Специфика философского подхода к изучению общества.

В структуре философского знания непосредственно с изучением общественной жизни (социума) связан особый раздел философии, получивший название «социальная философия».

Если в центре внимания общефилософской теории стоит задача выработки представлений о мире в целом, об универсальных законах его существования и развития, о месте человека в этом мире, то для социальной философии, как писал об этом русский философ С.Л.Франк, важно понять, «Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное назначение и к чему, собственно, стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия? И, наконец, какое место занимает общественная жизнь человека в мировом космическом бытии вообще, к какой области бытия она относится, каков ее подлинный смысл...».

Социальная философия как особый раздел философии имеет многовековую историю. При всем многообразии своих исторических форм основным методом философского познания общества является предельно широкое осмысление социальной жизни, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех социальных (общественных), а еще шире - всех гуманитарных наук. Используя данные о социальной реальности, полученные частными социально-гуманитарными науками, социальная философия, в свою очередь, выступает в качестве общей методологии социально-гуманитарного познания бытии. Другими словами, социальная философия осмысливает общество под углом зрения решения мировоззренческих проблем, рассматривает его как специфическую часть мироздания, качественно отличную от природы, хотя и тесно связанную с ней.

Особенность философского подхода к обществу заключается также и в том, что философия по своим методам - это наука преимущественно созерцательная, умозрительная. Поэтому истинность многих философских высказываний об обществе (например, о первичности духовного или материального в общественной жизни, о смысле и целях исторического процесса и др.) трудно верифицировать, т.е. подтвердить или опровергнуть наблюдением или экспериментом.

Осмысливая общество, философы прежде всего стремятся ответить на вопросы, связанные с пониманием того, что составляет основу жизни общества, что объединяет людей, что определяет и детерминирует развитие общества. Ответы на эти вопросы как в прошлом, так и в настоящее время, даются далеко не одинаковые. Но при всем многообразии и различии ответов философов на подобные вопросы их можно сгруппировать в зависимости от принадлежности к определенным концептуально-теоретическим подходам - моделям, в рамках которых или с помощью которых происходит описание и объяснение общественной жизни. Наиболее известными из них являются три: натурализм, идеализм и материализм. Каково же их содержание?

НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный). Натуралистическими принято называть концепции, в которых человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных. Натуралистический подход к обществу требует объяснять социальные явления исключительно действием внесоциальных, имеющих не приобретенный, а естественный, данный от рождения и по сути неизменный для человека и общества, характер факторов: географических - климата, ландшафта, плодородия почв, ресурсов полезных ископаемых, состояния флоры и фауны (Ж.Боден, Ш.Монтескье, Г.Бокль, Л.Мечников и др.); биологических - физиологии, биологии и генетики человека (Г.Спенсер, Э.Уилсон, Р.Триверс и др.); психологических – человеческой психики (З.Фрейд, К.Юнг и др.)

ИДЕАЛИЗМ. Идеалистическим называют подход к объяснению общества, абсолютизирующий роль сознания в человеческой деятельности, превращающий духовную сферу жизни общества в самостоятельную субстанцию. Если с точки зрения натурализма жизнь общества полностью или в конечном счете определяют природные закономерности, то для идеалистического подхода к обществу характерно признание определяющим фактором общественно-исторического процесса или мирового разума - объективный идеализм (Гегель), или недетерминированных ничем идеальных побудительных целей, мотивов, волевых актов людей, которые предшествуют их действиям - субъективный идеализм (Ф.Ницше, С.Кьеркегор, А.Камю и др.) При таком подходе связи, которые объединяют человеческих индивидов в единое целое - в общество, носят прежде всего духовный характер, а не природный, не материальный.

МАТЕРИАЛИЗМ. Собственно говоря, материалистическими можно считать все представления об обществе, которые признают в качестве основополагающих связей, соединяющих людей в единое целое, связи объективно существующие, но таковыми могут быть и чисто природные связи. Это позиция вульгарного материализма и она вполне вписывается в парадигму натурализма. Что же тогда является «социальной материей», какая область жизни общества находится вне сознания людей и при этом определяет общественное сознание? Ведь все общественные явления, все то, что связано с человеческой жизнедеятельностью, так или иначе предполагает участие сознания и воли человека? По мнению К.Маркса своеобразной социальной материей является общественное бытие людей. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Люди вступают в отношения друг с другом в процессе общественного производства и воспроизводства своей жизни. Главными, определяющими все другие, являются производственно-экономические отношения. Материальность этих отношений, также как и производственно-технологических, и семейно-бытовых отношений, заключается в том, что они могут складываться и существовать независимо от общественного сознания и влиять на него. Система материальных отношений лежит в основе всех других связей, объединяющих людей в «социальный организм».

К материалистическому подходу можно отнести и современные концепции технологического детерминизма (Д.Белл, А.Тоффлер и др.). Технологический детерминизм присущ в той или иной мере концепциям индустриального и постиндустриального - информационного общества, ставящих общественно-историческое развитие в прямую зависимость от технико-технологических изменений в производстве.

 

2. Общество как системное, саморазвивающееся образование.

Понятие «общество» употребляется в философской литературе в разных смыслах. В широком смысле оно используется для обозначения совокупности всех способов и форм взаимодействия и объединения людей, всего того, что отличает эту реальность, созданную человеком, от мира природных объектов и позволяет рассматривать ее как особую форму бытия мира, как социум, как социальность вообще. В узком понимании словом «общество» обозначают относительно самостоятельные единицы функционирования общественного организма, его отдельные социальные объекты - различные виды социальных общностей, конкретные социальные образования, например, российское общество, общество любителей книги и т.п.

При любом подходе к обществу содержание данного понятия, его трактовка обусловлены тем фактом, что речь должна идти о системе связей и отношений между людьми. Поэтому авторы различных концептуально-теоретических подходов, представленных в социально-философской литературе, объясняя общество, пытаются прежде всего раскрыть природу этих связей и отношений. Так с точки зрения К.Маркса (1818 –1883 гг.), общество - это система отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной жизнедеятельности. Эти отношения носят устойчивый характер и постоянно воспроизводятся в процессе общественного производства, связывая индивида с социальной группой, с обществом. Люди, участвуя с необходимостью в общественном производстве, производят не только вещи, материальные блага и ценности, но производят и воспроизводят свою социальность: общественные отношения и институты, а в конечном счете, общество и самих себя. «Общество,- писал К.Маркс,- не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Общественные отношения, по Марксу, неотделимы от деятельности людей, не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Сложившись, общественные отношения придают обществу качественную определенность. Как уже отмечалось, главными, определяющими все другие отношения, К.Маркс считал производcтвенные отношения, которые возникают в процессе материального производства.

Французский социальный философ и социолог Э.Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) рассматривал общество как особую надиндивидуальную реальность, основу которой составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и т.п. фактам действительности и оказывающим принудительное влияние на индивидов. Он подразделял эти факты на «морфологические», составляющие «материальный субстрат» общества (плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.) и на нематериальные «коллективные представления», составляющие в своей совокупности коллективное или общее сознание. Исследуя роль коллективного сознания людей, он приходит к выводу, что связи, объединяющие людей, основаны прежде всего на разделении общественного труда и идее общественной солидарности. Религия, мораль, право как коллективные представления формируют чувство солидарности, утверждают идею солидарности в сознании людей в качестве высшего морального принципа, высшей ценности.

М.Вебер (1864 - 1920 гг.) - немецкий социальный философ и социолог - рассматривал общество как результат взаимодействия людей, являющегося продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. Сочетания человеческих действий порождают устойчивые «смысловые связи» поведения людей. Он выделяет четыре типа социального действия: 1) целерациональное - когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей; 2) ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового; 3) аффективное - определяется непосредственно чувствами, эмоциями; 4) традиционное - побуждается усвоенной привычкой, традицией. По мнению Вебера, в развитии западной цивилизации определяющую роль играет возрастание экономической рациональности в человеческом поведении. Эта тенденция наблюдается во всех сферах межчеловеческих взаимоотношений, она пробивает себе дорогу вопреки воле и желанию людей.

Для американского социолога - теоретика Т.Парсонса (1902 – 1979 гг.), развившего дальше основные положения теории социального действия, общество - это самоорганизующаяся система человеческих действий, отличающаяся от систем физических и биологических действий тем, что в ней имеют место, во-первых, символические механизмы регуляции, такие как язык, ценности и т.п.; во-вторых, нормативность, т.е. зависимость индивидуальных действий от общепринятых ценностей и норм; и в-третьих, волюнтаристичность, т.е. определенная иррациональность и независимость от «субъективных определений ситуации». Общество как социокультурная система обеспечивает интеграцию действий множества индивидов, предлагая им общие образцы действий, принципы выбора целей, ценности, верования, знания - иными словами «смыслы», реализуемые в действиях, и символические средства для обеспечения коммуникаций этих смыслов и упорядочения действий.

Анализируя эти подходы к обществу, нельзя не прийти к выводу, что во всех приведенных выше определениях общества оно трактуется как целостное, сложноорганизованное системное образование, имеющее свою качественную специфику. Что же дает основание рассматривать общество как систему? Каковы главные системные особенности общества?

В числе наиболее общих признаков любой системы в литературе называют прежде всего целостность и качественную определенность системного объекта, его выделенность относительно среды своего обитания, отличие от других явлений, наличие в объекте взаимосвязанных и опосредующих друг друга и свое целое иерархически организованных частей (элементов), наличие у объекта интегральных свойств, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь.

Обществу присущи параметры, позволяющие рассматривать его как особую - социальную систему:

Во-первых, общество есть целостное образование, выступающее в форме социальных общностей, институтов и организаций, основными элементами которых являются люди, а также их нормы, связи и отношения. Целостность общества вытекает из общественного производства людьми самих себя, условий и средств своей жизнедеятельности.

Во-вторых, общество обладает способностью к самоорганизации и саморегуляции, т.е. общество - это синергетическое образование, функционирующее относительно самостоятельно, корректирующее свою деятельность с учетом влияния окружающей среды. Саморегуляция общества может осуществляться как посредством действия стихийных механизмов воспроизводства и развития своей структуры, так и на основе сознательного и планомерного управления.

В-третьих, отличительной особенностью общества как целостной и саморегулирующейся системы является его устойчивость и стабильность. Стабильность - это такое состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций при воздействиях извне. Конечно, устойчивость социальных систем не безгранична и она зависит от многих факторов как природного, так и социального характера.

В-четвертых, общество характеризуется открытостью, поскольку оно взаимодействует с окружающей средой и обменивается с ней энергией, веществом, информацией и т.п. Открытость социальных систем проявляется в процессах деятельности людей, направленной на преобразование природной и социальной среды для создания и сохранения необходимых условий своей жизнедеятельности, удовлетворения потребностей и интересов. Открытость общества, взаимодействующего с окружающей средой, предполагает появление возможностей для саморазвития общества, его самодостраивания.

В-пятых, специфической особенностью общества как системного образования является информационность. Человеческая деятельность невозможна без информационных процессов, имеющих в обществе социокультурный характер. Использование социокультурной информации дает возможность каждому поколению людей опираться на опыт своих предшественников, согласовывать свою деятельность в решении стоящих перед ним проблем.

В-шестых, общество - это сложная, иерархически организованная, многоплановая система, характеризующаяся наличием отдельных подсистем (сфер), сочетанием различных уровней организации и субординации между ними.

В-седьмых, общество как системное образование обладает пространственно-временным бытием. Социальное время - это форма реального движения любой общественной системы, проявляющегося в деятельности людей как длительность событий, общественных процессов, как календарное и совокупное время жизни индивида и общества, как ценность и условие их бытия. Социальное пространство, будучи формой бытия вещно-предметной и личностной среды общества, характеризуется объективностью, метричностью, территориальным распределением населения, направленностью и интенсивностью перемещений, социальной дистанцией между индивидами и общностями. Важнейшей особенностью социального пространства и времени является их не-физическая природа. Не-физическая - в том смысле, что она задается не движением физических тел, а социальными формами, в которых осуществляется человеческая деятельность. Телесные, вещественные пространственные формы участвуют, естественно, в движении человеческих действий и сил, но они движутся прежде всего как «проводники» и «переносчики» созидаемых людьми социальных качеств.

Итак, общество — это сложное, отличающееся от всех других форм бытия мира, саморазвивающееся системное образование, которое существует благодаря и посредством человеческой деятельности и обладает такими системными параметрами как целостность, саморегуляция и самоорганизация, стабильность и устойчивость, открытость и информационность, пространственно-временная организация и иерархичность строения.

Включение людей в общество, их объединение в единый социальный организм осуществляется через различные формы социального бытия, которые каждый индивид так или иначе осваивает, испытывает на себе их системоформирующее воздействие и сам, своей деятельностью, вносит изменения в эти социальные системные образования. В числе таких социальных форм, посредством которых и в рамках которых происходит совместная жизнедеятельность людей, необходимо назвать прежде всего следующие: а) социальные общности людей (семья, социальная группа, класс, нация и т.п.); б) социальные институты и организации; в) системы принятых в обществе образцов культуры, норм и ценностей.

С учетом данных особенностей общества можно дать ему следующее определение: общество - это сложная система исторически развивающихся форм организации совместной жизнедеятельности людей, их социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей.

Все, что существует в обществе, есть то или иное проявление деятельности людей, ее результат и следствие. Что же представляет собой деятельность? Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное осмысление, изменение и преобразование. Всякая человеческая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность, что коренным образом отличает ее от всех других процессов живой и неживой природы.

Если общество и весь процесс его исторического развития есть результат деятельности людей, то что побуждает людей к деятельности и определяет их цели? Любая цель, которую ставят перед собой люди, представляет собой как бы идеальный проект деятельности, ее мысленное предвосхищение. Выработка цели, ее оформление всегда происходит на основе отражения в сознании людей их объективных потребностей в определенных условиях своего бытия в мире. Потребность - это состояние социального субъекта (личности, социальной группы, общности людей, общества в целом), которое выражает собой реальную нужду, необходимость в тех или иных предметах, условиях и действиях, связанных с обеспечением его жизнедеятельности. Как подчеркивал К.Маркс: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности». Многообразны условия жизни людей, многообразны и их потребности. Удовлетворение одних потребностей вызывает к жизни новые потребности, причем в процессе исторического развития общества человеческие потребности постоянно возрастают.

Человек живет и действует в обществе, а значит, удовлетворяя свои потребности, он вынужден учитывать наличие определенных природных и общественных условий своей деятельности, взаимодействовать с другими людьми. При этом формой проявления потребности и ее осознания выступает интерес. Он обнаруживает себя в объективном отношении социального субъекта к своим потребностям и средствам их удовлетворения. В отличие от потребности, которая имеет место и на уровне биологической формы движения материи, интерес - это продукт общественно-исторического развития. Интерес (от лат. interest - имеет значение, важно) характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них определенное значение. Интерес, таким образом, не существует сам по себе, вне социального субъекта - его носителя. Это всегда есть интерес какого-то субъекта: личности, группы, нации, класса, общества в целом. Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те или иные социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Поэтому, в сравнении с потребностями, интересы являются более значимыми для социальных субъектов, поскольку они направлены на обеспечение социальных условий жизни. Именно интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения «справедливости-несправедливости», «равенства-неравенства», через них происходит сопоставление человека с человеком, одной социальной группы с другой. В интересах отражается социальное положение людей в обществе, что и обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов человеческой активности.

Дальнейшим осознанием людьми своих потребностей и интересов выступает цель – идеальный (мысленный) образ желаемого. На выработку цели и процесс ее реализации также оказывают влияние системы ценностей и идеалов, которые разделяют субъекты деятельности на данном исторически конкретном этапе их жизни.

Человеческая деятельность многообразна по формам своего проявления, что определяется характером отношения людей к миру, целями, которые ставят перед собой ее субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и интересами. Поэтому можно говорить о различных ее видах, классифицируя их по разным основаниям. Деятельность подразделяют на практическую и духовную, экономическую и социально-политическую, инженерную и научно-иссследовательскую и т.д. Как социальная реальность общество представляет собой прежде всего систему практической деятельности людей. Человек не просто пребывает в объективно существующем мире, адаптируясь к нему, а изменяет его в соответствии со своими потребностями, интересами и целями, то есть создает свой человеческий мир – мир социально обусловленный. В широком смысле слова под практической деятельностью или под практикой (от греч. praktikos - деятельный, активный) принято понимать все виды чувственно-предметной, целеполагающей деятельности человека, направленной на освоение и преобразование природных и социальных объектов: производственную, педагогическую, художественную, административную, политическую, военную, техническую и др.

Общественная жизнь невозможна без взаимодействия человека с природой, но она также невозможна без взаимодействия людей друг с другом. Это две неразрывно связанные стороны единого процесса человеческой жизнедеятельности. Как уже отмечалась в данной главе, общество это не совокупность вещей и не простая сумма людей, а прежде всего совокупность связей и отношений между людьми. Поэтому, так важно понять, что же представляют собой общественные отношения, каковы их природа и назначение.

В отличие от природных процессов и явлений - общественные отношения - это отношения между людьми (социальными субъектами) и уже этим они качественно отличаются от связей природных. Под общественными отношениями понимают относительно устойчивые формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и индивидами как представителями этих социальных групп, различающихся по положению в обществе и выполняемым социальным ролям.

Общественные отношения, выступая необходимой формой человеческой деятельности, многообразны по своим видам. Их можно классифицировать по видам деятельности, формой которых они являются: производственные, политические, правовые и др. отношения. Общественные отношения могут подразделяться также на материальные и духовные (или идеологические). Определяющим критерием такой классификации считается независимость материальных отношений в процессе их возникновения от сознания людей. В отличие от материальных идеологические отношения складываются при условии их предварительного осознания. К материальным относят прежде всего производственные отношения, т.е. те, в которые люди вынуждены вступать в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. К ним относят также и семейно-бытовые отношения как отношения объективно-необходимые для производства и воспроизводства человеческого рода. Среди идеологических отношений (или духовных) выделяют правовые, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. Общественные отношения, существуя как социальная форма деятельности людей, представляют собой то реальное социальное пространство, в которое попадает каждый входящий в мир индивид и в рамках которого он живет и действует, развивается как личность.

Общественные отношения, как и деятельность, формой которой они являются, могут объективироваться, опредмечиваться как в средствах своего осуществления, так и в своих результатах. Опредмечиванием называют процессы, в ходе которых человеческие способности переходят в предметы и воплощаются в них, благодаря чему эти предметы становятся социально-культурными или «человеческими предметами». Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта - человека. Изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Человеческое общество как целостная система функционирует и развивается только при наличии и на основе таких форм социальной предметности, как: телесная (биосоциальная), вещная, знаково-символическая и институциональная. Их единство и выступает тем предметно-развернутым миром человека, в котором объективируются деятельность и общественные отношения. Все эти формы социальной предметности объективны и социально значимы, то есть несут в себе возможности для появления и удовлетворения человеческих потребностей, интересов и целей.

Что представляют собой эти формы предметности? Каковы их функции в жизни общества? Телесная (биосоциальная) форма предметности представлена деятельностью самого человека как физического, биосоциального существа - субъекта, творца деятельности и общественных отношений и их продукта и результата. Вещная форма предметности есть результат преобразования человеком вещества природы в процессе трудовой деятельности. Она выступает в виде физических вещей - предметов и средств деятельности и общественных отношений, а как средство потребления - в виде пищи, жилища, одежды и других предметов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. Основу знаково-символической формы предметности составляет человеческий язык. Являясь выражением внутреннего духовного мира человека, его символизацией в особой - индивидуально-общественной форме, язык выступает средством общения людей, средством сохранения и передачи информации. Он «обнаруживает» себя как система знаков, как устная и письменная речь, как естественный и искусственные языки. Но язык - это не только звуковая и графически оформленная речь человека или язык его жестов, а и любая информация, созданная и обработанная человеком и заключенная в ее различного рода носителях: магнитных лентах, дискетах, книгах, произведениях искусства. Сами по себе знаки (или символы) не имеют вещественного характера, однако используя их, человек получает и перерабатывает информацию как о мире вещей, так и о других формах бытия мира. Знаковые формы предметности, таким образом, играют исключительно важную роль в жизни человека и общества, поскольку без них невозможны человеческая деятельность и общественные отношения. В процессе своего исторического развития человечество непрерывно наращивает масштабы своей знаково-символической деятельности, создавая и расширяя свой особый мир - мир человеческой культуры, качественно отличающийся от всех других форм бытия универсума.

Для осмысления общественной жизни особый интерес представляет институциональная форма предметности - социальные институты. Само понятие «социальный институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) пришло в социальную философию и социологию из юридических наук, где его использовали для обозначения комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (например, институт наследования, институт собственности, институт семьи и брака и т.п.).

При всем различии подходов к пониманию социального института, существующих в современной литературе, можно констатировать, что социальный институт рассматривается не как процесс, а как результат определенной деятельности людей, детерминируемой социально значимыми потребностями и интересами социальных субъектов в ее организации, дифференциации и специализации. Исходя из этого, возможно дать такое определение социального института: это устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей (общества в целом или отдельных социальных групп, классов, наций), посредством которого реализуются их общие потребности и интересы (экономические, политические, культурные и др.). Социальный институт, таким образом, фиксирует какой-то вид человеческой деятельности и общественных отношений.

В своем развитом виде он представляет собой целостное системное образование, которое включает в себя: во-первых, определенное объединение людей, их организацию. Поэтому социальные институты могут выступать как организации и учреждения.; во-вторых, определенную нормативную систему - совокупность тех или иных принципов деятельности, правил и норм поведения обязательных для данного объединения людей, их организации; в-третьих, определенную систему ценностей, предполагающую наличие общих целей, общих идеалов, т.е. всего того, что мотивирует общие действия людей и способствует выработке их общей воли. Все эти компоненты социального института «работают» на обеспечение совместной деятельности людей, производство и воспроизводство социальных связей.

Каждый социальный институт вызван к жизни необходимостью выполнять конкретные, специфические функции в жизни общества. Однако существуют и такие функции, которые присущи всем социальным институтам:

· обеспечение условий для удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов;

· закрепление и воспроизводство определенных общественных отношений;

· регулирование деятельности и общественных отношений;

· включение людей в определенные виды деятельности и отношений.

Социальные институты, выполняя эти функции, осуществляют тем самым социализацию индивидов, побуждают их участвовать в жизни общества, обеспечивают преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и форм социального поведения от одного поколения людей к другому.

Социальные институты многообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям: по основным сферам жизнедеятельности общества (экономические, политические и т.д.); по выполняемым функциям (институты, связанные с выполнением функций политической власти в обществе, производства и распределения материальных благ, культурных ценностей и т.д.); по видам деятельности (церковь - как институт, занимающийся религиозной деятельностью, школьная система - учебной, академия наук - научной, государство - политической, банки - финансово-кредитной, и т.д.).