Справочная информация

1. Русская философия - феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философииявляются:

- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

- специфическая форма выражения философских мыслей - художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

- большая роль проблем морали и нравственности;

- конкретность;

- широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философиисоставляли:

- проблема человека;

- космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

- проблемы морали и нравственности;

- проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

- проблема власти;

- проблема государства;

- проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

- проблема идеального общества;

- проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

- философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

- философия XVIII в.;

- философия XIX в.;

- русская и советская философия XX в.

2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Русиотносится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

- Иларион (основное произведение – «Слово о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

- Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

- Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии - проблемы разума, познания);

- Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание.

Среди видных философов данного периода выделяются:

- Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

- Философий (XVI в.) - также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва - Третий Рим») по линии Рим - Константинополь - Москва;

- Максимилиан Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравст-венные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

- Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представи-тельную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

- Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних Церковных устоев);

- Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум – за сохранение старых обрядов;

- Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своём развитии: философию эпохи петровских реформ; материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ)относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально-полити-ческая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

Также философы данного направления занимались и иными вопросами -познания, нравственных ценностей и др.

Основными представителями материалистического направлениябыли М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов(1711 - 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии, а также выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) - материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу - деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев(1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

5. Русская философия XIX в.включала в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое, философию космизма.

6. Русская (и советская) философия XX в.представлена, главным образом: философией марксизма-ленинизма, философией космизма, естественнонаучной философией, философией «русского зарубежья».