Периодизация античной философии.

В античной философии были заложены два направления в философии- идеалистическое (учение Платона) и материалистического - (линия Демокрита).

Античная философия подразделяется на несколько основных периодов:

Ранний, или архаический (VI в. — начало V в. до н.э.). Ос­новными школами этого периода являются милетцы (Фалес. Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Демокрит); Герак­лит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне определенных школ.

Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физис, именно поэтому первых греческих фи­лософов называют физиками, а философию — натурфилосо­фией. В этот период формулируется проблема первоначала или первоначал мира. В философии элеатов происходит постепен­ное освобождение от натурфилософских мотивов, но бытие и его строение по-прежнему остаются главными темами раз­мышлений. Центральной проблематикой раннего этапа антич­ной философии является онтологическая.

Классический (V в. до н.э.). Основными школами этого пе­риода являются софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критико­вавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода — сущность человека, особенности его познания, синтез фи­лософского знания, построение универсальной философии. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоре­тической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания. Построенный на принципах теоретической философии образ жизни стал рассматриваться как наиболее отвечающий природе человека. Главная проблематика класси­ческого периода — онтологическая, антропологическая и гно­сеологическая.

Эллинистический (IV в. до н.э. — V в. н.э.). Основными шко­лами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы (Лукре­ций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмприк и др.); киники (Антисфен, Диоген и др.); неоплатони­ки (Плотин, Прокл, Ямвлих и др.). Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и сво­боды, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, струк­туры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эллинизма — аксиологическая и праксеологическая.

Основной характеристикой античной философии, незави­симо от этапа ее развития, является космо- и логоцентризм. Логос — центральное понятие древней философии. Греки мыс­лят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядо­ченным и гармоничным предстает античный человек. Пробле­ма зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии.

3. Античный атомизм

Атомы являются качественно однообразными элементами, кроме того, далее неделимы. Атомы однородны, но могут отличаться формой (многообразие вещей). Отличие от элеатов: движение не только возможно, а по сути, атрибут атомов. Для движения атомам нужна пустота, абсолютная пустота. Атомы бесконечно движимы вверх и вниз (есть абсолютный верх и низ). Их траектории предопределены заранее. Атомы могут сталкиваться и менять траектории.

Левкипп. Единственное, что существует, - атомы и пустота. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Существование пустоты делает возможным движение атомов.

К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие форм атомов, и тяжесть. Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же самыми. Материя, по Демокриту, бесконечна. Движение присуще атомам и передается столкновением, является основным источником развития. Движение никогда не было сообщено атомам, оно является основным способом их существования. Все вещи состоят из атомов, даже души.

Процесс познания связан с восприятием окружающего мира. Знания связаны с нашими органами чувств - мы воспринимаем лишь внешнюю сторону веществ, а не их структуру. Все определяется взаимодействием субъекта с объектом. Две степени познания: опытное (чувственное) знание и теоретическое знание.

Этика Демокpита создает модели поведения человека на основе автономии. Дружба - главное, а любовь уже обременяет - детей лучше заводить по дружбе. Богатство и бедность (как бы ты не был богат, все богатство не соберешь, а если ты беден, то есть кто-то еще беднее).