рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие культуры. Основные теоретические подходы к исследованию культуры

Понятие культуры. Основные теоретические подходы к исследованию культуры - раздел Философия, Тема №1. Предмет философии Слово «Культура» Латинского Происхождения И Вошло В Европейские Языки С Тем З...

Слово «культура» латинского происхождения и вошло в европейские языки с тем значением, которое мы все сейчас знаем, в XVII – XVIII веках. В XVII веке немецкий юрист Самуэль Пуфендорф (1632–1694) впервые противопоставил «естественное состояние» человека «культурному состоянию», и с тех пор собственно человеческое состояние, отличное от природного состояния, которое свойственно всем живым существам, а также и неживым, стали называть культурой.

В латинском языке эпохи древнего Рима слово «культура» означало «возделывание, обработка (земли)». Однако, уже и тогда возникло переносное значение этого слова, у Цицерона можно прочитать: «Cultura animi philosophia est» – «Философия – это возделывание души». В средние века этот термин употребляется в связи с религиозным культом - cultura Christi, cultura dolorum (культура страдания). В первом латинском переводе Библии («Вульгата») слово cultura употребляется как синоним культа [1 Кор., 10, 14]). Сакральный мир понимается человеком как та подлинная реальность, которая открывает, показывает человеку абсолютное бытие и которая придает значимость и смысл обычной реальности, мирскому человеческому бытию. Поэтому жизнь человека начинает строиться и упорядочиваться под знаком sacrum (священного). В эпоху Возрождения гуманисты начинают употреблять этот термин в значении умственного и духовного совершенствования, поэтому говорят о возделывании души.

После С. Пуффендорфа немецкий просветитель XVIII века Иоганн Готфрид Гердер становится тем ученым, который устанавливает и закрепляет в науке современное толкование слова «культура» как мира подлинно человеческой жизни.

В настоящее время активно продолжается обсуждение вопроса о соотношении двух понятий – понятия «культуры» и понятия «цивилизации». Одни теоретики употребляют эти понятия как простые синонимы, другие рассматривают цивилизацию как высшую стадию развития культуры, сменившую дикость и варварство, третьи трактуют цивилизацию как социокулътурную целостность, объединяющую качества определенного типа общества и порождаемой им культуры. Оптимальным представляется предложенное еще в XIX в. Льюисом Морганом и разделявшееся Ф. Энгельсом понимание «цивилизации» как такой ступени истории культуры, которая пришла на смену «варварству», в свою очередь сменившему первобытное состояние «дикости», и принесла человечеству городской образ жизни с профессионализированными ремеслом, торговлей, образованием, изобретение письменности, зарождение научного познания, прежде всего, математического; следовательно, цивилизация характеризует научно-технический и образовательный аспект культуры, являясь ее внутренним качеством, а не чем-то внешним и тем более противоположным ей, как полагают некоторые теоретики.

Выявленные при философском анализе многоплановость и полифункциональность культуры послужили стимулом к выработке различных теоретических подходов к ее исследованию. В частности ХХ век предлагает нам следующие подходы: аксиологический, деятельностный, семиотический, структуралистский, социологический, гуманитарный и др. Рассмотрим более подробно те из них, которые оказались наиболее плодотворными в формировании обобщенного и целостного понимания культуры.

1. Деятельностный подход. Культура понимается как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Поясним подробнее этот подход на сравнении способов приспособления под среду человека и животного. Так, для того, чтобы приспособится к среде (и, соответственно, чтобы выжить как виду) животному требуется либо измениться биологически, либо изменить поведение. Человек же не меняет структуру своего тела уже очень давно, и, как правило, не меняет свое социальное поведение кардинально – он меняет среду для того, чтобы иметь возможность в ней существовать. Таким образом, человек приспосабливается предметно-активно. 92 % предметов, которые необходимы человеку, возникают неестественным путем. Важный момент любой деятельности – это осмысление своих потребностей, и, соответственно, цели предпринимаемых действий. Без цели не существует деятельности. И. Кант определял мир природы как мир причин и следствий, а мир культуры – как мир целеполагания. Следовательно, культура – это программы деятельности, которые призваны обеспечивать и регулировать воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества, а также определять его динамику и формы организации. В процессе усложнения культура превращается в систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, включающих в себя всевозможные знания, нормы, навыки, идеалы, образцы деятельности и поведения, идеи, гипотезы, верования, цели, ценностные ориентации и т.п. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (через механизм традиции), а также генерирует новые программы деятельности, тем самым изменяясь и изменяя общество. Таким образом, данный подход акцентирует внимание на процессуальности культуры, делая ее социальным феноменом и в силу этого не позволяющий четко разграничить культуру и общество. Одним из существенных недостатков данного подхода, за который его больше всего критикуют, является отвлеченность от субъективно-личностной стороны культуры.

2. Семиотический подход.Культура – это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт и передающий его от поколения к поколению в содержании различных семиотических систем. В роли же таких семиотических (т.е. знаковых) систем могут выступать любые фрагменты человеческого мира, приобретающие функцию знаков (например, предметные действия человека, язык, техника, предметы быта, произведения искусства, научные знания, философские идеи, религиозные представления и т.п.). В данном подходе в качестве сущностной характеристики культуры выступает внебиологический

знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), который обеспечивает социальное наследование. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются по преимуществу как коммуникационные. Таким образом, мир культуры предстает, как мир смыслов и значимых вещей, это мир освобожденного от причинно-следственных связей природы человеческого сознания.

Первый толчок такому пониманию культуры дал швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913), выдвинувший идею о том, что наряду с лингвистикой, изучающей лишь языковую систему знаков, можно представить себе более всеобъемлющую науку, которая охватила бы все знаковые системы в их совокупности и соотнесенности с окружающим миром.

Постепенно культура в целом стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст»,несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими «языками» – системами знаков в науке, повседневной жизни и особенно в искусстве с его «языками» музыки, живописи, театра, архитектуры, кино, телевидения и т.д. Все это натолкнуло ученых на мысль, что у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки, символы

окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Из многочисленных представителей этого подхода, работавших в самых различных отраслях науки, следует выделить его патриархов – Э. Кассирера и К. Леви-Строса.

В рамках этого теоретического подхода находятся также семиотические интерпретации культуры (например, тартуская школа Ю.М. Лотмана в советской науке о культуре), постмодернистские штудии культуры (Ж. Деррида и его последователи). Но несмотря на плодотворность семиотического подхода к культуре, позволяющего так или иначе объяснить ее происхождение и одну из ее главнейших функций, а именно информационно-коммуникативную, невозможно отрицать, что культура и изучающая ее наука отнюдь не могут быть сведены к всеобщему символизму, хотя большинство культурологов в качестве важнейшего признака культуры и признавали способность человека к символизации. Семиотический подход может объяснить многое прежде всего в таких составных частях культуры, как язык, наука, искусство и т.п., но мало что открывает в природе нравственности, в извечной борьбе Добра и Зла, составляющей едва ли не основное духовное содержание самого понятия

«культура».

3. Аксиологический (ценностный) подход.Культура понимается как сложная система материальных и духовных ценностей, иерархия идеалов и смыслов, являющихся итогом всего многообразия деятельности человека и значимых для конкретной социальной системы. Такой подход предоставляет возможность отделить культуру не только от природы, но и от общества, не отождествляя ее с ним, но и не отрицая их тесного соотношения. Культура как система ценностей является таковой, в первую очередь, и по преимуществу, для человека. Начиная от И. Канта, этот подход детально разрабатывался представителями Баденской школы неокантианства – В.Виндельбандом и Г. Риккертом.

К культуре, по Виндельбанду (1848–1915), относится мир природы, преобразованный человеком в соответствии с правилами оценки, устанавливаемыми философией. Культура в триединстве науки, морали и искусства воплощает ценности истины, добра и красоты, а «правильность оценки» их призвана гарантировать философия. Структура культуры как продукта человеческой деятельности соответствует здесь, однако, структуре способностей субъекта, которая представляет собой «два круга различного диаметра, концентрически соподчиненных»: ядром является практический разум («Я сам» субъекта), кругом большего диаметра – теоретический разум; по границе обоих кругов расположена сфера эстетического чувства.

Соответственно приоритет в культуре принадлежит морали, научное познание направляется, по выражению Виндельбанда, «волей к истине», а искусство выполняет свое предназначение только запечатлевая «проблеск трансцендентного», связывая эмпирический и ноуменальные миры.

Г. Риккерт (1863–1936) определяет главное различие наук о природе и наук о культуре в том, каким образом те и другие трансформируют воздействие на человека внешнего мира. Науки о природе, считает Риккерт, используют преимущественно номотетический, или «генерализирующий», метод, и в естествознании формулируются законы различной степени общности, в схему которых укладывается фактически констатируемое многообразие мира. Поскольку в рамках этого подхода индивидуальные черты исследуемого объекта не имеют научного смысла, то его применение резко ограничено в сфере человеческой жизни. Науки о культуре, по Риккерту, преимущественно используют «идеографический», или индивидуализирующий, метод, который способен дать представление об исторической культуре в неповторимо своеобразном сочетании разнородных эмпирических фактов и социально-нравственных отношений. Таким образом, именно у Риккерта берет начало характерный для первой половины XX в. раскол на две «культуры» – естественно-научного и гуманитарного знания.

Каждый из отмеченных подходов акцентирует внимание на существенно важных аспектах феномена культуры, указывая одновременно на фундаментальные характеристики культуры (человеческую активность, значения и смыслы, ценности), но по отдельности у каждого из этих подходов есть свои недостатки, мешающие сформировать системный, целостный образ культуры. Именно поэтому они дополняют друг друга, способствуя выработке более глубокого и полного представления о культуре.

Культура как социальный феномен: структура, динамика и функции

Вопрос «Что есть культура?» ставит перед философией не просто задачу изучения культуры как еще одного объекта для познания, а задачу рассмотрения культуры как способа бытия, в котором человек по-особому действует и который заставляет его по-особому мыслить и жить. Культура только тогда и есть культура, когда ее реализует человек. Реализуется же культура в социальном пространстве, что и позволяет рассматривать ее как социальный феномен.

Структура культуры

Свою версию структуры культуры предлагает М.С. Каган, придерживающийся системного подхода при ее изучении. Культура оказывается системой, образуемой взаимопревращением трех конкретных форм ее реального существования, трех модальностей:

· человеческой, в которой культура предстает как совокупность качеств, приобретаемых человеком, и человечеством;

· деятелъностной, которая образуется совокупностью способов деятельности, вырабатываемых людьми (а не инстинктивных, биологически-врожденных);

· предметной, которая охватывает всю «вторую природу»,

· сотворенную и творимую ныне человеком – вещи, социальные институты, научные, идеологические, философские сочинения, художественные произведения, педагогические акты и игры.

Понимание культуры как особой формы бытия, производной от человеческой деятельности, открывает путь к анализу ее строения. Поскольку деятельность людей выступает в трех основных формах

– материально-практической, духовно-теоретической и практически-духовной (художественной), постольку в целостном поле культуры исторически дифференцируются три соответствующие подсистемы:материальная культура, духовная культура и художественная культура. Раскроем строение каждой из этих трех подсистем культуры.

1. Материальная культура охватывает: (1) техническую культуру – способы и плоды преобразования человеком природы; (2) физическую культуру – совокупность способов преобразования человеком его собственного тела; (3) социально-организационную культуру (политическую, правовую, экономическую), охватывающую создание и функционирование всех учреждений, организаций, общественных институций (государственные органы, суд, завод, университет, больница и т.д.), которые материальны в том смысле, что существуют объективно, независимо от того, кто в них служит, работает, лечится – ведь эти люди приходят и уходят, формы самих этих организаций и учреждений изменяются, но сами они – государство, суд, школа – сохраняются, пребывают, существуют «сами по себе», как формы опредмеченного бытия общественных отношений;

(4) способы материального общения людей в их совместной практической деятельности – трудовой, военной, спортивной, сексуальной.

2. Строение духовной культуры определяется структурой духовной деятельности человека (также как строение материальной культуры определяется строением материальной деятельности). Духовная энергия реализуется в трех способах освоения субъектом объективной реальности, необходимых и достаточных для обеспечения подлинно и полноценно человеческого бытия. Таковы: (1) познание (обыденное и научное познание мира); (2) ценностное осмысление (обыденная и теоретическая формы идеологии) и (3) идеальное преобразование реальности (обыденная и профессионализированная формы проектирования желанного бытия).

3. Художественная культура и духовно-практическая деятельность, ее порождающая,есть особый – образный способ воссоздания реальности, обращенный к нашему переживанию и тем самым дополняющий наш жизненный опыт, позволяя каждому пережить то, чего он не может пережить в своей реальной жизни.

Соответственно предметное поле художественной культуры обнимает все виды, разновидности, роды и жанры искусства: искусство слова (устно-фольклорного и письменного), скульптура, живопись, музыка и т.п. Искусство органически соединятся и с духовными, и с материальными предметами, например, с последними в архитектуре, в прикладных искусствах, в дизайне, со спортивными упражнениями в художественной гимнастике и фигурном катании, а с плодами духовной деятельности – в мифах, в религиозном искусстве, в государственном гимне, революционной песне, военном марше, в научно-художественных жанрах литературы.

В конечном счете культура в целостном ее существовании в виде системы всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельностей должна рассматриваться как взаимосвязанное единство этих ее основных подсистем.При такой дифференциации компонентов культуры и разделении функций между ними ее целостное бытие и функционирование требует осуществления взаимодействия с другими сферами бытия, от которых она отличается, но и находится в живой связи – имеются ввиду природа, общество и человек.

1. Взаимоотношение культуры и природы рождает экологическую проблематику жизни культуры. Всегда, во все времена, отношение к природе было основой существования культуры, поскольку ее предметное бытие возникало из преобразования материальных форм природы, духовное содержание культуры – и мифологически-религиозное, и научное, и эстетическое – имело в основе своей осмысление и познание природы, а художественное творчество воссоздавало бытие природы как среду человеческого существования.

2. Второе направление функционирования культуры – ее взаимоотношение с обществом, оно рождает ее социологическую проблематику. Эти овзаимоотношения были исторически изменчивыми, и в XX в. приобрели во многом драматический характер – от стремления тоталитарных режимов полностью подчинить культуру политической силе общества до ее скрытого закабаления экономической мощью буржуазного общества. С другой стороны, стремление к независимости от общества привело к господству в культуре игрового начала, деформирующего не только искусство, но и работу средств массовой коммуникации, и политическую жизнь, и даже философскую мысль. В силу этого, одна из самых серьезных и сложных проблем – найти формы взаимодействия общества и культуры, основанные на их содружестве, равновесии, взаимном уважении интересов, ибо они сводятся, в конечном счете, к интересам свободного, многогранно-богатого и гармоничного бытия человека.

3. Отношение культуры и человека – третий, но главный по значению круг проблем современной культуры, формирующий ее антропологически-гуманистическое содержание. Этот аспект жизни культуры исторически менялся. История знает теоцентристские типы культуры, натуроцентристские типы, социоцентристские типы.

Ныне делает первые робкие шаги новый тип культуры – антропоцентристский, ибо ход истории показал, что именно от человека зависят и его мифы (или освобождение от них), и характер общественного устройства, и даже судьба природы в условиях обострившегося конфликта с ней культуры. Это требует, прежде всего, выработки адекватного представления человека не только о природе и об обществе, но, что гораздо сложнее, о себе самом. Сложнее потому, что оно объединяет в сложнейшем, противоречивом и динамическом единстве и природные, и социальные, и культурные качества.

Культура – открытая, исторически изменяющаяся система. Ее динамика предполагает и процессы преемственности, реализующиеся в форме культурных традиций, и процессы развития, обогащения ценностей культуры за счет творческой, новаторской деятельности.

Нерасторжимое единство традиций и новаций – универсальная характеристика бытия культуры. Традиции составляют устойчивую сторону культуры, обеспечивают накопление и трансляцию социального опыта. Именно на основе традиций конкретная культура как бы «собирается» воедино, интегрируется и стабилизируется.

Вместе с тем, традиции не только сохраняют социальный опыт, но и развивают культуру. Ведь традиции – это основание любой культуросозидающей деятельности, и динамизм в «чистом» виде, т.е. лишенный этих стабилизирующих механизмов, ведет к саморазрушению культуры (пример, отказ большевиков от признания культурных традиций в области морали, религии, науки, искусства и других областях культурного производства дореволюционной России; к чему это привело, хорошо известно). Что касается новаций, то они обеспечивают динамизм, рост, возникновение качественно новых культурных форм и типов. Результаты такой новаторской деятельности отбираются (согласно принципам их продуктивности и социальной значимости), затем они закрепляются и включаются в процесс культурной коммуникации опять-таки через традицию.

История убедительно опровергает представления о культуре как абсолютно традиционной, или всецело новаторской. Однако преобладание традиций или новаций в системе базовых ценностей конкретной культуры вполне может определять ее общекультурную направленность. Этот факт дает право выделять так называемые традиционные и современные (инновационные) общества.

Социальный характер культуры вырисовывается уже из ее инвариантных характеристик.Во-первых, она представляет собой не природный, а искусственный мир; во-вторых, творчество культуры – процесс и результат деятельности человека как общественного существа, связывающего в единое целое социальный мир, природный мир и мир ценностей; в-третьих, культура, накапливая, сохраняя и передавая социальный опыт, обеспечивает тем самым преемственность культурной эволюции человечества, связь ее с важнейшими этапами и стадиями человеческой истории.

Функции культуры

1. Интегративная функция культуры – предполагает способность культуры обеспечивать целостность сообщества. Следует отметить, что культуре присуща и обратная тенденция – тенденция к дезинтеграции, так как сплачивая одни сообщества, она тем самым противопоставляет их другим сообществам, порождая культурные конфликты.

2. Образовательно-воспитательная функция предполагает способность культуры воспитывать членов общества по мере освоения ими знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.

3. Познавательная функция – фиксирует способность культуры концентрировать в себе знания и социальный опыт многих поколений людей и тем самым создавать благоприятные возможности для познания и освоения окружающего мира.

4. Регулятивная функция культуры – фиксирует способность культуры регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, школе, в быту, на производстве и т.д. Регулятивная функция культуры опирается на систему определенных предписаний и запретов, нарушение которых приводит в действие санкции, установленные сообществом и поддерживаемые силой общественного мнения и различными формами институционального принуждения.

5. Рекреативная функция культуры предполагает способность культуры содействовать восстановлению человеком своих духовных сил и обновлению и приведению в норму его духовного потенциала.

6. Смыслообразующая функция культуры – фиксирует способность культуры создавать определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса с помощью: (1) творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности; (2) языков и знаков; (3) специфического набора символов и образов; (4) понятий и идей.

7. Функция трансляции (передачи) социального опыта.

8. Аксиологическая функция культуры – в качестве системы ценностей культура способна формировать у человека вполне определенные потребности и ориентации.

Формы духовной культуры: мораль, религия, искусство

В философии культуры уже после И. Канта установилась традиция понимать культуру преимущественно как «царство духа», как своего рода одухотворенную деятельность человека. Ничуть не умаляя значения материально-практической деятельности человека для бытия культуры (для бытия и производства ее материальных ценностей), обратимся к философскому анализу наиболее значимых проявлений духовной и духовно-практической деятельности человека, важных подсистем духовной культуры – религии, морали и искусства.

Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – представляет собой специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе и утверждает главенство ценностного отношения к действительности; это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали выражают коллективную волю людей и призваны соотнести интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом. Мораль всегда предполагает другого человека, всегда существует в форме субъект-субъектных отношений.

Близкое по значению к понятию морали понятие нравственности. Их связь следует из того положения, что моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Однако между этими понятиями есть разница: мораль принадлежит к сфере идеальнодолжного, так как в ней фиксируются высокие идеалы и строгие императивы поведения, нравственность же принадлежит к сфере сущего,она включает реальные практические нормы поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Основными структурными элементами морального сознания являются: (1) моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.); (2) моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.); (3) моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); (4) морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Специфическими чертами морального регулирования поведения человека являются: (1) внеинституциональность (в отличие от других форм общественного сознания, мораль порождает специфические социальные отношения, но не порождает при этом соответствующие этим отношениям социальные институты); моральные нормы со временем могут переходить в форму правовых норм, характер которых и репрессивен и институционален; (2) всепроникающий и всеобъемлющий характер (моральные требования и оценки проникают во все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности); (3) императивность (требования морали обращаются не к внешней целесообразности, а к моральному долгу, имеют форму прямого и безусловного повеления); (4) внутренняя регламентация поведения (это сфера самоопределения и свободного выбора человека, а, следовательно, сфера его личной ответственности).

Подчинение моральным нормам – это абсолютно свободное подчинение:если какая-то моральная норма для вас лично значима, следовательно, вы уже подчинились ей (в этом еще одно отличие моральных норм от норм юридического права, которые всегда принудительны). Человек не свободен от выслушивания чьей-то моральной оценки, но это не значит, что он должен ее разделять – это его свободное право. Несмотря на строгий нормативный характер морали, тем не менее, она оставляет много «зазоров» для свободного действия. Дело в том, что нет заранее сложившихся качеств человека, которые позволят ему стать и быть моральным авторитетом. Выбор кого-то в качестве такого авторитета непредсказуем. Как же происходит выбор тех или иных моральных ценностей? Для этого человеческое сознание должно пройти через процесс интериоризации, в результате которого внешние по отношению к личности нормы становятся составной частью его мировоззрения. Это напоминает примерку одежды – мы выбираем ту одежду (моральную норму), в которой чувствуем себя комфортно, уверенно, гармонично, естественно, свободно.

Не стоит забывать, что выбор личности не свободен от социально-культурной детерминации, но он не определяется ей тотально. Мораль субъекта будет либо отталкиваться, либо опираться на моральную «максиму», выработанную обществом. Мораль обусловлена социально-исторически, это значит, что ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т.п.

Мораль предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого и тем самым служит критерием культуры как межличностных, так и общественных отношений. Одновременно мораль выступает средством духовного самоопределения личности, становясь тем самым неотъемлемой характеристикой любого социального бытия. Через свободу выбора и свободу воли мораль предоставляет человеку возможность духовной автономии.

К основным социальным функциям морали относятся следующие:

1) регулятивная. Эта функция имеет свои подразделения:

· ориентирующая – мораль всегда предлагает определенные ориентиры деятельности, из которых мы можем выбирать (или не выбирать). Мораль ориентирует на идеалы, тем самым приподнимая человека над сущим. По мысли Аристотеля, «душа должна смотреть вверх»;

· организующая – мораль предлагает различные способы организации деятельности людей (в виде требований или запретов и т.п.);

· мотивирующая – абсолютно все феномены морали могут выступать в качестве мотивов деятельности (потому что «совесть мучает», потому что «должен и все» и т.п.);

· корректирующая – мораль пытается откорректировать поведение, когда оно отклоняется от общепринятого, или когда человек признает вину за совершенный им проступок (или не признает);

2) воспитательная. Она создает условия для самосовершенствования личности и реализуется в двух формах: (1) внешнее воспитательное воздействие – оно не должно быть жестким, всегда оставляя человеку возможность выбора; (2) самовоспитание. Для воспитания очень важен возраст раннего детства (до 5 лет), так как именно в этот период складываются все будущие моральные потенции ребенка. Если они сложатся негативно, то ребенку впоследствии будет очень сложно преодолевать их. Тот факт, что ребенка все-таки надо воспитывать, надо им заниматься основывается на том простом положении, что мораль – явление историческое, ей свойственно меняться и ей не свойственно усваиваться на генетическом уровне;

3) познавательная – обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого (своего собственного) существования. Специфика же морального знания в том, что оно всегда носит нормативно-оценочный характер и всегда принимает именно такую форму.

Религия – особый феномен культуры, который всегда был очень значимым и важным ее элементом. Религия (от лат. religio благочестие, набожность, святыня) – это мировоззрение, миропонимании и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека. Необходимость религии в качестве элемента культуры подтверждается мировой историей, которая не знает ни одного народа, чуждого религиозного сознания и опыта. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что культура в принципе не может не включать религию.

Философские концепции, объясняющие и описывающие специфичность религии, отличаются разнообразием. Так, Г.В.Ф. Гегель видел в религии самосознание абсолютного духа, или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Религия (наряду с искусством и философией) представлялась Гегелю как высшее достижение человечества. Религия превосходит искусство, потому что она действительно постигает Абсолют, в то время как искусство просто выражает его в образной форме (в свою очередь религию превосходит философия). Людвиг Фейербах рассматривал религию как превращенную форму отражения человеческого бытия: «…почитание бога зависит только от почитания человеком самого себя, богопочитание есть проявление такого самопочитания».

Фридрих Энгельс трактовал религию как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. Религия в его понимании – один из видов идеологии, требующий для себя соответствующую форму общественного сознания. По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей.

В своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) он исследует социальные истоки и функции религии и форм мышления. Он интерпретирует религию как совокупность верований и действий, относящихся к священным объектам, которые противостоят светским (мирским) объектам. Религия – система символов, представляющих в той или иной форме общество, которое является реальным и подлинным адресатом всех религиозных культов.

Любой объект, независимо от своих внутренних свойств, может стать священным, если он символизирует общество или группу (т.е. религия социальна по своей природе). Главные социальные функции религии, по Дюркгейму, создание и воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие.

Если рассмотреть религию как системное социокультурное образование, то в нем мы обнаружим следующие компоненты: (1) религиозное сознание – представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию; в развитых формах религиозная идеология включает теологию и религиозную философию; (2) религиозный культ – представляет собой совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу; (3) религиозные организации – это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа; основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий отношения как внутри религиозных отношений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия порождена особыми закономерностями социальной динамики и выполняет в обществе определенные функции: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную и интегративную.

Специфической для религии функцией является компенсаторная: вера способна восполнять неудовлетворительный характер реальности, стабилизировать и гармонизировать отношения человека с миром и другими людьми. В этом смысле любая религия является надежным средством психологической и нравственной саморегуляции человека.

Искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (aesteticos – чувствующий, чувственный). Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен. Это означает, что человеку присуще эстетическое переживание как атрибутивная (т.е. неотъемлемая) характеристика специфически человеческого способа бытия в мире. Среди прочих способов отношения к миру эстетическое отношение наиболее гармонично. Здесь у человека появляется возможность подняться над миром, над собой и, следовательно, освободиться от груза законов, установленных правил и всеми признанных ценностей. Именно поэтому одна и та же картина не может быть оценена одинаково разными людьми и тем более не может быть оценена только с точки зрения ее познавательной или моральной ценности. Здесь никто не диктует друг другу законы. Человек не диктует миру законы, а впитывает все то, что ему дано. Здесь мир явлен человеку не как объект покорения и властвования, а как объект любования. Эстетическое отношение – это чувственная реакция человека на мир. Эстетическое отношение, в отличие от познавательного отношения, предельно индивидуализировано. В нем важна индивидуальность субъекта, а не универсальные черты, роднящие его со всеми остальными людьми, и тем самым превращающие в объект манипулирования. Эстетическое отношение тесно завязано на телесность. Здесь важны и цвет твоей кожи, и размер одежды, которую ты носишь. Здесь важна малейшая смена наших собственных состояний. Тем самым мы ставим границу бесконечности мира познания, который не желает замечать наших случайных изменений и состояний, а стремиться вывести универсальные для всех законы на основе повторяющихся и стабильных явлений нашей жизни. Эстетическое отношение всегда выстраивает определенную дистанцию между человеком и миром. С одной стороны, цель эстетического отношения – соединиться с миром, встроиться в него, найти в нем свое место, не быть чуждым этому миру, не быть изгоем, а, с другой стороны, важно не потерять при этом человеческое, чтобы мир не раздавил нас (чтобы вы не стали объектом). По этому рассуждению можно заключить, что эстетическое отношение – субъект-объектное отношение, которое вносит в мир человеческую размерность, но не растворяет человека в мире. Именно эстетическое отношение позволяет пережить человеку полноту бытийствености. Именно эстетическое отношение реализует специфическое для человека стремление – стремление к совершенству (гармонии), красоте (Ю. Лотман). Таким образом, эстетическое отношение подразумевает способность посредством чувственных образов обнаруживать и воспроизводить упорядоченность, соразмерность, целостность.Однако в большинстве видов и форм человеческой деятельности эстетический аспект является второстепенным или подчиненным (например, материальное производство, наука, право, спорт, политика и т.д.). И только в искусстве эстетическое обладает самодостаточным статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях: (1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности; (2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество).

Сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры – художественную культуру, которая функционирует в социокультурном пространстве по имманентным законам и обладает рядом специфических особенностей:

(1) искусство (в отличие от других форм духовной деятельности) ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека;

(2) чувственно-наглядный характер произведений искусства при помо-щи особого набора выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, на его убеждения и ценностные ориентации;

(3) искусство лишено таких глубоких детерминаций, которые присущи идеологическим, политико-правовым и другим общественным явлениям, так как в нем на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство гуманистично, антиавторитарно по своей сути.

Предпринималась попытка отличить художественное сознание от всех других форм общественного сознания (религиозного, морального, научного и т.п.). В конечном итоге разница выявилась не в способе восприятия, а в предметности. Предметом художественного сознания является прекрасное. Что оно собой представляет?

Опираясь целиком на Платона, классическая философия искусства понимает под прекрасным жизнь как она является в тех своих проявлениях, когда она считается с нашей рациональной точки зрения правильной (все разумное прекрасно). Прекрасное – это то, в чем «светится красота» (Платон).

Представления о красоте и искусстве в целом подробно были разработаны уже Аристотелем, свою концептуальную версию предложил в дальнейшем И. Кант. Эстетика как философия искусства была представлена в творчестве Г.В.Ф. Гегеля. В русской философской традиции можно отметить имена Н. А. Бердяева, Л. Гумилева, А. Лосева, Д. Лихачева и др. Развитие философии искусства в целом можно разделить на два этапа.

1. Классическая философия искусства (близка к классической эстетике). Эстетическим отношением человека к действительности, а также закономерностями художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика (это понятие введено в XVIII веке Александром Готлибом Баумгартеном). Для классической эстетики искусство было интересно прежде всего с точки зрения творчества, авторства. Ставился вопрос о том, как формируется художественное произведение. В рамках классической философии искусства была поднята также еще одна важная проблема – проблема языка искусства. Художественное сознание образно, в отличие от понятийного, абстрактного рационального сознания.

Образ является «альфой и омегой» самой эстетической предметности. Классическая эстетика под художественным образом подразумевала субъективное отражение объективных явлений. Главным качеством художественного образа было качество «синтетичности»: в нем синкретично, плотно сплавлены пары противоположностей: (1) общее и индивидуальное – изображается нечто общее, узнаваемое другими, но изображается индивидуально, уникально; (2) внутреннее и внешнее – здесь речь идет о двух типах форм, посредством которых выражается содержание: при отсутствии внешней формы содержание не исчезает, продолжает существовать; внутренняя форма предполагается как сам способ бытия содержания. В произведении искусства невозможно произвести разделение формы внешней и формы внутренней, все оказывается внутренней формой (даже почерк); (3) эмоциональное и рациональное – также неразрывно связаны: чем эмоциональнее и одновременно рациональнее художественное произведение, тем оно лучше.

2. Современная философия искусства интересуется искусством совсем с другой стороны, а проблемы творчества, авторства, художественного произведения уходят на второй план (воспринимаются как данное). Акцент делается на воспринимающем художественное произведение, на так называемом «потребителе». Теперь речь в бóльшей степени идет не о созидании художественного произведения, а на его восприятии. Современная философия искусства (вторая половина ХХ в.) занимается, в основном, проблемой читателя, воспринимающего текст, и проблемой чтения в целом. Вопрос формулируется следующим образом: как художественное произведение воспринимается субъектом? Одним из первых этот вопрос поставил Вальтер Беньямин (1892–1940), немецкий философ и историк культуры. Он показал, что анализ художественного произведения предполагает многоаспектный подход: например, с эстетической точки зрения, а также с психологической, культурологической, семиотической и т.д. С культурологической позиции, художественное произведение суть «интегральное выражение религиозных, метафизических, политических и экономических тенденций» своего времени.

В свою очередь, объединенные в единый ключевой символ культуры, эти различные аспекты художественного произведения характеризуют ту или иную культурную традицию. В художественном произведении может быть выделен и экзистенциальный аспект, ориентирующий искусство ХХ века на гуманизацию. Например, свою концепцию понимания эстетического предлагает Макс Дессуар (1867–1947), немецкий философ и психолог. По его утверждению, процесс восприятия человеком художественного произведения осуществляется в несколько этапов.

1) «Да или нет» – на этом этапе осуществляется первая недифференцированная, но зато комплексная оценка художественного произведения по принципу «нравится – не нравится». Здесь пока непроникновения внутрь художественного произведения.

2) «Обзор декораций» – на этом этапе оценивается аспект того, как «сделано» художественное произведение. Производится оценка сюжета, интриги, стиля, рационально и формально. Этот этап опасен тем, что развивает эстетическую искушенность зрителя, который приобретает «очки» комментатора. Это стадия критика-искусствоведа. На этом этапе, как и на предыдущем, происходит соприкосновение лишь с внешними признаками художественного произведения. Для того чтобы проникнуть в смысл художественного творения, необходимо пойти дальше.

3) «Примерка» – на этом этапе герой, персонаж является примером для нашего собственного переживания того, что переживает герой. Это является доказательством того, что субъект движим не только эстетическим, но и экзистенциальным интересом. Дело в том, что на долю человека выпадает конечность жизни и, следовательно, ограниченность опыта. Искусство же дает человеку возможность неограниченного количества экзистенциального опыта: переживания героя становятся нашим достоянием, достоянием нашего экзистенциального опыта, тем самым изменяя нас (чего не происходит на двух предыдущих этапах).

Искусство является особой формой освоения мира, позволяя тем самым решить задачи культурного самоопределения личности, трансляции художественного опыта человечества, а в целом – воспроизводства человека как универсального и целостного существа.

Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главной функцией искусства является эстетическая функция: искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема №1. Предмет философии

Тема Предмет философии... Место философии в системе духовной... Философия и мировоззрение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие культуры. Основные теоретические подходы к исследованию культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место философии в системе духовной культуры
В культуре выделяют материальную и духовную сферы, ко­торые различаются по способу воплощения результатов чело­веческих усилий. Материальная культура — вся сфера матери­альной деятельности человека

Философия и мировоззрение
Важнейшую роль в жизни каждого человека играет мировоззрение. Мировоззрение- это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру

Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретичес­кое осмысление этих связей. Различные философские школы и направления по разно

Основные функции философии
Основной функцией философии являемся мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия ос­мысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятел

Структура философского знания
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: • онтологической; • гносеологической; • аксиологическом; • праксеологической; • ан

Направления в онтологии.
Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений страдают одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является кла

Вопрос познаваемости мира.
Классификацию можно построить в зависимости от харак­тера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агности­цизм, умеренный агностицизм

Методы философии.
Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ста­вится вопрос о причине самой прич

Мифологическая картина мира.
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о д

Философия и религия.
Религия (от religio — святость, благость) — особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вер

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
1. Основные черты античной философии Античная философия — философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. — V в. н.э. Античная философия — первая форма

Периодизация античной философии.
В античной философии были заложены два направления в философии- идеалистическое (учение Платона) и материалистического - (линия Демокрита). Античная философия подразделяется на несколько о

Учение об анамнезисе в философии Платона.
Футургус - божественное начало. Создает конечное множеств идей. Демиург - (по Платону - творец мира) соединение идеи с материей. Хара - первичная, безличная проматерия. Приводится в действие с помо

Философское учение Аристотеля.
  Метафизическая концепция Аристотеля, критика Платона. Аристотель: Метафизика о сущности вещей есть философия. Как и из чего устроен этот мир. Реально сущес

Принцип энтелехии в философии Аристотеля.
Сущность вещи - форма. Форма носит идеальный характер, ее нельзя пощупать, форма присутствует в самом объекте. Форма связана с конкретной вещью и отвечает на вопрос: что есть вещь? Энтилехия - нека

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
Стоики. Человек должен жить мужественно, героически и бесстрасно. Главное этическое требование - «жить в согласии с естеством», т. е. с природой и порядком мира - логосом. В этике

Схоластика.
«Средние века» - термин появляется в XVIII в. – как обозначение временного пространства между античностью и Новым временем. Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской импер

Философия патристики.
Патристика – философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354—430). оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию,

Схоластика.
Основными вопросами схоластической философии явля­ются проблемы соотношения веры и разума, единичного и об­щего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности с

Тема №6. Философские идеи эпохи Возрождения
  1. Гуманизм и антропоцентризм. 2. Социально-политическая мысль. Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XVI в. Ее осно

Гуманизм и антропоцентризм.
В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека. Это мировоззрение получило название гуманизм (от лат. homo — человек и hu

Социально-политическая мысль.
В эпоху Возрождения переосмыслению подверглось не только место человека во Вселенной, природа его познавательных способностей, но и внутренняя структура общества, существующие в нем отношения между

Рационализм и эмпиризм Нового времени
Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей стан

Сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм).
В Новое время сформировалась также идеалистическая вер­сия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмом. Представителями этого направления являются Джордж Берк­ли и Дэвид Юм. Идеалистическ

Философия Просвещения
Философию XVIII столетия называют философией Просвещения, а сам XVIII век именуют “философским столетием”, “ве­ком Просвещения”. Новое время, XVII век, еще не решается дать разуму полную свободу. В

Философия Л.Фейербаха
Основными представителями немецкой классической фило­софии (XVIII—XIX вв.) являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах.

Критическая философия И. Канта.
Новое представление о природе, возможностях и задачах разума было предложено уже в первой системе немецкой клас­сической философии — трансцендентальном идеализме И. Канта. В своей критической филос

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) основой все­го существующего полагает некое безличное духовное начало, которое он называет “абсолютной идеей”. По своей природе она — начало деятельное. Е

Философия Л.Фейербаха.
Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804— 1872), был, по его словам, человеком поссорившимся с Богом и миром, его идеи

Философские предпосылки марксизма.
Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих ст

Диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.
Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция

Исторический материализм
Две характеристики новой формы материализма — диалектический и исторический — были даны для того, чтобы подчеркнуть, что в марксистской философии впервые удалось распространить идеи материализма на

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
  1. Русская философия XVIII в. Первым русским мыслителем мирового значения является М.В.Ломоносов (1711-1765) – гениальный ученый-энцеклопедист, обогати

Философия космизма.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Са

Естественнонаучное течение. Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы

Космическая философия К.Э.Циолковского
Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных напра

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физическо

Философия воли и философия жизни
Младший современник Г. Гегеля Артур Шопенгауэр счи­тается создателем философии воли и родоначальником совре­менного иррационализма. Его концепцию называют также во­люнтаризмом. Сущность жизни и чел

Феноменология
Феноменология — влиятельнейшее направление в филосо­фии XX в., связанное с именем Эдмунда Гуссерля. Отдельные феноменологические идеи можно обнаружить в предшествую­щей философии, в частности у Ф.

Философская антропология
Философская антропология возникла в 20—30-е годы XX в. и связана с именами Макса Шелера, Гельмута Плеснера, Арнольда Гелена и др. Конкретную школу в современной западной философии не следует отожде

Экзистенциализм
Экзистенциализм сформировался в Европе в первой поло­вине XX в. Его источниками считаются философия С. Кьеркегора, основные идеи философии жизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализ

Герменевтика
Герменевтика в качестве философского направления воз­никла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаружива­ются в учениях разных философов, принадлежащих самым раз­ным направлениям: в философии в

Неопозитивизм и постпозитивизм
В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Милля. Второй позитивизм, или эмпирио­критицизм возник на р

Постмодернизм
Постмодернизм в качестве философского течения сформи­ровался в последние десятилетия XX в. и представляет собой современный вариант релятивизма и скептицизма. Основными представителями постмодерниз

Вопрос о бытии как основноый вопрос философии
Первым вопросом, с которого начинается философия, яв­ляется вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило гречес­ких философов искать новые прочн

Категория бытия в истории философии
Проблема бытия была сформулирована в античной фи­лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующи

Бытие и субстанция
Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия «бытие». Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что

Понятие материи
Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения. Первым этапом является натурфилософское представление о материи

Проблема единства и многообразия мира
Проблема единства мира — одна из центральных в онтоло­гии и, несмотря на кажущуюся простоту, — сложнейшая. Суть ее можно сформулировать следующим образом: как и почему мир, будучи единым в основе,

Движение как способ существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив суще­ствование в нем движения. Быть — значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с други

Пространство и время как формы существования материи
Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении пространстве и времени. В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый — субъ­ек

Системная организация мира
Современное философское миропонимание предполагает упорядоченность и организованность мира, а проблема само­организации бытия является одной из центральных в совре­менной науке и философии. Бытие п

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онто­логический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упо­рядоченность и обусловл

Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает закономерный, упорядоченный ха­рактер отношений детерминации. Именно это суждение выра­жает суть принципа закономерности. Ц

Особенности познания общественных явлений
  Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание

Сознание как реальность
Сознание - самый сложный и тонкий предмет исследования. Оно с успехом разгадывает для нас загадки мира, оставаясь само при этом его главной загадкой. И все же загадочность (таинственность и необъяс

Сознание и отражение
Вся материя обладает свойством, родственным сознанию, свойством отражения. Отражение - предыстория сознания, его почва, основа, исток. В этой связи нельзя согласиться с концепциями гилозоизма и пан

Эволюционная лестница отражения
Отражение присутствует на всех структурных уровнях материи. В неживой природе можно выделить механические, физические и химические формы отражения. Переход к живой природе в рассматриваемом плане д

Специфика сознания
Специфику (высоту) сознания человека лучше всего оттеняет психика животных. У психики человека и психики животных много общего. У них, скажем, общая физиологическая основа - деятельность центрально

Творческий характер сознания
Надо сказать, что сам термин "отражение" не очень-то подходит для выражения творческого характера человеческого сознания. Он невольно ассоциируется с зеркальным, механическим, линейным ак

Сознание как переживание
Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание - основной способ существования сознания. Характеристика конкретных форм знания - в следующей теме. Здесь же займемся переживан

Сознание и бессознательное
Сознание - ядро, сердцевина психики человека. Кроме сознания, в человеческой психике выделяется также бессознательное. Бессознательное - набор иррациональных импульсов (инстинктов, влечений), иначе

Идеальность сознания
Сознание по отношению к объективной реальности выступает как ее идеальный образ. В идеальности необходимо видеть сущностную определенность сознания человека. Идеальность означает, что сознание не с

Сознание и язык
Язык - материальная оболочка, непосредственная действительность мысли. "Язык, - писал в данной связи К.Маркс, - так же древен, как и сознание. Язык е с т ь практическое, существующее и для дру

Познавательное субъект-объектное взаимодействие
Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается. Иногда говорят, что познает дух, некое общечеловеческое Я. Или даже &q

Творческий характер познания
В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Более того, мера объективности (

Чувственное познание
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон, граней предмета или явления. В случ

Рациональное познание
Углубление познания, выделение объективного из той субъект-объектной слитности, которой отличается чувственный этап познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным

Абдуктивное рассуждение
Важной формой рационального познания является также абдукция1. Американский философ Ч.С. Пирс, известный разработчик, по сути автор этой формы рассуждения, определяет абдукцию как "

Спор между эмпиризмом и рационализмом
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе (ответах) на этот вопрос мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными точками зрения: эмпиризмом и рационализмом.

Познание и наука
Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы его деятельности. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии

Существенные признаки научного знания
Обратимся теперь к отличительным признакам науки. Наука - это, прежде всего, какие-то идеи. Какие? Так или иначе систематизированные, приведенные в систему. Наука - антипод беспорядка и хаоса, не с

Наука и культурная среда
Наука, конечно, не только идеи или знания. Это и определенный социальный институт, состоящий из научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми.

Познание и истина
С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира (природы, общества, человека). Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины

О конкретности истины
Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. У нее определенное предметное поле и столь же опре

Критериология истины
Теперь об удостоверении или критерии истины. Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на его стороне ис

Практический критерий истины
Вообще-то критериев у истины много. В ней помогают удостовериться законы логики, запрет на их нарушение должен строго и неукоснительно соблюдаться. Функцию критерия выполняют и ранее открытые науко

Особенности познания общественных явлений
Особенности выявляются всегда через противопоставление. Так и здесь: общественные явления нужно противопоставить природным, обществознание - естествознанию. Впервые это противопоставление было четк

Законы и события
По поводу противопоставления общего (повторяющегося) единичному (неповторимому, уникальному) необходимо заметить следующее. То, что в истории нет единообразия, что она, напротив, сплошное многообра

Специфика объекта социального познания
Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них - само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и н

О предсказании в социально - гуманитарной сфере
В отличие от естествознания, в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания. Их пресекает здесь то, что К. Поппер назвал Эдиповым эффектом: влиянием (положительным или отрицательны

Инструментально-количественное и материально-эксперимен-тальное
В обществознании, опять же в отличие от естествознания, не применяются, по существу, количественные методы. Они здесь мало эффективны. Вспоминается в связи с этим один анекдотический случай. Как-то

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
5. Смысл жизни - в чем он?   Все философские сюжеты как это убедительно показал еще Кант, покрываются и завершаются одним вопросом: что такое человек? Челове

Природа человека
Семантический горизонт и "метафизическое" отклонение Сразу же оговоримся, что речь у нас пойдет не о природном в человеке, а о природе в смысле сущности человека

Методологические уточнения
С учетом диалектики общего и единичного, общесоциологического и конкретно-исторического выступать следует не против природы человека ("человека вообще"), а против ненаучных и неубедительн

Понять и продолжить поиск
У тех, кто отрицает реальность человеческой природы, не видит "человека вообще" есть, впрочем, одно оправдание - тот факт, что большинство людей так и не поднимается до родовой своей сущн

Природно-родовое единство базовых потребностей человека
Определение природы человека как совокупности, или комплекса, его базовых потребностей позволяет предельно углубить ее проблемный анализ. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответс

Система базовых потребностей человека
Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни (the basic need for life), т.е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей - в пище, одежде, жилищ

Привлекательность концепции базовых потребностей
Чем привлекательна рассмотренная пятичленка? Прежде всего, своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказат

Проспективное измерение человеческой природы
Легко заметить, что концепция человеческой природы по Маслоу выглядит слишком оптимистической. Состоит она, как оказывается, из одних положительных, конструктивных потребностей-качеств. Как объясни

Проспективное измерение человеческой природы
Базовые потребности человека, составляющие в единстве его природу, отличаются направленностью не столько в прошлое, на свой генезис, сколько в будущее. Направленность в будущее является здесь лишь

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
"Разве есть для разумного человека что-нибудь более приятное, чем возможность почаще беседовать о таком (справедливость - П.Г.) предмете?" - риторически утверждал когда-то великий Платон.

Социально-историческое индуцирование справедливости
Справедливость предполагает особую - проспективную работу человеческого сознания. Она становится существенным в смысле по-настоящему работающим элементом исторического развития человека именно с мо

Справедливость и неравенство
У справедливости как социально-нравственного образования много сравнений и противопоставлений: равенство, благо, свобода, совесть, честь, достоинство и т. д. Чаще всего, однако, ее сопоставляют с р

Справедливость и равенство
Неоднозначностью, чтобы не сказать спорностью отличается и обратная логика - чрезмерное сближение, а то и отождествление справедливости и равенства. "Все люди по природе своей равны" - ид

Природное в структуре архетипа равенства
Итак, природа, природное в структуре архетипа равенства. Природное, а фактически природно-генетическое неравенство людей не нуждается в доказательстве - оно самоочевидно. Разнообразие, дифференциац

Социальное в структуре архетипа равенства
Перейдем теперь к социальному слою архетипа равенства, лежащего в основе справедливости. В отличие от природного слоя, дескриптивного, сущего в своей определенности, он прескриптивен, т. е. нормати

Равенство исходных социальных условий
Равенство исходных социальных условий - это, как и равенство в целом, лишь идеал, регулятивная идея, предполагаемая идеальная ситуация. Фактически мы постоянно сталкиваемся здесь с социальным нерав

Равенство возможностей
Равенство возможностей... Казалось бы, в этом плане должно господствовать полное равенство. Формально так оно и есть. Возможности действительно могут быть равными - как предложение, открывающийся г

Равенство результатов
Приступим к анализу третьего элемента архетипа равенства (его социального слоя), лежащего в основе справедливости, - к анализу равенства результатов. Равенство результатов как бы завершает весь ком

Гедонистический смысл жизни
Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - нас

Аскетический смысл жизни
Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных вле

Смиренно-стоический смысл жизни
Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это

Категорически - императивный смысл жизни
Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом.

Религиозный смысл жизни
К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая - ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизн

Действенно-гуманистический смысл жизни
Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутвержден

Специфика философского подхода к изучению общества.
В структуре философского знания непосредственно с изучением общественной жизни (социума) связан особый раздел философии, получивший название «социальная философия». Если в центре внимания

Строение общества, его основные подсистемы (сферы).
Рассматривая общество как целостное системное образование, нельзя обойти вниманием вопросы о его строении. Как и любая система общество включает в себя качественно определенные компоненты, устойчив

Общая характеристика содержания диалектики
В предыдущих главах показано, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устрой

Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и

Категории диалектики
Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объекто

Смысл диалектики
Выясняя смысл диалектики, мы стремимся довести ее осознание до такого уровня, на котором будет обнаружена изначальная идея, раскрывающая ее предназначение. Характеризуя содержание диалекти

Военная опасность
  Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общеплан

Военная опасность.
В XX в. человечество оказалось в беспрецедентной ситуации — реальной опасности самоуничтожения. Результатом противостояния двух сверхдержав СССР и США стала безумная гонка вооружений, в первую очер

Право, как государственный регулятор общественных отношений
1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего чёткого управле

Социальным нормам присущи следующие признаки.
1.Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъе

Экономические нормы
Эти нормы регулируют отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические закона нормы регулируют денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой

Политические нормы
Они регулируют отношения граждан и социальных групп с государственной властью, отношения между социальными группами, на­циями и народами. Политические нормы регулируют участие людей в государственн

Религиозные нормы
Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенн

Обычай и традиции
Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с общественной пс

Корпоративные нормы
Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы, установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т. д.

Система нормативного регулирования и социальные нормы.
Система нормативного регулирования - совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Система нормативного регулирования делится на:

Соотношение права и морали.
Мораль и право имеют ряд общих, а точнее, сближающих их черт. Правовое регулирование почти не возможно без опоры на мораль. Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходят к морали (н

Признаки правового государства
1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги