Философия и мировоззрение

Важнейшую роль в жизни каждого человека играет мировоззрение. Мировоззрение- это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь его ориентирами в повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Мировоззрение подразделяется на ряд больших групп (типов), различающихся друг с другом.

Когда вырабатывают общий взгляд на природный мир, с одной стороны, на социальный, с другой, то различают мировоззрение по предмету. В этом случае говорят о натуроцентристском и социоцентристскоммировоззрении.

По характеру познания мировоззрение подразделяется на донаучное, обыденное, если представления о мире получены из обыденного опыта и научное, опирающееся на достижения науки.

Мировоззрение, также, делят на частное, общее и универсальное. Частное мировоззрение- это совокупность общих представлений о какой-либо стороне мира, построенная на знаниях частных наук. Общее мировоззрение складывается на основе интеграции достижений наук. Универсальное мировоззрение обычно связывается с философией.

По носителю различают индивидуальное, групповое и классовое мировоззрение.

Исходя из форм общественного сознания выделяют такие типы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, научное

Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу. Именно представ­ления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в бесполезности. Обосновано ли по­добное отношение к философии? И если нет, то каковы аргу­менты в ее защиту?

В основном претензии к философии сводятся к следую­щему:

· философия не имеет собственных реальных проблем;

· философские выводы бездоказательны.

Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философско­го знания, а вторая порождается тем, что философские утверж­дения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее, каж­дый человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек, осуществляя свой жиз­ненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но все­гда ли ответы можно назвать философскими?

Философская деятельность, так же как деятельность врача, юриста, математика, требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышле­ния. Именно поэтому «философствование на кухне» нельзя назвать собственно философией. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако фило­софия — это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм.

С точки зрения особенностей функционирования в мировоз­зрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой раци­онально-теоретическую форму мировоззрения, которую следу­ет отличать от так называемой жизненной философии, здраво­го смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия — та форма духовной культуры, в которой взгля­ды человека на мир и место в этом мире представлены в рацио­нальной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический создается сознательно, как резуль­тат особой профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что так называемая жизненная фи­лософия часто конфликтует с теми ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что, находясь на переднем крае человеческой мысли, будучи са­мим острием этой мысли, философия всегда опережает свое вре­мя. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точ­ка зрения здравого смысла. Кстати, слово «философия» впервые было использовано греческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над по­вседневным опытом и обыденным сознанием.

С точки зрения содержания в структуре мировоззрения раз­личают следующие компоненты:

• миропонимание;

• мировосприятие;

• мироотношение.

Миропонимание, или картина мира, — это интеллектуаль­ная составляющая мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концепту­альном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного созна­ния или здравого смысла базируется на повседневных знаниях эмпирического толка и часто оказывается неадекватным. Ми­ропонимание на теоретическом уровне представлено научны­ми, философскими, религиозными идеями.

Мировосприятие — это эмоционально-чувственная состав­ляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия состав­ляют эмоциональные предпочтения, верования, специфичес­кие психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения —мироотношение. Мироот­ношение, или концепция практических действий, — это сово­купность ценностных установок человека, его убеждений, оп­ределяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Основной проблемой любого мировоззрения является воп­рос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется разверну­тая система других вопросов и проблем. Исходная точка ми­ровоззрения неотделима от особенностей человеческого созна­ния и существования. Дело в том, что для человека весь мир расколот на две неравные части: собственное «я» и все осталь­ное — «не-я». К сфере «не-я» относятся природа и культура, Другие личности, группы (враждебные или, напротив, друже­ственные), собственное тело и даже само человеческое «я», ког­да оно выступает объектом саморефлексии. Отношение «чело­век—мир» обнаруживается в любой философской проблеме, именно поэтому можно говорить о том, что философия цент­рирована на человеке. Любой философский вопрос рассмат­ривается сквозь призму человеческого отношения к нему.

Философию не интересуют природа сама по себе или культу­ра, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.