рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия и религия.

Философия и религия. - раздел Философия, Тема №1. Предмет философии Религия (От Religio — Святость, Благость) — Особая Форма Сознания, Особый Общ...

Религия (от religio — святость, благость) — особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.

Мифология составила материнское лоно, отправную точку для формирования ранних форм религии, а именно т.н. язычества. Мифологию и религию объединяют многие общие черты — признание иного мира, бога или богов, чудес и знамений, непостижимых человеческому разуму и т.п. Различия: нет фантастичности, сказочности, метафоричности; религия предполагает не просто веру в сверхъестественный («небесный», «горний») мир, но и в его решающее влияние на судьбы мира земного. Поэтому в ней практикуется особая технология целенаправленного воздействия на потусторонние силы — то, что называется культом.

М. обнаруживает типологическое сходство с ранними формами религии — магией, фетишизмом, анимизмом, тотемизмом. Языческие боги также не стоят над природой, они действуют внутри равновесного Космоса как олицетворения многочисленных природных и социальных стихий, обеспечивая раз и навсегда установленный порядок мироздания. Постепенно они все более персонифицируются, получают четкие сферы подвластной им природной и социальной действительности; среда их обитания поднимается к небу; происходит размежевание мифологических и религиозных персонажей доминирующего впоследствии теизма: все более жесткое противопоставление тела и духа, плоти и души, священного и профанного, земного и небесного. Многоликий античный пантеон составил исходную основу для развитых форм религии (прежде всего теизма), все более обособляющихся от мифологии и ориентирующихся на последнюю реальность — стоящего над миром трансцендентного всемогущего Бога.

Немаловажно и др. различие. По мере усложнения и расслоения общества выделяется особый социальный слой профессиональных деятелей (шаманы, колдуны, жрецы, духовенство, священнослужители, равно как и особые социальные ин-ты, прежде всего церковные), претендующих на роль распределителей всемогущей сверхъестественной энергии.

Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные отличия:

1. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а стало быть, формируется основание индивидуальности.

2. Отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения.

3. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны.

4. Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с Абсолютным мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. Все это завершается оформлением религиозной культуры индивида и общества, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения.

 

Становление религии составляет значительный период развития человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вере в существование одного Бога). Богу приписывалось творение мира и человека, а стало быть, неограниченная власть над ними. Религия, своеобразно отразив и выразив естественное неравенство людей, закрепила господство человека над человеком.

Между тем человек больше чем только носитель определенного ансамбля общественныхотношений. Его сущность представлена космическим, природным, родовым и социальнымоснованиями. И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поисксамого себя. Последнее задает ситуацию драматического отношения человека к миру и ксебе. Первая коллизия обусловлена отношением человека к вечности и осознанием своейлетальности. Если смерть природного начала человека очевидна, то этого нельзя сказать оего духовном начале. Хотя прямых доказательств летальности или бессмертиячеловеческого духа не существует, но человек жаждет бессмертия и обретает его врелигиозном сознании. Вторая коллизия обусловлена отношением человека к бесконечности. Бесконечнаявселенная включает человека как ничтожную точку, но человек в мысли обретаетспособность объять всю вселенную. Будучи существом конечным, человек не способен ниэмпирически, ни логически воссоздать истинный образ бесконечности. А жить в миренепознанном и сохранять к нему доверие трудно. Отсюда стремление к истине мира черезверу и вновь обращение к религии. Еще одна коллизия связана с внутренним миром человека. Этот мир ориентирован на диалог с самым совершенным собеседником, с которым более уместно молчание, чем изречение. Ибо изреченное слово может быть сокрытием, а не открытием истины. Внутренний мир человека нуждается в объекте совершенной любви. Он не довольствуется ее суррогатами и фальшивыми ценностями. Только совершенная любовь изгоняет страх, освобождает от страданий.

В своем генезисе и развитии философия тесно связана с религией. Слово «религия» восходит к латинскому существительному означающему благочестие, святость, и глаголу – связывать, соединять. Оба смысла сохраняются в современном представлении о религии и религиозности. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

И философия, и религия возникают из мифа и являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними существует принципиальное различие в к способах интерпретации этих проблем. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. Религия постигает свой предмет совершенно иначе. В религиозном мировоззрении акцент делается на веру, а не на дока­зательство и аргументацию. Результаты религиозного размыш­ления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Кроме того, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие воп­росы, тогда как в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не предполагает какой-либо критики или трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Философия же никогда не дает гарантий, что очередной ответ является окончательным. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, и этим религия также отличается от философии, не предполагающей никаких ритуальных действий.

Вместе с тем, философия и религия имеют много общего. Помимо мировоззренческого характера, философию и ре­лигию роднит еще одна черта. Несмотря на апелляцию к эмо­ционально-чувственной стороне человеческой природы, лю­бая развитая религиозная система содержит в себе отпечаток выраженной системности, т.е., так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Ре­лигия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренчес­кие вопросы, представляет собственную версию картины мира.

В настоящее время сложилось три главные мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Буддизм- возник в VI в. до н.э. Его основателем является легендарный сын князя племени “шакья” Сидхарта Гаума или Гаутама Шакьямуни, получивший в последствии имя Будды (просвещенный). Основные идеи буддизма заключаются в следующем:

1) жизнь есть страдания. Рождение и смерть, старение и болезнь, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание- все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д.

Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности- вот путь уничтожения страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана.

2) Бесконечно “колесо жизни” и человек, находясь в нем, связан со всем космосом. Любые действия человека способны нарушить ритм Вселенной, потому задача человека- понять законы жизни и непротиводействовать им.

3) Любой человек может достичь совершенства, а не только служитель Бога. Достич нирваны можно, если пойти восьмиступенным путем: 1.Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти). 2. Истинная решимость (следует твердо определить свой путь). 3. Праведная речь (следует следить за словами, дабы они не вели ко злу). 4. Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела). 5. Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому). 6. Праведная мысль (следует следить за направлением своей мысли, гнать все злое и настраиваться на доброе). 7. Праведные помыслы (следует уяснить, что зло от нашей плоти). 8. Истинное созерцание (следует постоянно и непрерывно тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).

4). Важной частью буддизма стала “сансара”, или учение о перерождении личности и души. Буддистская концепция перерождений подчеркивает родство всего живого на земле и относительность границ между животными, человеком и Богом. Человек будет без конца рождаться вновь и вновь, если в процессе своей жизни он не стремится к достижению нравственного идеала. Достигнув его человек прекращает цикл рождений. Таким образом, буддизм ставит перед человеком вопрос о его нравственной ответственности за ту жизнь, которую он ведет.

Сумма добрых и злых поступков определяет, в какой форме он возродится в следующий перерождении. Чем добродетельней твоя жизнь, тем сильнее человек улучшит свою карму. Ближе всего к этой цели стоят монахи.

В буддизме есть два пути спасения- “хинаяна”(узкий путь)- спасение лично себя и “махаяна”(широкий путь)- приблизившись к спасению, не делать последний шаг- спасая других.

Второй мировой религией является христианство , возникшее в I в. н.э. на Ближнем Востоке ( Палестине ), а затем распространившееся во всем мире. Основы философии христианства более подробно мы рассмотрим в процессе рассмотрения вопроса средневековой христианской философии. Поэтому ограничимся рассмотрением наиболее общих основ христианского вероучения.

Христианство утверждает существование единого Бога, творца всего существующего. Важнейшие догмы заключаются в том, что Бог един в трех лицах – отца, сына и святого духа: что эта святая троица равна по своему значению и своей сущности; что Иисус Христос, Сын Божий, совмещает в себе божественную и человеческую природу.

Христианство утверждает, что человек был создан по образу и подобию Бога, но грехопадение Адама и Евы разрушило богоподобие человека и первородный грех тяготеет над всем человечеством. Но люди могут очиститься, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного спасителя, который был послан на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь- вера в единого в трех лицах Бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, когда как нечестивец и стяжатель попадет в ад и будет гореть в “геене огненной”.Кроме “того света”, нечестивцам и грешникам грозит и “второе пришествие Христа”, за которым последует “страшный суд”, здесь, на земле.

Аскетизм, непротивление злу насилием, милосердие ко всем, даже великим грешникам, составляет особенность христианства. Особое место в христианстве занимает культ Девы Марии- богородицы (в православной терминологии) или мадонны (у католиков).

В настоящее время христианство представлено тремя мощными направлениями: римско-католическая церковь, во главе с Папой Римским, живущим в Ватикане; греческая или православная церковь и протестанская церковь, которая имеет множество школ и направлений- баптизм, кальвинизм, лютеранство и др.

Ислам- в переводе с араб.-”предание себя человеком богу”, является одной из молодых мировых религий. Он возник на Ближнем Востоке. Его автор- реальное историческое лицо Муххамед (Магомет), родился в г. Мекка в 571г.н.э.

Ислам- это религия основанная на вере в единого, всемогущего и милосердного Бога (Аллаха) и его пророка Мухаммеда.

Все,сохраненные преданием, факты жизни Мухаммеда носят название сунны (обычаи).Все, сохранившиеся его поучительные изречения и приписывающиеся ему действия, признаны религиозно обязательными для верующих.

В исламе делается сильный акцент на обрядовую сторону жизни и ее ежедневными пятикратными молитвами, обязательным месячным постом, в продолжении месяца рамадана, обязательным паломничеством в Мекку. Традиции такого рода воспитывают привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное резко противостоят любой индивидуальности, человек должен все время помнить, что он жалкая песчинка распростертая ниц перед великим Аллахом. 10% всех доходов значительные мусульмане должны отдавать в пользу бедных, таким образом осуществлялось некоторое, хотя и мало ощутимое перераспределение имуществ и доходов.

Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны.

В современном исламе имеется несколько разных течений (сунниты, шииты и др.)

В своем генезисе и развитии философия тесно связана с религией. Слово «религия» восходит к латинскому существительному означающему благочестие, святость, и глаголу— связывать, соединять. Оба смысла сохраняются в современном представлении о религии и религиозности. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

И философия, и религия возникают из мифа и являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними существует принципиальное различие в к способах интерпретации этих проблем. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. Религия постигает свой предмет совершенно иначе. В религиозном мировоззрении акцент делается на веру, а не на дока­зательство и аргументацию. Результаты религиозного размыш­ления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Кроме того, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие воп­росы, тогда как в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не предполагает какой-либо критики или трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Философия же никогда не дает гарантий, что очередной ответ является окончательным. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, и этим религия также отличается от философии, не предполагающей никаких ритуальных действий.

Вместе с тем, философия и религия имеют много общего. Помимо мировоззренческого характера, философию и ре­лигию роднит еще одна черта. Несмотря на апелляцию к эмо­ционально-чувственной стороне человеческой природы, лю­бая развитая религиозная система содержит в себе отпечаток выраженной системности, т.е., так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Ре­лигия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренчес­кие вопросы, представляет собственную версию картины мира.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема №1. Предмет философии

Тема Предмет философии... Место философии в системе духовной... Философия и мировоззрение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия и религия.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место философии в системе духовной культуры
В культуре выделяют материальную и духовную сферы, ко­торые различаются по способу воплощения результатов чело­веческих усилий. Материальная культура — вся сфера матери­альной деятельности человека

Философия и мировоззрение
Важнейшую роль в жизни каждого человека играет мировоззрение. Мировоззрение- это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру

Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретичес­кое осмысление этих связей. Различные философские школы и направления по разно

Основные функции философии
Основной функцией философии являемся мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия ос­мысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятел

Структура философского знания
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: • онтологической; • гносеологической; • аксиологическом; • праксеологической; • ан

Направления в онтологии.
Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений страдают одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является кла

Вопрос познаваемости мира.
Классификацию можно построить в зависимости от харак­тера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агности­цизм, умеренный агностицизм

Методы философии.
Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ста­вится вопрос о причине самой прич

Мифологическая картина мира.
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о д

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
1. Основные черты античной философии Античная философия — философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. — V в. н.э. Античная философия — первая форма

Периодизация античной философии.
В античной философии были заложены два направления в философии- идеалистическое (учение Платона) и материалистического - (линия Демокрита). Античная философия подразделяется на несколько о

Учение об анамнезисе в философии Платона.
Футургус - божественное начало. Создает конечное множеств идей. Демиург - (по Платону - творец мира) соединение идеи с материей. Хара - первичная, безличная проматерия. Приводится в действие с помо

Философское учение Аристотеля.
  Метафизическая концепция Аристотеля, критика Платона. Аристотель: Метафизика о сущности вещей есть философия. Как и из чего устроен этот мир. Реально сущес

Принцип энтелехии в философии Аристотеля.
Сущность вещи - форма. Форма носит идеальный характер, ее нельзя пощупать, форма присутствует в самом объекте. Форма связана с конкретной вещью и отвечает на вопрос: что есть вещь? Энтилехия - нека

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
Стоики. Человек должен жить мужественно, героически и бесстрасно. Главное этическое требование - «жить в согласии с естеством», т. е. с природой и порядком мира - логосом. В этике

Схоластика.
«Средние века» - термин появляется в XVIII в. – как обозначение временного пространства между античностью и Новым временем. Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской импер

Философия патристики.
Патристика – философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354—430). оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию,

Схоластика.
Основными вопросами схоластической философии явля­ются проблемы соотношения веры и разума, единичного и об­щего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности с

Тема №6. Философские идеи эпохи Возрождения
  1. Гуманизм и антропоцентризм. 2. Социально-политическая мысль. Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XVI в. Ее осно

Гуманизм и антропоцентризм.
В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека. Это мировоззрение получило название гуманизм (от лат. homo — человек и hu

Социально-политическая мысль.
В эпоху Возрождения переосмыслению подверглось не только место человека во Вселенной, природа его познавательных способностей, но и внутренняя структура общества, существующие в нем отношения между

Рационализм и эмпиризм Нового времени
Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей стан

Сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм).
В Новое время сформировалась также идеалистическая вер­сия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмом. Представителями этого направления являются Джордж Берк­ли и Дэвид Юм. Идеалистическ

Философия Просвещения
Философию XVIII столетия называют философией Просвещения, а сам XVIII век именуют “философским столетием”, “ве­ком Просвещения”. Новое время, XVII век, еще не решается дать разуму полную свободу. В

Философия Л.Фейербаха
Основными представителями немецкой классической фило­софии (XVIII—XIX вв.) являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах.

Критическая философия И. Канта.
Новое представление о природе, возможностях и задачах разума было предложено уже в первой системе немецкой клас­сической философии — трансцендентальном идеализме И. Канта. В своей критической филос

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) основой все­го существующего полагает некое безличное духовное начало, которое он называет “абсолютной идеей”. По своей природе она — начало деятельное. Е

Философия Л.Фейербаха.
Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804— 1872), был, по его словам, человеком поссорившимся с Богом и миром, его идеи

Философские предпосылки марксизма.
Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих ст

Диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.
Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция

Исторический материализм
Две характеристики новой формы материализма — диалектический и исторический — были даны для того, чтобы подчеркнуть, что в марксистской философии впервые удалось распространить идеи материализма на

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
  1. Русская философия XVIII в. Первым русским мыслителем мирового значения является М.В.Ломоносов (1711-1765) – гениальный ученый-энцеклопедист, обогати

Философия космизма.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Са

Естественнонаучное течение. Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы

Космическая философия К.Э.Циолковского
Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных напра

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физическо

Философия воли и философия жизни
Младший современник Г. Гегеля Артур Шопенгауэр счи­тается создателем философии воли и родоначальником совре­менного иррационализма. Его концепцию называют также во­люнтаризмом. Сущность жизни и чел

Феноменология
Феноменология — влиятельнейшее направление в филосо­фии XX в., связанное с именем Эдмунда Гуссерля. Отдельные феноменологические идеи можно обнаружить в предшествую­щей философии, в частности у Ф.

Философская антропология
Философская антропология возникла в 20—30-е годы XX в. и связана с именами Макса Шелера, Гельмута Плеснера, Арнольда Гелена и др. Конкретную школу в современной западной философии не следует отожде

Экзистенциализм
Экзистенциализм сформировался в Европе в первой поло­вине XX в. Его источниками считаются философия С. Кьеркегора, основные идеи философии жизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализ

Герменевтика
Герменевтика в качестве философского направления воз­никла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаружива­ются в учениях разных философов, принадлежащих самым раз­ным направлениям: в философии в

Неопозитивизм и постпозитивизм
В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Милля. Второй позитивизм, или эмпирио­критицизм возник на р

Постмодернизм
Постмодернизм в качестве философского течения сформи­ровался в последние десятилетия XX в. и представляет собой современный вариант релятивизма и скептицизма. Основными представителями постмодерниз

Вопрос о бытии как основноый вопрос философии
Первым вопросом, с которого начинается философия, яв­ляется вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило гречес­ких философов искать новые прочн

Категория бытия в истории философии
Проблема бытия была сформулирована в античной фи­лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующи

Бытие и субстанция
Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия «бытие». Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что

Понятие материи
Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения. Первым этапом является натурфилософское представление о материи

Проблема единства и многообразия мира
Проблема единства мира — одна из центральных в онтоло­гии и, несмотря на кажущуюся простоту, — сложнейшая. Суть ее можно сформулировать следующим образом: как и почему мир, будучи единым в основе,

Движение как способ существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив суще­ствование в нем движения. Быть — значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с други

Пространство и время как формы существования материи
Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении пространстве и времени. В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый — субъ­ек

Системная организация мира
Современное философское миропонимание предполагает упорядоченность и организованность мира, а проблема само­организации бытия является одной из центральных в совре­менной науке и философии. Бытие п

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онто­логический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упо­рядоченность и обусловл

Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает закономерный, упорядоченный ха­рактер отношений детерминации. Именно это суждение выра­жает суть принципа закономерности. Ц

Особенности познания общественных явлений
  Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание

Сознание как реальность
Сознание - самый сложный и тонкий предмет исследования. Оно с успехом разгадывает для нас загадки мира, оставаясь само при этом его главной загадкой. И все же загадочность (таинственность и необъяс

Сознание и отражение
Вся материя обладает свойством, родственным сознанию, свойством отражения. Отражение - предыстория сознания, его почва, основа, исток. В этой связи нельзя согласиться с концепциями гилозоизма и пан

Эволюционная лестница отражения
Отражение присутствует на всех структурных уровнях материи. В неживой природе можно выделить механические, физические и химические формы отражения. Переход к живой природе в рассматриваемом плане д

Специфика сознания
Специфику (высоту) сознания человека лучше всего оттеняет психика животных. У психики человека и психики животных много общего. У них, скажем, общая физиологическая основа - деятельность центрально

Творческий характер сознания
Надо сказать, что сам термин "отражение" не очень-то подходит для выражения творческого характера человеческого сознания. Он невольно ассоциируется с зеркальным, механическим, линейным ак

Сознание как переживание
Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание - основной способ существования сознания. Характеристика конкретных форм знания - в следующей теме. Здесь же займемся переживан

Сознание и бессознательное
Сознание - ядро, сердцевина психики человека. Кроме сознания, в человеческой психике выделяется также бессознательное. Бессознательное - набор иррациональных импульсов (инстинктов, влечений), иначе

Идеальность сознания
Сознание по отношению к объективной реальности выступает как ее идеальный образ. В идеальности необходимо видеть сущностную определенность сознания человека. Идеальность означает, что сознание не с

Сознание и язык
Язык - материальная оболочка, непосредственная действительность мысли. "Язык, - писал в данной связи К.Маркс, - так же древен, как и сознание. Язык е с т ь практическое, существующее и для дру

Познавательное субъект-объектное взаимодействие
Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается. Иногда говорят, что познает дух, некое общечеловеческое Я. Или даже &q

Творческий характер познания
В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Более того, мера объективности (

Чувственное познание
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон, граней предмета или явления. В случ

Рациональное познание
Углубление познания, выделение объективного из той субъект-объектной слитности, которой отличается чувственный этап познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным

Абдуктивное рассуждение
Важной формой рационального познания является также абдукция1. Американский философ Ч.С. Пирс, известный разработчик, по сути автор этой формы рассуждения, определяет абдукцию как "

Спор между эмпиризмом и рационализмом
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе (ответах) на этот вопрос мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными точками зрения: эмпиризмом и рационализмом.

Познание и наука
Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы его деятельности. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии

Существенные признаки научного знания
Обратимся теперь к отличительным признакам науки. Наука - это, прежде всего, какие-то идеи. Какие? Так или иначе систематизированные, приведенные в систему. Наука - антипод беспорядка и хаоса, не с

Наука и культурная среда
Наука, конечно, не только идеи или знания. Это и определенный социальный институт, состоящий из научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми.

Познание и истина
С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира (природы, общества, человека). Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины

О конкретности истины
Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. У нее определенное предметное поле и столь же опре

Критериология истины
Теперь об удостоверении или критерии истины. Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на его стороне ис

Практический критерий истины
Вообще-то критериев у истины много. В ней помогают удостовериться законы логики, запрет на их нарушение должен строго и неукоснительно соблюдаться. Функцию критерия выполняют и ранее открытые науко

Особенности познания общественных явлений
Особенности выявляются всегда через противопоставление. Так и здесь: общественные явления нужно противопоставить природным, обществознание - естествознанию. Впервые это противопоставление было четк

Законы и события
По поводу противопоставления общего (повторяющегося) единичному (неповторимому, уникальному) необходимо заметить следующее. То, что в истории нет единообразия, что она, напротив, сплошное многообра

Специфика объекта социального познания
Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них - само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и н

О предсказании в социально - гуманитарной сфере
В отличие от естествознания, в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания. Их пресекает здесь то, что К. Поппер назвал Эдиповым эффектом: влиянием (положительным или отрицательны

Инструментально-количественное и материально-эксперимен-тальное
В обществознании, опять же в отличие от естествознания, не применяются, по существу, количественные методы. Они здесь мало эффективны. Вспоминается в связи с этим один анекдотический случай. Как-то

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
5. Смысл жизни - в чем он?   Все философские сюжеты как это убедительно показал еще Кант, покрываются и завершаются одним вопросом: что такое человек? Челове

Природа человека
Семантический горизонт и "метафизическое" отклонение Сразу же оговоримся, что речь у нас пойдет не о природном в человеке, а о природе в смысле сущности человека

Методологические уточнения
С учетом диалектики общего и единичного, общесоциологического и конкретно-исторического выступать следует не против природы человека ("человека вообще"), а против ненаучных и неубедительн

Понять и продолжить поиск
У тех, кто отрицает реальность человеческой природы, не видит "человека вообще" есть, впрочем, одно оправдание - тот факт, что большинство людей так и не поднимается до родовой своей сущн

Природно-родовое единство базовых потребностей человека
Определение природы человека как совокупности, или комплекса, его базовых потребностей позволяет предельно углубить ее проблемный анализ. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответс

Система базовых потребностей человека
Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни (the basic need for life), т.е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей - в пище, одежде, жилищ

Привлекательность концепции базовых потребностей
Чем привлекательна рассмотренная пятичленка? Прежде всего, своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказат

Проспективное измерение человеческой природы
Легко заметить, что концепция человеческой природы по Маслоу выглядит слишком оптимистической. Состоит она, как оказывается, из одних положительных, конструктивных потребностей-качеств. Как объясни

Проспективное измерение человеческой природы
Базовые потребности человека, составляющие в единстве его природу, отличаются направленностью не столько в прошлое, на свой генезис, сколько в будущее. Направленность в будущее является здесь лишь

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
"Разве есть для разумного человека что-нибудь более приятное, чем возможность почаще беседовать о таком (справедливость - П.Г.) предмете?" - риторически утверждал когда-то великий Платон.

Социально-историческое индуцирование справедливости
Справедливость предполагает особую - проспективную работу человеческого сознания. Она становится существенным в смысле по-настоящему работающим элементом исторического развития человека именно с мо

Справедливость и неравенство
У справедливости как социально-нравственного образования много сравнений и противопоставлений: равенство, благо, свобода, совесть, честь, достоинство и т. д. Чаще всего, однако, ее сопоставляют с р

Справедливость и равенство
Неоднозначностью, чтобы не сказать спорностью отличается и обратная логика - чрезмерное сближение, а то и отождествление справедливости и равенства. "Все люди по природе своей равны" - ид

Природное в структуре архетипа равенства
Итак, природа, природное в структуре архетипа равенства. Природное, а фактически природно-генетическое неравенство людей не нуждается в доказательстве - оно самоочевидно. Разнообразие, дифференциац

Социальное в структуре архетипа равенства
Перейдем теперь к социальному слою архетипа равенства, лежащего в основе справедливости. В отличие от природного слоя, дескриптивного, сущего в своей определенности, он прескриптивен, т. е. нормати

Равенство исходных социальных условий
Равенство исходных социальных условий - это, как и равенство в целом, лишь идеал, регулятивная идея, предполагаемая идеальная ситуация. Фактически мы постоянно сталкиваемся здесь с социальным нерав

Равенство возможностей
Равенство возможностей... Казалось бы, в этом плане должно господствовать полное равенство. Формально так оно и есть. Возможности действительно могут быть равными - как предложение, открывающийся г

Равенство результатов
Приступим к анализу третьего элемента архетипа равенства (его социального слоя), лежащего в основе справедливости, - к анализу равенства результатов. Равенство результатов как бы завершает весь ком

Гедонистический смысл жизни
Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - нас

Аскетический смысл жизни
Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных вле

Смиренно-стоический смысл жизни
Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это

Категорически - императивный смысл жизни
Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом.

Религиозный смысл жизни
К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая - ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизн

Действенно-гуманистический смысл жизни
Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутвержден

Специфика философского подхода к изучению общества.
В структуре философского знания непосредственно с изучением общественной жизни (социума) связан особый раздел философии, получивший название «социальная философия». Если в центре внимания

Строение общества, его основные подсистемы (сферы).
Рассматривая общество как целостное системное образование, нельзя обойти вниманием вопросы о его строении. Как и любая система общество включает в себя качественно определенные компоненты, устойчив

Понятие культуры. Основные теоретические подходы к исследованию культуры
Слово «культура» латинского происхождения и вошло в европейские языки с тем значением, которое мы все сейчас знаем, в XVII – XVIII веках. В XVII веке немецкий юрист Самуэль Пуфендорф (1632–1

Общая характеристика содержания диалектики
В предыдущих главах показано, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устрой

Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и

Категории диалектики
Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объекто

Смысл диалектики
Выясняя смысл диалектики, мы стремимся довести ее осознание до такого уровня, на котором будет обнаружена изначальная идея, раскрывающая ее предназначение. Характеризуя содержание диалекти

Военная опасность
  Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общеплан

Военная опасность.
В XX в. человечество оказалось в беспрецедентной ситуации — реальной опасности самоуничтожения. Результатом противостояния двух сверхдержав СССР и США стала безумная гонка вооружений, в первую очер

Право, как государственный регулятор общественных отношений
1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего чёткого управле

Социальным нормам присущи следующие признаки.
1.Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъе

Экономические нормы
Эти нормы регулируют отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические закона нормы регулируют денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой

Политические нормы
Они регулируют отношения граждан и социальных групп с государственной властью, отношения между социальными группами, на­циями и народами. Политические нормы регулируют участие людей в государственн

Религиозные нормы
Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенн

Обычай и традиции
Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с общественной пс

Корпоративные нормы
Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы, установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т. д.

Система нормативного регулирования и социальные нормы.
Система нормативного регулирования - совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Система нормативного регулирования делится на:

Соотношение права и морали.
Мораль и право имеют ряд общих, а точнее, сближающих их черт. Правовое регулирование почти не возможно без опоры на мораль. Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходят к морали (н

Признаки правового государства
1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги