«Средние века» - термин появляется в XVIII в. – как обозначение временного пространства между античностью и Новым временем.
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления датируются I—IV вв. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии.
1. Основные черты средневековой философии.
1. Философская мысль формируется в религии монотеизма.
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее является Бог.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, связанные между собой:
- идея творения – лежит в основе средневековой онтологии;
- идея откровения составляет фундамент гносеологии.
Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов — от церкви.
2. Синтез христианского откровения и античной философии
Христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.
Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античную философию — с другой. Эти две традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом.
3. Сущность и существование
В средневековой философии проводится различение бытия, или существования (экзистенции) и сущности (эссенции).
У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:
1. Есть ли вещь?
2. Что она такое?
3. Какова она?
4. Почему (или для чего) она есть?
Первый вопрос требует установить существование, а второй и последующие — сущность вещи.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира.
Такое мировоззрение носит название креационизма — от латинского слова «creatio», что значит «творение», «созидание». В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников.
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал – идей или форм, с одной стороны, материи — с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало — Бог; все остальное — его творение. Это – две реальности различного онтологического ранга.
Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие: Он вечен, неизменен, самотождествен, ни от чего не зависит и является источником всего сущего.