Справочная информация

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 - 1831) - профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух); диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления.В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея -это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира, природы, человека. А затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Само отчуждение включает в себя: творение материи из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира. Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека - частица Мирового духа.

Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа.

Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории; познает себя через познавательную деятельность человека; творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика,по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

- все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);

- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

- единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

- существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

- данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;

- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» (абсолютное ничто). Бытие и небытие дают синтез - «становление», который является новым тезисом.

По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

4. В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы, философию духа, философию истории, а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.Субъективный дух- душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).

Объективный дух- следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке), порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим, наряду с правом, выражением объективного духа является нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Искусство- непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, увидеть и отобразить «абсолютную идею» могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия- антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная гениальными людьми», то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия- синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю, предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: философию природы, антропологию, психологию, логику, философию государства, философию гражданского общества, философию права, философию истории, диалектику - как истину всеобщих законов и принципов.

История,по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свобода. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры: восточную, антично-средневековую, германскую.

Восточная эра(эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.

Антично-средневековая эра- период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и служит ей.

Германская эра- современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

5.Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

- государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и возможностям воплощенный Бог);

- право - наличное бытие (воплощение) свободы;

- общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

- противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;

- противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

- вечный мир приведет к загниванию и моральному разложению;

- регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие - сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.