рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА 16. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

ТЕМА 16. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО - Лекция, раздел Философия, Философия   1. Человек – Индивид – Личность: Определение Понятий. ...

 

1. Человек – индивид – личность: определение понятий.

2. Становление личности и опредмечивание её духовности.

 

Наличие человека является главным условием существования общества. История общества – это история развития человеческой жизнедеятельности. В общефилософском смысле человек – это существо одновременно природное, социальное и духовное. Человек представляет собой единство этих трех начал. Единичного представителя человеческого рода называют индивид. Каждый ли человек является личностью, можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем оно стало обозначать самого актера и его роль в представлении. Со временем этот термин стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни, и, наконец, сложилось научное понятие о личности как о сознательном индивиде, который занимает определенное место в обществе и выполняет определенные общественные функции.

Таким образом, когда говорят о личности, то имеют в виду социальные качества, которые человек приобретает во взаимоотношениях с обществом.

Каждая личность сугубо индивидуальна, т.е. непохожа на других, хоть и имеет некоторые типические черты. Под индивидуальностью понимается своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Здесь имеют в виду его задатки, способности, характер, манеру говорить, держаться на людях. Большое влияние на формирование индивидуальности оказывают генетические наследственные факторы. Индивидуальность делает каждую личность уникальной, неповторимой, самобытной.

Человек как личность формируется в обществе. Вместе с тем человек преобразует и общество. С приходом каждого нового поколения возникают проблемы его приобщения к жизни. Этот процесс включения индивида в деятельность различных социальных коллективов и общностей называется процессом социализации личности. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социальных и моральных норм, культурных ценностей, навыков практической деятельности, конкретных знаний. В процессе социализации можно выделить две фазы.

Первая фаза связана с адаптацией или приспособлением к существующим условиям. Адаптация начинается сразу после рождения человека. Ребенок достаточно легко адаптируется к той среде, в которой растет. Однако адаптация характерна не только для раннего возраста. Проблема адаптации возникает всякий раз, когда человек попадает в новые условия: меняет место жительства, работу, приходит учиться в вуз, попадает в новую компанию.

Другая фаза социализации индивида – это интериоризация, т.е. усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.

Интериоризация становится доминирующей в процессе социализации личности в юношеском возрасте, когда идет активное становление личности, формирование мировоззрения.

Целью социализации является приобщение индивида к определенному социальному пространству, миру повседневности, чтобы человек умел общаться с другими людьми и чувствовал себя уверенно в том обществе, в котором живет.

В процессе социализации участвуют практически все социальные институты и организации: государство, семья, школа, искусство.

Цель социализации индивида – доведение до его сознания меры дозволенного, т.е. индивиду показываются те границы, в которые должно укладываться его поведение в обществе и отношение к нему. Социализация учит не профессиональному мастерству и не профессиональному знанию, а способности жить в обществе.

Оборотной стороной социализации может стать появление в обществе в массовых масштабах конформистов, т.е. людей, способных адаптироваться к любому социально-политическому режиму.

Жесткая система социализации личности содержит в себе угрозу деперсонализации. В таких условиях личность становится послушным орудием, которым могут манипулировать различные политические деятели в своих интересах. Такая личность растворяется в толпе, каждый человек научается думать как все, говорить как все, поступать как все. В философии экзистенциализма это состояние человеческой жизни было названо неподлинным существованием.

Итак, процесс социализации личности означает включение человека в общество, распредмечивание наличного общественного бытия, интериоризацию, но с другой стороны, само общество представляет собой результат человеческого труда, продукт его жизнедеятельности.

Любой материальный предмет в обществе является продуктом человеческой деятельности. Благодаря своему труду человек как бы умножает свое бытие в продуктах своей жизнедеятельности, т.е. он существует не только сам по себе, но и в предметах своего труда.

С другой стороны, благодаря включенности в человеческую деятельность и сами вещи меняют свое существование. Они перестают быть просто природными, материальными вещами, обладающими физическими и химическими свойствами, но они приобретают социальную значимость, становясь средством удовлетворения потребностей человека, достижения ими своих целей.

Человек создает не только материальные блага. Продуктами его творения являются также духовные ценности, организационно-управленческие структуры и самые разнообразные отношения, т.е. вся общественная жизнь во всем разнообразии. Так как вся общественная жизнь – это результат человеческой деятельности, она является реализацией, опредмечиванием творческих возможностей человека.

В труде человек не только изменяет то, что дано природой, но и осуществляет свои сознательные цели. В этом отношении созданный человеком предмет является материализацией, воплощением его идеально заданной цели. В процессе труда материализуется не только идеальная цель, но и вся совокупность знаний и навыков, весь духовный мир личности.

Опредмечивание, экстериоризация духовного мира человека происходит не только в сфере материального производства, но в любой деятельности. Таким образом, человек воплощает себя в мире, обществе через свою деятельность.

Деятельность человека выступает связующим звеном между человеком и обществом. В деятельности происходит интериоризация, распредмечивание общественно значимых смыслов и осуществляется процесс социализации, и через деятельность человек материализует свою духовность, воплощается в обществе.

 


[1] Первая форма – позитивизм О. Конта, Г. Спенсера и Д. С. Милля, ориентированный на позитивные (положительные науки, вторая форма связана с именами австрийского физика Э. Маха и швейцарского философа Р. Авенариуса, отказавшихся от каких бы то ни было материальных элементов и фактически возродивших субъективный идеализм Д. Беркли.

[2] Впервые слово «торсионный» было использовано французским математиком Эли Картаном в работе, опубликованной в докладах Французской академии наук в 1913 г. Он был первым человеком, который совершенно определённо сказал: «В природе должны существовать поля, порождающиеся вращением». А вращение есть везде: планеты вращаются вокруг Солнца, ядро атома – вокруг своей оси, а вокруг ядра вращаются электроны. И поскольку на английском языке «вращать» – «torsion», то поля стали назвать «torsion fields» – торсионные поля.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Философия... курс лекций... ТЕМА СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 16. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕМА 1. СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.
1. Понятие «мировоззрение». Структура мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения. 3. Предметная область философии. Особенности философского знания.  

Тема 2. Возникновение философии в древних цивилизациях
  1. Предпосылки возникновения философии. 2. Начало философии в Китае 3. Особенности философии Древней Индии. 4. Древнегреческая философская мысль.

Начало философии в Китае
  Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго, т.е. «сражающихся государств». Этот период называют «золотым веком китайской философии». Существовало шесть основных школ древн

Философия Древней Индии
Индийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э. В это время в Индии началось формирование государств. Древнеиндийское общество делилось на четыре варны: - б

Древнегреческая философия
Античная философия зародилась в VI веке до н.э. в Греции и просуществовала до VI века н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу. Таким образом, античная ф

Тема 3. Особенности философии средневековья и нового времени
  1. Патристика и схоластика как исторические формы средневековой философской мысли. 2. Новое время: духовная атмосфера эпохи и характер философских воззрений.  

Тема 5. Возникновение философии марксизма
1. Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения философии марксизма. 2. Материалистическая диалектика. 3. Сущность материалистического понимания истории.

Тема 6. Западная философия конца XIX – XX вв.
  1.Проблема знания и языка (неопозитивизм, герменевтика, прагматизм, структурализм). 2. Антисциентизм и иррационализм (философия жизни, экзистенциализм). 3. Особенн

Тема 7. Философская мысль России
  1. Особенности раннего периода развития русской философии. 2. Философская мысль XVIII-XIX веков. 3. Особенности развития русской философии XX века. 4. Фен

Тема 8. Философское учение о бытии
  1. Философский смысл понятия бытия. 2. Современные представления о структуре мироздания. 3. Разнообразие пространственно-временных отношений и форм движения.

Тема 9. Философские идеи развития
  1. Понятие системности. Типы систем. 2. Сущность процесса развития. 3. Направленность развития.   Понятие развития является одним из важнейш

Целесообразность развития.
Целевые отношения – это один из видов объективных отношений в процессе развития. Исследователи различают разумные цели, которые сопровождают всю человеческую деятельность и объективную целесообразн

Тема 10. Проблема сознания в философии и науке
1. Отражение и его формы. 2. Мышление – сознание- язык. 3. Природа сознания и проблема его происхождения. 4. Сознание как целостная система.   Созн

ТЕМА 11. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ
1. Познание как особый вид деятельности. 2. Познавательные способности человека.   Французский лингвист Гюстав Гийом сформулировал тезис, который може

ТЕМА 12. ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Научное познание, его специфика. 2. Специфика философского познания.   В зависимости от предмета изучения и средств, используемых для этого, познавательную деятел

Методы эмпирического и теоретического исследования
Одним из важнейших методов эмпирического исследования является эксперимент. Слово это латинского происхождения. Буквально означает «проба, опыт». Эксперимент представ

Тема 13. Философский анализ общества
1. Общество и его структура. 2. Природа как предпосылка и условие человеческой истории. 3. Проблема периодизации и направленности истории.   В структуре сов

ТЕМА 14. ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕНЕНИИ
  1. Докапиталистическое общество, его характерные черты. 2. Классический капитализм и информационная цивилизация.   В докапиталистическом обществе вед

ТЕМА 15. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ
  1. Понятие культуры. Типы культур. 2. Массовая культура и её влияние на личность. 3. Культура и цивилизация.   В самом общем смысле под куль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги