рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА 14. ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕНЕНИИ

ТЕМА 14. ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕНЕНИИ - Лекция, раздел Философия, Философия   1. Докапиталистическое Общество, Его Характерные Черты. ...

 

1. Докапиталистическое общество, его характерные черты.

2. Классический капитализм и информационная цивилизация.

 

В докапиталистическом обществе ведущей отраслью производства было сельское хозяйство. Промышленность была неразвита, преимущественно обслуживала земледелие и имела «домашний» характер. Основным классом этого общества было крестьянство, для которого характерно семейное хозяйство, хозяйствование на земле, деревенская культура и низшее положение в социальной системе общества. Связующим звеном между обществом и крестьянством была община. Она имела свои корни в первобытности и проходила через всю историю древности и средневековья как на Западе, так и на Востоке.

Докапиталистическое общество часто называют традиционным, имея в виду, что главную роль в нём в сохранении и воспроизводстве культуры играли традиции и обычаи, т.е. устойчивые передающиеся от поколения к поколению нормы поведения людей. Обычаи и традиции закрепляются в сознании людей как нечто общеобязательное, разумное и справедливое. Именно на них строятся многие формы управления в докапиталистическом обществе. Назначение и сущность традиции заключается в передаче некоторых знаний и опыта, но прежде всего в воспроизводстве человека, который стремится сохранить то, что было достигнуто, досталось ему в наследство от предыдущих поколений. Поэтому в традиционном обществе господствует статичное отношение к жизни, люди довольствуются достигнутым уровнем, не претендуя на создание нового. Ориентация на прошлое, на приспособление к среде, объясняет длительность существования и социальную стабильность докапиталистического общества.

Однако хотя и имеются общие черты докапиталистических обществ, но на Западе и на Востоке традиционные общества имели свои особенности, обусловленные многими факторами, в т.ч. культурного характера.

Вторая ступень развития – индустриальная (или классический капитализм) – во многом изменила облик общества и ускорила темпы развития:

- Именно капитализм поставил вопрос об автономии отдельной личности. В традиционном обществе личность не обладала такой автономией. Закрепощению личности в докапиталистическом обществе способствовали различные формы внеэкономической зависимости (рабство, крепостничество). Но даже свободные и состоятельные граждане находились в полной зависимости от государства, церкви и сословных предписаний, регламентирующих даже их частную жизнь.

- Значение капиталистического этапа состоит также в переходе к демократическим формам власти и в попытках создания правового государства.

- Именно в эпоху капитализма уровень экономического развития общества позволяет обеспечить достаточно высокий уровень материальной обеспеченности граждан.

История капитализма насчитывает к сегодняшнему дню чуть более трёх столетий. За это время человечеством совершён такой скачок, который был невозможен за тысячелетнюю историю традиционных обществ. Капитализм поднял европейскую цивилизацию на высоту, несоизмеримую со всей предшествующей историей.

Однако классический капитализм достигает своих успехов во многом благодаря жёсткой эксплуатации. Наёмные рабочие классического капиталистического общества – это действительно люди, лишённые какой бы то ни было собственности. Для классического капитализма характерна крайняя социальная поляризация общества и классовая борьба между двумя основными классами: пролетариатом и буржуазией.

После Второй мировой войны ситуация в европейских странах значительным образом меняется. В условиях классического капитализма наёмные рабочие, продавая свою рабочую силу, получали заработную плату, которой с трудом хватало, чтобы восстановить затраты физической и нервной энергии работника и обеспечить содержание его семьи. В современном развитом обществе основная масса граждан имеет возможность приобретать по доступным ценам практически любой товар, начиная с продуктов питания и одежды и заканчивая автомобилями, любой бытовой техникой. Кроме того, развитое современное общество осуществляет социальную защиту населения.

Классический капитализм называли индустриальным обществом, имея в виду высокую степень технической оснащённости производства. Новый этап в развитии общества, на котором сегодня находятся многие страны Западной Европы и некоторые страны Востока, называют постиндустриальным или информационным обществом.

Американский социолог Дениел Белл считает, что основным институтом классического капитализма являлась частная собственность, а в постиндустриальном обществе центральное положение занимает знание. В современных условиях интеллектуальная собственность становится более ценным капиталом, чем собственность материальная. Более того, сама частная собственность попадает в зависимость от собственности интеллектуальной. Высокая значимость интеллектуального потенциала объясняет тот факт, что на науку и образование в развитых странах выделяется большая доля бюджета. Спрос на интеллектуальную собственность в этих странах в последние десятилетия неуклонно увеличивается и соответственно возрастает её стоимость. Это объясняется тем, что машинная технология индустриального общества под воздействием научно-технического прогресса уступает место компьютерам.

Начало производства компьютеров относится к периоду Второй мировой войны, когда появились первые вычислительные машины. Вторая компьютерная революция разворачивается в 80-е годы ХХ века. Она привела к появлению принципиально новых компьютеров массового использования, которые способны выполнять миллиарды операций в секунду. Однако главное состоит в переходе общества от использования отдельных компьютеров к мощным компьютерным системам. Появление таких систем обеспечивает доступ к информации каждого человека в любой точке страны в любое время.

Центр тяжести в деятельности информационного общества из сферы материального производства переносится в сферу управления. Это приводит и к социальным изменениям.

Информационное общество можно определить как такое общество, в котором информация и уровень её использования обусловливает качество жизни, перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования и рынок находятся под влиянием информации и знаний.

Все указанные изменения, происходящие в современном развитом обществе, влияют на его социальную структуру. В обществе классического капитализма класс-производитель был отчуждён от собственности. В современном высокоразвитом обществе круг собственников расширяется и основным классом становится так называемый средний класс, который включает работников разных сфер деятельности: сельского хозяйства, промышленности, сферы обслуживания, системы образования, культуры. К среднему классу относятся люди, имеющие достаточно высокий уровень образования и профессиональной подготовки. Различия в уровне жизни между отдельными социальными слоями «постиндустриального общества» не столь разительны, какими они были на этапе классического капитализма. Поэтому информационное общество более стабильно в социальном отношении, чем классический капитализм.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Философия... курс лекций... ТЕМА СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 14. ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕНЕНИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1. СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.
1. Понятие «мировоззрение». Структура мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения. 3. Предметная область философии. Особенности философского знания.  

Тема 2. Возникновение философии в древних цивилизациях
  1. Предпосылки возникновения философии. 2. Начало философии в Китае 3. Особенности философии Древней Индии. 4. Древнегреческая философская мысль.

Начало философии в Китае
  Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго, т.е. «сражающихся государств». Этот период называют «золотым веком китайской философии». Существовало шесть основных школ древн

Философия Древней Индии
Индийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э. В это время в Индии началось формирование государств. Древнеиндийское общество делилось на четыре варны: - б

Древнегреческая философия
Античная философия зародилась в VI веке до н.э. в Греции и просуществовала до VI века н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу. Таким образом, античная ф

Тема 3. Особенности философии средневековья и нового времени
  1. Патристика и схоластика как исторические формы средневековой философской мысли. 2. Новое время: духовная атмосфера эпохи и характер философских воззрений.  

Тема 5. Возникновение философии марксизма
1. Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения философии марксизма. 2. Материалистическая диалектика. 3. Сущность материалистического понимания истории.

Тема 6. Западная философия конца XIX – XX вв.
  1.Проблема знания и языка (неопозитивизм, герменевтика, прагматизм, структурализм). 2. Антисциентизм и иррационализм (философия жизни, экзистенциализм). 3. Особенн

Тема 7. Философская мысль России
  1. Особенности раннего периода развития русской философии. 2. Философская мысль XVIII-XIX веков. 3. Особенности развития русской философии XX века. 4. Фен

Тема 8. Философское учение о бытии
  1. Философский смысл понятия бытия. 2. Современные представления о структуре мироздания. 3. Разнообразие пространственно-временных отношений и форм движения.

Тема 9. Философские идеи развития
  1. Понятие системности. Типы систем. 2. Сущность процесса развития. 3. Направленность развития.   Понятие развития является одним из важнейш

Целесообразность развития.
Целевые отношения – это один из видов объективных отношений в процессе развития. Исследователи различают разумные цели, которые сопровождают всю человеческую деятельность и объективную целесообразн

Тема 10. Проблема сознания в философии и науке
1. Отражение и его формы. 2. Мышление – сознание- язык. 3. Природа сознания и проблема его происхождения. 4. Сознание как целостная система.   Созн

ТЕМА 11. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ
1. Познание как особый вид деятельности. 2. Познавательные способности человека.   Французский лингвист Гюстав Гийом сформулировал тезис, который може

ТЕМА 12. ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Научное познание, его специфика. 2. Специфика философского познания.   В зависимости от предмета изучения и средств, используемых для этого, познавательную деятел

Методы эмпирического и теоретического исследования
Одним из важнейших методов эмпирического исследования является эксперимент. Слово это латинского происхождения. Буквально означает «проба, опыт». Эксперимент представ

Тема 13. Философский анализ общества
1. Общество и его структура. 2. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. 3. Проблема периодизации и направленности истории.   В структуре сов

ТЕМА 15. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
  1. Понятие культуры. Типы культур. 2. Массовая культура и её влияние на личность. 3. Культура и цивилизация.   В самом общем смысле под куль

ТЕМА 16. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
  1. Человек – индивид – личность: определение понятий. 2. Становление личности и опредмечивание её духовности.   Наличие человека является главным усл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги