рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Военная опасность

Военная опасность - раздел Философия, Тема №1. Предмет философии   Большинство Современных Проблем Приняло Глобальный Характер, ...

 

Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общепланетарными действиями. Глобальнымимогут быть названы следующие проблемы:

- надвигающаяся экологическая катастрофа, связанная с загрязнением окружающей среды, исчерпанием минеральных ресурсов, появлением озоновых дыр, парниковым эффектом, вырубкой лесов, кислотными осадками;

- демографический кризис, который способен привести к перенаселению планеты;

- экономический кризис, заключающийся во все возрастающем разрыве между богатыми и бедными странами;

- военная опасность.

1. Экологическая проблема.Западная цивилизация реализовала тот путь научно-технического развития, по которому устремилось подавляющее большинство современных народов и стран. Но техническая цивилизация, основанная на промышленном производстве, приводит к хищническому использованию и истощению всех природных воз- можностей планеты. Пока большая доля затрат падает на развитые богатые страны, но с учетом стремления всех государств к повышению жизненного уровня своего населения эти затраты будут все более и более увеличиваться. Их непомерный рост ограничен ресурсами планеты.

Так, специалисты посчитали, что в США потребление энергии в 6 раз превосходит мировой уровень и в 30 раз — уровень развивающихся стран. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединенных Штатов,то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа — через 5 лет, угля — через 18 лет. При современных темпах развития техники производство энергии на Земле через 240 лет превысит количество солнечной энергии, падающей на нашу планету, через 800 лет — всю энергию, выделяемую Солнцем, а через 1300 лет – полное излучение всей нашей галактики. Такого, конечно же, не может случиться, поскольку это запрещает природа. Следовательно, существующие темпы экономического роста должны сократиться, человечество должно развиваться по иному, альтернативному пути. За последнее столетие промышленное производство увеличилось более чем в 50 раз, и 4/5 этого роста приходится на период с 1950 г. Идет широкомасштабная урбанизация: сейчас половина населения планеты проживает в городах. Более трети лесов, покрывавших Землю, уже уничтожены. «Облысение» планеты — одна из главных причин нарушения экологического равновесия. Деревья дают не только необходимую энергию для приготовления пищи и отопления, но и поглощают двуокись углерода, 200 млрд т. которого мы ежегодно выбрасываем в атмосферу. Остано- вить уничтожение лесов отнюдь не просто. Вырубка лесов напрямую связана с энергетическими потребностями растущего населения Земли (более 2 млрд людей все еще используют дрова для отопления и приготовления пищи). Если существующие ныне тенденции сохранятся, то живущие в бедности доведут до истощения мировые запасы древесины, а более состоятельное население модернизированных стран израсходует первичные запасы нефти к середине нынешнего столетия. Настоятельной необходимостью является смещение акцента на возобновляемые или избыточные источники энергии. Ухудшение состояния окружающей среды усугубляет положение бедной части народонаселения мира, происходят массовые миграции. Больше всего страдают от нищеты женщины и дети.

Среди проявлений надвигающейся экологической катастрофы исследователи называют также дефицит пресной воды, риск нарушения озонового слоя, загрязнение Мирового океана, деградацию почвы и опустынивание, закисление природных сред, их химическое загрязнение искусственными неперерабатываемыми веществами. Существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные и транспорт. Парниковый эффект приводит к повышению температуры в атмосфере и к повышению уровня Мирового океана, а более 2 млрд людей живут не далее 60 км от побережья. За последние полвека было разрушено 11 % плодородной поверхности Земли, что больше, чем общая площадь Индии и Китая. Катастрофически сокращается богатство биосферы: к 2010 г. необратимые потери могут достичь 1/3 всех биологических видов.

До сих пор все усилия по охране окружающей среды предпринимаются в рамках общепринятой парадигмы о неправильном ведения хозяйства и возможности технологического решения возникающих проблем. Часто исходят из предположения, будто деформация окружающей среды есть некий постепенный процесс, в то время как могут наблюдаться обвальные процессы разрушения. В последние десятилетия на экологизацию производства были затрачены огромные средства, но глобальные изменения продолжаются, и темпы их нарастают. Только американские автомобили (не включая промышленность) сжигают ровно столько кислорода, сколько его образуется на территории США.

Для улучшения состояния среды требуются гигантские суммы. Например, чтобы в США, которые гораздо больше других поставляют в атмосферу углекислого газа, сократить его выбросы на 50 %, заместив угольные станции на атомные, потребуется 50 млрд долларов. Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для поддержания жизни не существует. Сейчас человек взял на себя лишь функции синтеза, занимаясь производством, а функции разложения предоставил природе, надеясь на ее ассимилирующие возможности. Но значительная часть производимых веществ не поддается разложению, к тому же ассимилирующая емкость биосферы исчерпана. На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами, но в XX в. появились опасные техногенные катастрофы. Избавившись от угрозы быть съеденным волком, человек может попасть под колеса автомобиля. По подсчетам специалистов, в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточно основательным для выделения группы философско- методологических проблем экологического прогнозирования.

2. Демографическая проблема.

С возникновением глобальной демографической проблемы вспомнили имя Мальтуса, который еще200 лет назад заявил, что возможности Земли растут в арифметической прогрессии, а численность человечества — в геометрической, поэтому войны необходимы и спасительны.

Число людей на Земле к середине XVIII в. составляло около 800 млн человек. Затем наступил период все большего ускорения прироста населения. Примерно в 1820 г. численность населения достигла 1 млрд, в 1927 г. это число удвоилось. Третий миллиард был зафиксирован в 1959, четвертый — уже через 15 лет. В 1987 г. Население достигло 5 млрд, а XXI в. встретили более 6 млрд человек. В 70-х гг. ХХ в. в докладах Римскому клубу демографическая проблема виделась в неконтролируемым росте народонаселения: футурологи просчитывали, сколько людей сможет прокормить планета: 20 или 40 млрд жителей, вспоминали теорию Мальтуса. В первые же годы нынешнего века демографы обнаружили, что темпы прироста народонаселения снижаются по всей планете и его численность в будущем не превысит 9,5 млрд. После достижения этой цифры произойдет либо стабилизация численности населения в мире, либо даже депопуляция (сейчас пока еще рано делать столь далеко идущие прогнозы). Стабилизация численности населения в мире — одно из важнейших условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию.

Существенная особенность современной демографической картины мира состоит в том, что 90 % прироста населения приходится на раз- вивающиеся страны, доля которых в общей численности мира превосходит 80 %. Основная масса населения мира будет концентрироваться в трех регионах: на юге и юго-востоке Азии (население Индии и Китая составляет 2/5 населения мира), в Латинской Америке и в Африке.

Существует прямая связь между демографическим взрывом и нищетой, она очевидна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка, континент, который находится в самом тяжелом кризисе, имеет наибольшие темпы прироста. Демографический рост был вызван тем, что в бывших колониальных и зависимых странах в послевоенный период проводились элементарные мероприятия по улучшению гигиены и здравоохранения, такие как вакцинация населения, борьба с эпидемиями, болезнями и голодом. В результате резко сократилась смертность населения при сохранении высокой рождаемости. Особую опасность представлял разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами роста промышленности. Нищета не уменьшала, а даже усиливала стимулы иметь больше детей, поскольку дети — важная часть семейной рабочей силы. Они выполняют значительную часть домашней работы и порой являются единственной надеждой родителей, лишенных социального обеспечения, на поддержку в старости.

В действительности опасность номер один для нашей планеты - это нищета, в которой пребывает абсолютное большинство населения. Демографический взрыв в большой мере стал следствием нищеты. Мнение, что быстрорастущее население развивающихся стран и есть главная причина возрастающих глобальных сырьевых и экологических дефицитов, неверно. В среднем житель промышленно развитых стран потребляет в 15–20 раз больше продовольствия, топливных, минерально-сырьевых и других ресурсов, чем житель развивающихся стран, и примерно во столько же раз сильнее истощает природные ресурсы и загрязняет природную среду. Две трети населения земного шара вынуждены довольствоваться жизненным уровнем, составляющим примерно 5–10 % от уровня в наиболее развитых странах.

Самые многонаселенные страны в начале нашего века — это Китай и Индия. Последние десятилетия Китай проводит жесткую программу ограничения рождаемости: за годы реформы в Китае не родилось 200 млн детей. Не следует забывать, что подобную программу Китай может осуществить лишь как страна с командно-административной системой управления. Самые высокие темпы роста населения сейчас в Индии, а китайские меры там абсолютно неприменимы. Любопытно, что социологи говорят о существовании лишь одного фактора, который неизбежно приводит к ограничению рождаемости, им является образование женщин. Именно в тех странах, где имеется чрезмерно высокий прирост населения, социальный статус женщин очень низок. Повышение этого социального статуса, в том числе и через образование, потребовало бы изменения цивилизационных основ целого ряда культур. Хотя, как стало теперь понятно, перенаселение планете не грозит это не означает, что демографическая проблема исчезла. Скорее она приобрела иные формы. Например, демографы прогнозируют дальнейшее снижение доли белого населения в связи с его депопуляцией из-за резкого сокращения рождаемости в последние десятилетия. Западная цивилизация, идя по пути модернизации, первая столкнулась с тем, что в современном обществе с изменением системы ценностей дети перестают занимать прежнее место.

Особую опасность демографическая проблема приобрела в нашей стране: Россия «удивительным» образом соединила высокий уровень смертности бедных стран с низким уровнем рождаемости стран богатых, что привело к быстрым темпам депопуляции. В последние годы в России предпринимается на государственном уровне целый ряд мер, которые могут способствовать росту народонаселения в нашей стране.

 

3. Экономическое неравенство.

После Второй мировой войны, после распада колониальной системы существовало представление о том, что различие в экономическом развитии между бывшими метрополиями и бывшими колониями постепенно будет сокращаться. Действительно, бедные страны стали богаче, чем раньше, но экономически развитые страны за последние полвека «улетели» так далеко вперед, что догнать их теперь не представляется возможным. Из 6 млрд населения земного шара один является «золотым миллиардом» с высоким уровнем и качеством жизни, резко отличаясь своим образом жизни от остальных 5 млрд.

Существует небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, новейшей информационно-компьютерной технологией, с высоким уровнем благосостояния, и основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии, с массовой безработицей, ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни. Экономика развитых стран взаимноинтегрирована. Возник не просто мировой рынок, а транснациональное хозяйство. 50 основных финансовых групп и 40 тыс. транснациональных компаний контролируют около трети всех частных производителей.

За год население увеличивается на 85 млн. Из этого общего числа новорожденных около 78 млн приходится на нищие развивающиеся страны, и только 7 млн — на процветающие страны. К 2020 г. 83 % населения будут жить в развивающихся странах, и только 17 % — в других. Население Африки может утроиться за 45 лет с 1980 по 2025 г.и возрастет с 500 млн до 1,5 млрд. Уже сейчас боле 300 млн африканцев страдают от хронического недоедания и 60 млн живут на грани голода. Никто не знает, сколько именно африканцев умирает от СПИДа.

Индия дает миру 1/3 всех неграмотных, а США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. Отмечается феноменальный рост экономики Китая, доля которого в ВВП составляет 10,2 %, в то же время доля России в мировом ВВП сократилась с 7,3 до 2,7 %. Темпы роста ВВП на душу населения в Китае за время реформ были рекордными (более чем в 10 раз). Разрыв между уровнем ВВП на душу населения в странах с их минимальными и максимальными значениями составляет 108 раз.

Разрыв в экономическом развитии тесно связан с демографическим ростом, но объясняется не только им. Встает вопрос о том, в какой мере большая часть населения земного шара способна успешно реализовать западный технический путь развития и могут ли западные ценности рассматриваться как общечеловеческие. Очевидно, что без реальной помощи западных стран преодолеть разрыв не удастся. Существование и дальнейшее усугубление этого разрыва опасно и для самого «золотого миллиарда», что уже давно понято ведущими социологами и недавно, после событий 11 сентября 2001 г. в США, осознано всеми. Еще в 1999 г., анализируя статистические данные об экономическом неравенстве на основе доклада ООН о человеческом развитии за 1998 г., З. Бжезинский привел цифры, говорящие сами за себя: «Три самых богатых человека в мире имеют совокупное личное состояние, превышающее ВВП 48 наименее развитых стран вместе взятых. Американцы тратят на косметику 8 млрд долл. в год. По оценкам ООН, 6 млрд долл.в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедают мороженого на 11 млрд долл. в год, в то время как 9 млрд долл., предоставленных ООН, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд долл. на корм для домашних животных; если увеличить гуманитарную помощь до 13 млрд долл., то можно было бы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех желающих по всему миру.

225 самых богатых людей планеты имеют совокупное состояние более, чем в 1 трлн долл., а 3/5 из 4,4 млрд жителей развивающихся стран лишены канализации, 1/3 — чистой воды и 1/5 — медицинского обслуживания». После событий 11 сентября 2001 г. приводилось и такоесравнение: завтрак в WTC (Всемирном торговом центре) в Нью-Йорке обходился примерно в 20 долл., что составляет среднегодовой доход афганского крестьянина.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема №1. Предмет философии

Тема Предмет философии... Место философии в системе духовной... Философия и мировоззрение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Военная опасность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место философии в системе духовной культуры
В культуре выделяют материальную и духовную сферы, ко­торые различаются по способу воплощения результатов чело­веческих усилий. Материальная культура — вся сфера матери­альной деятельности человека

Философия и мировоззрение
Важнейшую роль в жизни каждого человека играет мировоззрение. Мировоззрение- это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру

Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретичес­кое осмысление этих связей. Различные философские школы и направления по разно

Основные функции философии
Основной функцией философии являемся мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия ос­мысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятел

Структура философского знания
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: • онтологической; • гносеологической; • аксиологическом; • праксеологической; • ан

Направления в онтологии.
Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений страдают одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является кла

Вопрос познаваемости мира.
Классификацию можно построить в зависимости от харак­тера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агности­цизм, умеренный агностицизм

Методы философии.
Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ста­вится вопрос о причине самой прич

Мифологическая картина мира.
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о д

Философия и религия.
Религия (от religio — святость, благость) — особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вер

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
1. Основные черты античной философии Античная философия — философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. — V в. н.э. Античная философия — первая форма

Периодизация античной философии.
В античной философии были заложены два направления в философии- идеалистическое (учение Платона) и материалистического - (линия Демокрита). Античная философия подразделяется на несколько о

Учение об анамнезисе в философии Платона.
Футургус - божественное начало. Создает конечное множеств идей. Демиург - (по Платону - творец мира) соединение идеи с материей. Хара - первичная, безличная проматерия. Приводится в действие с помо

Философское учение Аристотеля.
  Метафизическая концепция Аристотеля, критика Платона. Аристотель: Метафизика о сущности вещей есть философия. Как и из чего устроен этот мир. Реально сущес

Принцип энтелехии в философии Аристотеля.
Сущность вещи - форма. Форма носит идеальный характер, ее нельзя пощупать, форма присутствует в самом объекте. Форма связана с конкретной вещью и отвечает на вопрос: что есть вещь? Энтилехия - нека

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
Стоики. Человек должен жить мужественно, героически и бесстрасно. Главное этическое требование - «жить в согласии с естеством», т. е. с природой и порядком мира - логосом. В этике

Схоластика.
«Средние века» - термин появляется в XVIII в. – как обозначение временного пространства между античностью и Новым временем. Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской импер

Философия патристики.
Патристика – философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354—430). оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию,

Схоластика.
Основными вопросами схоластической философии явля­ются проблемы соотношения веры и разума, единичного и об­щего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности с

Тема №6. Философские идеи эпохи Возрождения
  1. Гуманизм и антропоцентризм. 2. Социально-политическая мысль. Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XVI в. Ее осно

Гуманизм и антропоцентризм.
В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека. Это мировоззрение получило название гуманизм (от лат. homo — человек и hu

Социально-политическая мысль.
В эпоху Возрождения переосмыслению подверглось не только место человека во Вселенной, природа его познавательных способностей, но и внутренняя структура общества, существующие в нем отношения между

Рационализм и эмпиризм Нового времени
Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей стан

Сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм).
В Новое время сформировалась также идеалистическая вер­сия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмом. Представителями этого направления являются Джордж Берк­ли и Дэвид Юм. Идеалистическ

Философия Просвещения
Философию XVIII столетия называют философией Просвещения, а сам XVIII век именуют “философским столетием”, “ве­ком Просвещения”. Новое время, XVII век, еще не решается дать разуму полную свободу. В

Философия Л.Фейербаха
Основными представителями немецкой классической фило­софии (XVIII—XIX вв.) являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах.

Критическая философия И. Канта.
Новое представление о природе, возможностях и задачах разума было предложено уже в первой системе немецкой клас­сической философии — трансцендентальном идеализме И. Канта. В своей критической филос

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) основой все­го существующего полагает некое безличное духовное начало, которое он называет “абсолютной идеей”. По своей природе она — начало деятельное. Е

Философия Л.Фейербаха.
Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804— 1872), был, по его словам, человеком поссорившимся с Богом и миром, его идеи

Философские предпосылки марксизма.
Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих ст

Диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.
Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция

Исторический материализм
Две характеристики новой формы материализма — диалектический и исторический — были даны для того, чтобы подчеркнуть, что в марксистской философии впервые удалось распространить идеи материализма на

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
  1. Русская философия XVIII в. Первым русским мыслителем мирового значения является М.В.Ломоносов (1711-1765) – гениальный ученый-энцеклопедист, обогати

Философия космизма.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Са

Естественнонаучное течение. Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы

Космическая философия К.Э.Циолковского
Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных напра

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физическо

Философия воли и философия жизни
Младший современник Г. Гегеля Артур Шопенгауэр счи­тается создателем философии воли и родоначальником совре­менного иррационализма. Его концепцию называют также во­люнтаризмом. Сущность жизни и чел

Феноменология
Феноменология — влиятельнейшее направление в филосо­фии XX в., связанное с именем Эдмунда Гуссерля. Отдельные феноменологические идеи можно обнаружить в предшествую­щей философии, в частности у Ф.

Философская антропология
Философская антропология возникла в 20—30-е годы XX в. и связана с именами Макса Шелера, Гельмута Плеснера, Арнольда Гелена и др. Конкретную школу в современной западной философии не следует отожде

Экзистенциализм
Экзистенциализм сформировался в Европе в первой поло­вине XX в. Его источниками считаются философия С. Кьеркегора, основные идеи философии жизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализ

Герменевтика
Герменевтика в качестве философского направления воз­никла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаружива­ются в учениях разных философов, принадлежащих самым раз­ным направлениям: в философии в

Неопозитивизм и постпозитивизм
В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Милля. Второй позитивизм, или эмпирио­критицизм возник на р

Постмодернизм
Постмодернизм в качестве философского течения сформи­ровался в последние десятилетия XX в. и представляет собой современный вариант релятивизма и скептицизма. Основными представителями постмодерниз

Вопрос о бытии как основноый вопрос философии
Первым вопросом, с которого начинается философия, яв­ляется вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило гречес­ких философов искать новые прочн

Категория бытия в истории философии
Проблема бытия была сформулирована в античной фи­лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующи

Бытие и субстанция
Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия «бытие». Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что

Понятие материи
Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения. Первым этапом является натурфилософское представление о материи

Проблема единства и многообразия мира
Проблема единства мира — одна из центральных в онтоло­гии и, несмотря на кажущуюся простоту, — сложнейшая. Суть ее можно сформулировать следующим образом: как и почему мир, будучи единым в основе,

Движение как способ существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив суще­ствование в нем движения. Быть — значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с други

Пространство и время как формы существования материи
Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении пространстве и времени. В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый — субъ­ек

Системная организация мира
Современное философское миропонимание предполагает упорядоченность и организованность мира, а проблема само­организации бытия является одной из центральных в совре­менной науке и философии. Бытие п

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онто­логический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упо­рядоченность и обусловл

Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает закономерный, упорядоченный ха­рактер отношений детерминации. Именно это суждение выра­жает суть принципа закономерности. Ц

Особенности познания общественных явлений
  Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание

Сознание как реальность
Сознание - самый сложный и тонкий предмет исследования. Оно с успехом разгадывает для нас загадки мира, оставаясь само при этом его главной загадкой. И все же загадочность (таинственность и необъяс

Сознание и отражение
Вся материя обладает свойством, родственным сознанию, свойством отражения. Отражение - предыстория сознания, его почва, основа, исток. В этой связи нельзя согласиться с концепциями гилозоизма и пан

Эволюционная лестница отражения
Отражение присутствует на всех структурных уровнях материи. В неживой природе можно выделить механические, физические и химические формы отражения. Переход к живой природе в рассматриваемом плане д

Специфика сознания
Специфику (высоту) сознания человека лучше всего оттеняет психика животных. У психики человека и психики животных много общего. У них, скажем, общая физиологическая основа - деятельность центрально

Творческий характер сознания
Надо сказать, что сам термин "отражение" не очень-то подходит для выражения творческого характера человеческого сознания. Он невольно ассоциируется с зеркальным, механическим, линейным ак

Сознание как переживание
Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание - основной способ существования сознания. Характеристика конкретных форм знания - в следующей теме. Здесь же займемся переживан

Сознание и бессознательное
Сознание - ядро, сердцевина психики человека. Кроме сознания, в человеческой психике выделяется также бессознательное. Бессознательное - набор иррациональных импульсов (инстинктов, влечений), иначе

Идеальность сознания
Сознание по отношению к объективной реальности выступает как ее идеальный образ. В идеальности необходимо видеть сущностную определенность сознания человека. Идеальность означает, что сознание не с

Сознание и язык
Язык - материальная оболочка, непосредственная действительность мысли. "Язык, - писал в данной связи К.Маркс, - так же древен, как и сознание. Язык е с т ь практическое, существующее и для дру

Познавательное субъект-объектное взаимодействие
Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается. Иногда говорят, что познает дух, некое общечеловеческое Я. Или даже &q

Творческий характер познания
В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Более того, мера объективности (

Чувственное познание
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон, граней предмета или явления. В случ

Рациональное познание
Углубление познания, выделение объективного из той субъект-объектной слитности, которой отличается чувственный этап познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным

Абдуктивное рассуждение
Важной формой рационального познания является также абдукция1. Американский философ Ч.С. Пирс, известный разработчик, по сути автор этой формы рассуждения, определяет абдукцию как "

Спор между эмпиризмом и рационализмом
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе (ответах) на этот вопрос мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными точками зрения: эмпиризмом и рационализмом.

Познание и наука
Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы его деятельности. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии

Существенные признаки научного знания
Обратимся теперь к отличительным признакам науки. Наука - это, прежде всего, какие-то идеи. Какие? Так или иначе систематизированные, приведенные в систему. Наука - антипод беспорядка и хаоса, не с

Наука и культурная среда
Наука, конечно, не только идеи или знания. Это и определенный социальный институт, состоящий из научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми.

Познание и истина
С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира (природы, общества, человека). Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины

О конкретности истины
Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. У нее определенное предметное поле и столь же опре

Критериология истины
Теперь об удостоверении или критерии истины. Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на его стороне ис

Практический критерий истины
Вообще-то критериев у истины много. В ней помогают удостовериться законы логики, запрет на их нарушение должен строго и неукоснительно соблюдаться. Функцию критерия выполняют и ранее открытые науко

Особенности познания общественных явлений
Особенности выявляются всегда через противопоставление. Так и здесь: общественные явления нужно противопоставить природным, обществознание - естествознанию. Впервые это противопоставление было четк

Законы и события
По поводу противопоставления общего (повторяющегося) единичному (неповторимому, уникальному) необходимо заметить следующее. То, что в истории нет единообразия, что она, напротив, сплошное многообра

Специфика объекта социального познания
Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них - само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и н

О предсказании в социально - гуманитарной сфере
В отличие от естествознания, в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания. Их пресекает здесь то, что К. Поппер назвал Эдиповым эффектом: влиянием (положительным или отрицательны

Инструментально-количественное и материально-эксперимен-тальное
В обществознании, опять же в отличие от естествознания, не применяются, по существу, количественные методы. Они здесь мало эффективны. Вспоминается в связи с этим один анекдотический случай. Как-то

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
5. Смысл жизни - в чем он?   Все философские сюжеты как это убедительно показал еще Кант, покрываются и завершаются одним вопросом: что такое человек? Челове

Природа человека
Семантический горизонт и "метафизическое" отклонение Сразу же оговоримся, что речь у нас пойдет не о природном в человеке, а о природе в смысле сущности человека

Методологические уточнения
С учетом диалектики общего и единичного, общесоциологического и конкретно-исторического выступать следует не против природы человека ("человека вообще"), а против ненаучных и неубедительн

Понять и продолжить поиск
У тех, кто отрицает реальность человеческой природы, не видит "человека вообще" есть, впрочем, одно оправдание - тот факт, что большинство людей так и не поднимается до родовой своей сущн

Природно-родовое единство базовых потребностей человека
Определение природы человека как совокупности, или комплекса, его базовых потребностей позволяет предельно углубить ее проблемный анализ. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответс

Система базовых потребностей человека
Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни (the basic need for life), т.е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей - в пище, одежде, жилищ

Привлекательность концепции базовых потребностей
Чем привлекательна рассмотренная пятичленка? Прежде всего, своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказат

Проспективное измерение человеческой природы
Легко заметить, что концепция человеческой природы по Маслоу выглядит слишком оптимистической. Состоит она, как оказывается, из одних положительных, конструктивных потребностей-качеств. Как объясни

Проспективное измерение человеческой природы
Базовые потребности человека, составляющие в единстве его природу, отличаются направленностью не столько в прошлое, на свой генезис, сколько в будущее. Направленность в будущее является здесь лишь

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
"Разве есть для разумного человека что-нибудь более приятное, чем возможность почаще беседовать о таком (справедливость - П.Г.) предмете?" - риторически утверждал когда-то великий Платон.

Социально-историческое индуцирование справедливости
Справедливость предполагает особую - проспективную работу человеческого сознания. Она становится существенным в смысле по-настоящему работающим элементом исторического развития человека именно с мо

Справедливость и неравенство
У справедливости как социально-нравственного образования много сравнений и противопоставлений: равенство, благо, свобода, совесть, честь, достоинство и т. д. Чаще всего, однако, ее сопоставляют с р

Справедливость и равенство
Неоднозначностью, чтобы не сказать спорностью отличается и обратная логика - чрезмерное сближение, а то и отождествление справедливости и равенства. "Все люди по природе своей равны" - ид

Природное в структуре архетипа равенства
Итак, природа, природное в структуре архетипа равенства. Природное, а фактически природно-генетическое неравенство людей не нуждается в доказательстве - оно самоочевидно. Разнообразие, дифференциац

Социальное в структуре архетипа равенства
Перейдем теперь к социальному слою архетипа равенства, лежащего в основе справедливости. В отличие от природного слоя, дескриптивного, сущего в своей определенности, он прескриптивен, т. е. нормати

Равенство исходных социальных условий
Равенство исходных социальных условий - это, как и равенство в целом, лишь идеал, регулятивная идея, предполагаемая идеальная ситуация. Фактически мы постоянно сталкиваемся здесь с социальным нерав

Равенство возможностей
Равенство возможностей... Казалось бы, в этом плане должно господствовать полное равенство. Формально так оно и есть. Возможности действительно могут быть равными - как предложение, открывающийся г

Равенство результатов
Приступим к анализу третьего элемента архетипа равенства (его социального слоя), лежащего в основе справедливости, - к анализу равенства результатов. Равенство результатов как бы завершает весь ком

Гедонистический смысл жизни
Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - нас

Аскетический смысл жизни
Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных вле

Смиренно-стоический смысл жизни
Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это

Категорически - императивный смысл жизни
Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом.

Религиозный смысл жизни
К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая - ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизн

Действенно-гуманистический смысл жизни
Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутвержден

Специфика философского подхода к изучению общества.
В структуре философского знания непосредственно с изучением общественной жизни (социума) связан особый раздел философии, получивший название «социальная философия». Если в центре внимания

Строение общества, его основные подсистемы (сферы).
Рассматривая общество как целостное системное образование, нельзя обойти вниманием вопросы о его строении. Как и любая система общество включает в себя качественно определенные компоненты, устойчив

Понятие культуры. Основные теоретические подходы к исследованию культуры
Слово «культура» латинского происхождения и вошло в европейские языки с тем значением, которое мы все сейчас знаем, в XVII – XVIII веках. В XVII веке немецкий юрист Самуэль Пуфендорф (1632–1

Общая характеристика содержания диалектики
В предыдущих главах показано, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устрой

Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и

Категории диалектики
Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объекто

Смысл диалектики
Выясняя смысл диалектики, мы стремимся довести ее осознание до такого уровня, на котором будет обнаружена изначальная идея, раскрывающая ее предназначение. Характеризуя содержание диалекти

Военная опасность.
В XX в. человечество оказалось в беспрецедентной ситуации — реальной опасности самоуничтожения. Результатом противостояния двух сверхдержав СССР и США стала безумная гонка вооружений, в первую очер

Право, как государственный регулятор общественных отношений
1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего чёткого управле

Социальным нормам присущи следующие признаки.
1.Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъе

Экономические нормы
Эти нормы регулируют отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические закона нормы регулируют денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой

Политические нормы
Они регулируют отношения граждан и социальных групп с государственной властью, отношения между социальными группами, на­циями и народами. Политические нормы регулируют участие людей в государственн

Религиозные нормы
Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенн

Обычай и традиции
Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с общественной пс

Корпоративные нормы
Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы, установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т. д.

Система нормативного регулирования и социальные нормы.
Система нормативного регулирования - совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Система нормативного регулирования делится на:

Соотношение права и морали.
Мораль и право имеют ряд общих, а точнее, сближающих их черт. Правовое регулирование почти не возможно без опоры на мораль. Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходят к морали (н

Признаки правового государства
1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги