абстрагирование;

- обобщение;

- идеализация;

- индукция и дедукция;

- аналогия и некоторые другие.

Частные методы – это методы конкретных наук (например, сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии, описательные и генетические методы в геологии, метод социометрии в социологии, тестирование в педагогике и психологии и т. п.).

Всеобщий, общие и частные методы находятся в диалектическом единстве. Каждый из них выполняет специфическую роль в познании. Вместе с тем они дополняют друг друга.

Целью всей познавательной деятельности человека является достижение истинного знания. Между тем, что такое истинное знание, какое знание является истинным, какое нет, определить однозначно достаточно сложно. Можно найти разнообразные определения истины:

- соответствие знаний действительности;

- самосогласованность знаний;

- полезность знаний, его эффективность;

- соглашение;

- опытная проверяемость.

Самое древнее определение истины, получившее название классического, гласит, что истина– это соответствие мыслей действительности.

Классической концепции истины придерживались Платон и Аристотель. В современной философии эта концепция получила дальнейшее развитие, которое состоит, прежде всего, в обосновании объективности истины.

Объективная истина – это такое содержание знаний, которое не зависит от субъекта. Это не означает, что объективная истина является элементом объективного мира.

& Объективную истину можно определить как содержание
человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, то есть воспроизводит его.

Связующим звеном между знаниями и объективным миром является практическая деятельность людей. Реальным предметом познания выступает не объективный мир сам по себе, а объективный мир, заданный через практику. Практическая заданность предмета познания не лишает его объективности, но делает эту объективность относительной в том смысле, что на каждой ступени исторического развития человечества в соответствии с уровнем развития предметно-практической деятельности познанию раскрываются лишь какие-то ограниченные свойства объективной реальности, некоторый ограниченный её срез.

С этой же ограниченностью связано и такое свойство истины, как её относительность. Понятия относительной и абсолютной истины характеризуют истину как процесс изменения и развития знания об объективном мире.

Длительное время в философии и науке преобладало представление об истине как об объективном и неизменно достоверном знании. Истина в таком понимании противопоставлялась заблуждению. Однако история науки свидетельствует о том, что наши знания не являются ни абсолютно точными, ни неизменными. Они носят приближённый характер и постоянно пополняются. Поэтому истины, установленные наукой, относительны.

& Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир, которое пополняется и конкретизируется от эпохи к эпохе.

Возможно ли достижение абсолютной истины? Что такое абсолютная истина?

Прежде всего, под абсолютной истиной понимают предельно точное и полное знание. Такого рода истина – идеал, предел человеческого знания, который недостижим ни на каком конкретном этапе познавательной деятельности человека. Процесс развития науки – это приближение к такой абсолютной истине, однако предел полноты и точности нашего знания о мире постоянно отодвигается, и абсолютная истина ускользает от человека.

Существует и другое истолкование понятия абсолютной истины. Под абсолютными истинами понимают также некоторое знание, которое не опровергается дальнейшим развитием науки. К такого рода знанию относятся, во-первых, истины-факты: например, Земля – планета солнечной системы. Во-вторых, к таким абсолютным истинам можно отнести все достоверные знания, накопленные человечеством в данную эпоху. В качестве примера можно привести законы Ньютона, которые, несмотря на то, что физика со времён Ньютона ушла далеко вперёд, всё же не потеряли своей истинности. Подобного рода истины и относительны и абсолютны одновременно. Относительны в том смысле, что они применимы только к определённой ограниченной области действительности, а абсолютны в том смысле, что они не опровергаются в ходе развития науки, а включаются в качестве органической составляющей в более сложное и более полное знание о мире.

Философское познание.Философия, являясь особым видом познавательной деятельности человека, имеет ряд особенностей, не свойственных другим видам познания. О некоторых особенностях философского познания мы говорили в первой главе.

Прежде всего следует подчеркнуть, что в отличие от других видов познания философия всегда находится на границе познанного и непознанного. Наука действует в рамках определённой парадигмы, которая сковывает, ограничивает её развитие. Философия, конечно, тоже связана с конкретным уровнем развития общества, его культуры и накопленными знаниями, но она гораздо более свободна в своих поисках истины. Если всё имеющееся знание представить в виде сферы, то наука будет действовать внутри этой сферы, а философия может быть представлена как оболочка, с одной стороны соприкасающаяся с уже имеющимся знанием и современными научными разработками, а с другой стороны, уходящая в бесконечную Неизвестность (рис. 6).

Предметом философии являются субъект-объектные отношения, отношение человек – объективный мир. Суть философского познания мира заключается в том, что в центре внимания находится переход объективного в субъективное и обратно, их совпадение, тождество.

 

 

 

Рис. 6. Границы познания философии и науки

Философия, как и наука, исследует объективные закономерности, даёт объективную картину мира и в отличие от частных наук ставит в центр объективных связей и отношений человека, определяет его место в мире, выявляет объективную природу его субъективности, происхождение субъективности, её развитие. После раскрытия объективной природы субъективности, т.е. выяснения объективного содержания человеческого сознания, потребностей, целей, интересов, философия исследует пути превращения субъективного в объективное.

Философское познание, кроме того, является методологической основой науки, раскрывает место науки в жизнедеятельности общества.

Задачей научного познания является исследование объективных закономерностей, но познание осуществляют люди, поэтому в процессе познания происходит превращение объективного в субъективное, а этот процесс наукой не рассматривается. Это превращение изучает философия и создаёт теорию познания, которая раскрывает общие закономерности процесса познания и предоставляет в распоряжение науки общие логические и методологические принципы.

Таким образом, наука и философия как формы познания мира тесным образом связаны между собой и оказывают воздействие друг на друга в ходе своего развития. В современных условиях наука и философия всё больше объединяют свои усилия в познании мира.

Важнейшей философской проблемой познания является проблема понимания, которая распадается на проблемы понимания человека и понимания текста, проблему соотношения знания и понимания, понимания и объяснения.

Можно привести множество примеров, которые проиллюстрируют, во-первых, что знание и понимание – это разные феномены и, во-вторых, что между знанием и пониманием существует сложная система взаимодействия. Можно знать нечто, не понимая смысла; можно успешно действовать, не понимая при этом сущности происходящего. Древние египтяне, например, умели довольно точно предсказывать солнечные затмения, но не понимали природы этого явления.

Познавательную роль понимания часто соотносят с объяснением: понять – это значит уметь объяснить. Понимание не просто связано с объяснением, оно предопределяет его. Всякое объяснение строится на основе того или иного понимания.

Отличие понимания от объяснения состоит в его целостности. Понимание выступает характеристикой целостности знания и предполагает различные способы объяснения.

Теоретическое освоение мира предполагает не только получение знаний о мире, но и понимание отображаемого в знании объективного мира и самого знания. Знание и понимание – это различные моменты человеческого взаимодействия с окружающим миром.

Понимание мы будем рассматривать как процедуру осмысления, т.е. выявление и реконструкцию смысла. Специфичность человеческого осмысления действительности состоит в том, что смысловая структура знания обладает социальным, надындивидуальным значением (или смыслом). В этом социальном значении отражается знание с той степенью полноты, которая доступна обществу на данном этапе его развития.

Являясь достоянием общества, знания реализуются в индивидуальном сознании и отражают степень овладения социальным опытом. Поэтому в смысловой структуре следует различать социальное значение и его значение для индивида, т.е. личностный смысл. Социальное значение выражает общественное отношение к действительности, и это позволяет нам говорить об уровне освоения окружающей действительности в ту или иную эпоху. Личностный смысл – это личное отношение к этой социально осмысленной действительности.

Личностный пласт осмысления действительности зачастую чрезвычайно трудно передать, т.к. он глубоко индивидуален. Например, в таком факте человеческого существования, как смерть, можно выделить его биологическое, социальное значение, а также личностный смысл восприятия смерти.

Овладение значением (осмысление) всегда начинается с личностного смысла, но человеческое сознание не является замкнутой единицей, оно открыто для социальных значений. Социальные значения всегда реализуются для личности не полностью, а в той мере, в какой общественные функции личности требуют присвоения социального опыта. Иначе говоря, общественное значение преломляется через микросреду жизнедеятельности человека, его личностные особенности восприятия и поэтому мы наблюдаем большое разнообразие личностных смыслов.

Современный человек имеет дело с гигантским валом информации. Но для того, чтобы передаваемые знания способствовали успеху в деятельности, они должны быть понятны людям, которые имеют с ними дело. Любая человеческая деятельность происходит в постоянном взаимодействии людей друг с другом. Поэтому деятельность зависит от взаимопонимания людей. Однако сегодня приходится говорить об информационном обмене не только между людьми, но и между техническими системами и даже между различными блоками одной ЭВМ, между людьми и машинами. Специальной областью знания стала проблема общения с возможными внеземными цивилизациями. Все эти проблемы ставят вопрос о степени понимания, т.е. не только «понятно – непонятно», а «насколько верно понять».

Народная мудрость утверждает, что «умному достаточно намёка». Для того чтобы понять какую-то мысль или поступок человека, не всегда надо разворачивать в явном виде все факторы. Умение оперировать «свёрнутой» информацией позволяет по некоторым фрагментам и частностям восстановить весь смысл целиком. Но такое возможно только, если человек обладает знанием смыслового целого. В таком случае он легко восстановит необходимые детали и поймёт общий смысл. Полный смысл может быть воспринят и в том случае, если человек настроен на его восприятие, т.е. если он его ожидает. Характер восприятия смысла будет полностью зависеть от воспринимающего субъекта. Такая субъективность восприятия смысла порождает разночтения, различное понимание одного и того же.

С этой проблемой мы сталкиваемся и в обыденной жизни, и в научном познании. С такими же проблемами сталкивается и исследователь, например, при интерпретации памятника прошлой культуры.

Исследования показывают, что аудитория средств массовой коммуникации далеко не всегда адекватно воспринимает передаваемую информацию. В данной связи можно говорить о псевдо- или квазиобщении, при которых взаимопонимание не обязательно, а иногда даже и не желательно. Примером квазиобщения могут служить некоторые виды «этикетного», чисто внешнего символического общения. Как псевдообщение можно рассматривать заучивание священного текста или потерявшие смысл ритуалы.

Степень понимания между людьми в процессе общения зависит не столько от знаний, сколько от общей для них системы открытых смыслов. Именно поэтому люди по духу близкие понимают друг друга, что называется с полуслова. По такому же принципу построены жаргоны, понятные только узкому кругу посвящённых людей и непонятные другим из-за закрытого характера смысловых значений.

Динамика понимания, развития знания осуществляется в ходе пересечения исторического развития личности, которая живёт в этой культуре.


 

Тема 13. Философский анализ общества

2. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. 3. Проблема периодизации и направленности истории.  

ТЕМА 14. ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕНЕНИИ

1. Докапиталистическое общество, его характерные черты. 2. Классический капитализм и информационная цивилизация.  

ТЕМА 15. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие культуры. Типы культур. 2. Массовая культура и её влияние на личность. 3. Культура и цивилизация.

ТЕМА 16. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

1. Человек – индивид – личность: определение понятий. 2. Становление личности и опредмечивание её духовности.  

– Конец работы –

Используемые теги: Философия0.031

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия 2 курс 2 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Если во всех реальностях в которых существует человек его жизнь... Качество познания действительности идет от того насколько я смог ощутить себя этой психоэнергетической сущностью...

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи...

Философия 1 - конспект выполнила РАСА
Почти стенографическое конспектирование уроков АДУ начато в июле года... Видеоуроки го курса скачаны отсюда http yafh narod ru asg html... Слова мне ранее незнакомые или непонятные отмечены знаком вопроса в скобках Конспекты вторично не...

Философия 13 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Взаимосвязь с Вселенной порождает в человеке скрытые силы при... Человек как одна из мирооснов Вселенных имеет то же самое начало что и другие живые сущности как находящиеся вне...

Философия 12 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Слово Мудрости Волхва Велимудра Кто решит идти по вниз уходящей дороге никогда не получат достаточной силы чтобы вернувшись к... Родовая мудрость Государства и... Ежели кто приласкает накормит чадо сироту дав ему кров тепло и уют от Души а не корысти для то совершит он...

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам