Философия и религия.

Религия (от religio — святость, благость) — особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.

Мифология составила материнское лоно, отправную точку для формирования ранних форм религии, а именно т.н. язычества. Мифологию и религию объединяют многие общие черты — признание иного мира, бога или богов, чудес и знамений, непостижимых человеческому разуму и т.п. Различия: нет фантастичности, сказочности, метафоричности; религия предполагает не просто веру в сверхъестественный («небесный», «горний») мир, но и в его решающее влияние на судьбы мира земного. Поэтому в ней практикуется особая технология целенаправленного воздействия на потусторонние силы — то, что называется культом.

М. обнаруживает типологическое сходство с ранними формами религии — магией, фетишизмом, анимизмом, тотемизмом. Языческие боги также не стоят над природой, они действуют внутри равновесного Космоса как олицетворения многочисленных природных и социальных стихий, обеспечивая раз и навсегда установленный порядок мироздания. Постепенно они все более персонифицируются, получают четкие сферы подвластной им природной и социальной действительности; среда их обитания поднимается к небу; происходит размежевание мифологических и религиозных персонажей доминирующего впоследствии теизма: все более жесткое противопоставление тела и духа, плоти и души, священного и профанного, земного и небесного. Многоликий античный пантеон составил исходную основу для развитых форм религии (прежде всего теизма), все более обособляющихся от мифологии и ориентирующихся на последнюю реальность — стоящего над миром трансцендентного всемогущего Бога.

Немаловажно и др. различие. По мере усложнения и расслоения общества выделяется особый социальный слой профессиональных деятелей (шаманы, колдуны, жрецы, духовенство, священнослужители, равно как и особые социальные ин-ты, прежде всего церковные), претендующих на роль распределителей всемогущей сверхъестественной энергии.

Религия выступает правопреемницей мифологии, но между ними есть существенные отличия:

1. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а стало быть, формируется основание индивидуальности.

2. Отношения человека и Бога строятся не по принципу сродности (родства), а на основе господства и подчинения.

3. Если в мифологии все находится во взаимосвязи, имеет характер целостной системы, где жизнь человека и общества тождественны, то в религии компоненты ее структуры относительно самостоятельны.

4. Если в рамках мифологического мировоззрения отправной точкой отсчета является культура мифа, то в границах религиозного мировоззрения такой точкой отсчета является диалог индивидуального человеческого духа с Абсолютным мировым духом, в результате чего возникают религиозные идеи. Эти идеи приводят к возникновению особых чувств и настроений. Все это завершается оформлением религиозной культуры индивида и общества, где своеобразно переплетаются религиозные идеи и настроения.

 

Становление религии составляет значительный период развития человечества. Эволюция религии шла от политеизма к монотеизму (вере в существование одного Бога). Богу приписывалось творение мира и человека, а стало быть, неограниченная власть над ними. Религия, своеобразно отразив и выразив естественное неравенство людей, закрепила господство человека над человеком.

Между тем человек больше чем только носитель определенного ансамбля общественныхотношений. Его сущность представлена космическим, природным, родовым и социальнымоснованиями. И как существо, не имеющее единого основания, человек устремлен в поисксамого себя. Последнее задает ситуацию драматического отношения человека к миру и ксебе. Первая коллизия обусловлена отношением человека к вечности и осознанием своейлетальности. Если смерть природного начала человека очевидна, то этого нельзя сказать оего духовном начале. Хотя прямых доказательств летальности или бессмертиячеловеческого духа не существует, но человек жаждет бессмертия и обретает его врелигиозном сознании. Вторая коллизия обусловлена отношением человека к бесконечности. Бесконечнаявселенная включает человека как ничтожную точку, но человек в мысли обретаетспособность объять всю вселенную. Будучи существом конечным, человек не способен ниэмпирически, ни логически воссоздать истинный образ бесконечности. А жить в миренепознанном и сохранять к нему доверие трудно. Отсюда стремление к истине мира черезверу и вновь обращение к религии. Еще одна коллизия связана с внутренним миром человека. Этот мир ориентирован на диалог с самым совершенным собеседником, с которым более уместно молчание, чем изречение. Ибо изреченное слово может быть сокрытием, а не открытием истины. Внутренний мир человека нуждается в объекте совершенной любви. Он не довольствуется ее суррогатами и фальшивыми ценностями. Только совершенная любовь изгоняет страх, освобождает от страданий.

В своем генезисе и развитии философия тесно связана с религией. Слово «религия» восходит к латинскому существительному означающему благочестие, святость, и глаголу – связывать, соединять. Оба смысла сохраняются в современном представлении о религии и религиозности. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

И философия, и религия возникают из мифа и являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними существует принципиальное различие в к способах интерпретации этих проблем. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. Религия постигает свой предмет совершенно иначе. В религиозном мировоззрении акцент делается на веру, а не на дока­зательство и аргументацию. Результаты религиозного размыш­ления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Кроме того, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие воп­росы, тогда как в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не предполагает какой-либо критики или трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Философия же никогда не дает гарантий, что очередной ответ является окончательным. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, и этим религия также отличается от философии, не предполагающей никаких ритуальных действий.

Вместе с тем, философия и религия имеют много общего. Помимо мировоззренческого характера, философию и ре­лигию роднит еще одна черта. Несмотря на апелляцию к эмо­ционально-чувственной стороне человеческой природы, лю­бая развитая религиозная система содержит в себе отпечаток выраженной системности, т.е., так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Ре­лигия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренчес­кие вопросы, представляет собственную версию картины мира.

В настоящее время сложилось три главные мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Буддизм- возник в VI в. до н.э. Его основателем является легендарный сын князя племени “шакья” Сидхарта Гаума или Гаутама Шакьямуни, получивший в последствии имя Будды (просвещенный). Основные идеи буддизма заключаются в следующем:

1) жизнь есть страдания. Рождение и смерть, старение и болезнь, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание- все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д.

Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности- вот путь уничтожения страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана.

2) Бесконечно “колесо жизни” и человек, находясь в нем, связан со всем космосом. Любые действия человека способны нарушить ритм Вселенной, потому задача человека- понять законы жизни и непротиводействовать им.

3) Любой человек может достичь совершенства, а не только служитель Бога. Достич нирваны можно, если пойти восьмиступенным путем: 1.Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти). 2. Истинная решимость (следует твердо определить свой путь). 3. Праведная речь (следует следить за словами, дабы они не вели ко злу). 4. Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела). 5. Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому). 6. Праведная мысль (следует следить за направлением своей мысли, гнать все злое и настраиваться на доброе). 7. Праведные помыслы (следует уяснить, что зло от нашей плоти). 8. Истинное созерцание (следует постоянно и непрерывно тренироваться, достигать умения сосредотачиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).

4). Важной частью буддизма стала “сансара”, или учение о перерождении личности и души. Буддистская концепция перерождений подчеркивает родство всего живого на земле и относительность границ между животными, человеком и Богом. Человек будет без конца рождаться вновь и вновь, если в процессе своей жизни он не стремится к достижению нравственного идеала. Достигнув его человек прекращает цикл рождений. Таким образом, буддизм ставит перед человеком вопрос о его нравственной ответственности за ту жизнь, которую он ведет.

Сумма добрых и злых поступков определяет, в какой форме он возродится в следующий перерождении. Чем добродетельней твоя жизнь, тем сильнее человек улучшит свою карму. Ближе всего к этой цели стоят монахи.

В буддизме есть два пути спасения- “хинаяна”(узкий путь)- спасение лично себя и “махаяна”(широкий путь)- приблизившись к спасению, не делать последний шаг- спасая других.

Второй мировой религией является христианство , возникшее в I в. н.э. на Ближнем Востоке ( Палестине ), а затем распространившееся во всем мире. Основы философии христианства более подробно мы рассмотрим в процессе рассмотрения вопроса средневековой христианской философии. Поэтому ограничимся рассмотрением наиболее общих основ христианского вероучения.

Христианство утверждает существование единого Бога, творца всего существующего. Важнейшие догмы заключаются в том, что Бог един в трех лицах – отца, сына и святого духа: что эта святая троица равна по своему значению и своей сущности; что Иисус Христос, Сын Божий, совмещает в себе божественную и человеческую природу.

Христианство утверждает, что человек был создан по образу и подобию Бога, но грехопадение Адама и Евы разрушило богоподобие человека и первородный грех тяготеет над всем человечеством. Но люди могут очиститься, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного спасителя, который был послан на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь- вера в единого в трех лицах Бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, когда как нечестивец и стяжатель попадет в ад и будет гореть в “геене огненной”.Кроме “того света”, нечестивцам и грешникам грозит и “второе пришествие Христа”, за которым последует “страшный суд”, здесь, на земле.

Аскетизм, непротивление злу насилием, милосердие ко всем, даже великим грешникам, составляет особенность христианства. Особое место в христианстве занимает культ Девы Марии- богородицы (в православной терминологии) или мадонны (у католиков).

В настоящее время христианство представлено тремя мощными направлениями: римско-католическая церковь, во главе с Папой Римским, живущим в Ватикане; греческая или православная церковь и протестанская церковь, которая имеет множество школ и направлений- баптизм, кальвинизм, лютеранство и др.

Ислам- в переводе с араб.-”предание себя человеком богу”, является одной из молодых мировых религий. Он возник на Ближнем Востоке. Его автор- реальное историческое лицо Муххамед (Магомет), родился в г. Мекка в 571г.н.э.

Ислам- это религия основанная на вере в единого, всемогущего и милосердного Бога (Аллаха) и его пророка Мухаммеда.

Все,сохраненные преданием, факты жизни Мухаммеда носят название сунны (обычаи).Все, сохранившиеся его поучительные изречения и приписывающиеся ему действия, признаны религиозно обязательными для верующих.

В исламе делается сильный акцент на обрядовую сторону жизни и ее ежедневными пятикратными молитвами, обязательным месячным постом, в продолжении месяца рамадана, обязательным паломничеством в Мекку. Традиции такого рода воспитывают привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное резко противостоят любой индивидуальности, человек должен все время помнить, что он жалкая песчинка распростертая ниц перед великим Аллахом. 10% всех доходов значительные мусульмане должны отдавать в пользу бедных, таким образом осуществлялось некоторое, хотя и мало ощутимое перераспределение имуществ и доходов.

Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны.

В современном исламе имеется несколько разных течений (сунниты, шииты и др.)

В своем генезисе и развитии философия тесно связана с религией. Слово «религия» восходит к латинскому существительному означающему благочестие, святость, и глаголу— связывать, соединять. Оба смысла сохраняются в современном представлении о религии и религиозности. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

И философия, и религия возникают из мифа и являются системами развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними существует принципиальное различие в к способах интерпретации этих проблем. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. Религия постигает свой предмет совершенно иначе. В религиозном мировоззрении акцент делается на веру, а не на дока­зательство и аргументацию. Результаты религиозного размыш­ления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Кроме того, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие воп­росы, тогда как в философии ни один вывод не предопределен. Религиозная доктрина не предполагает какой-либо критики или трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Философия же никогда не дает гарантий, что очередной ответ является окончательным. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, и этим религия также отличается от философии, не предполагающей никаких ритуальных действий.

Вместе с тем, философия и религия имеют много общего. Помимо мировоззренческого характера, философию и ре­лигию роднит еще одна черта. Несмотря на апелляцию к эмо­ционально-чувственной стороне человеческой природы, лю­бая развитая религиозная система содержит в себе отпечаток выраженной системности, т.е., так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Ре­лигия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренчес­кие вопросы, представляет собственную версию картины мира.