Гуманизм и антропоцентризм.

В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека. Это мировоззрение получило название гуманизм (от лат. homo — человек и humanis — человеческий). С точки зрения гуманистического мировоззрения наибольшей ценностью для человека обладают реальные земные дела, интересы, проблемы, чувства, эмоции. Великий итальянский поэт и гуманист Данте Алигьери(1265–1321) считал, что человек имеет двойственную природу и двойное назначение — земное и небесное. Человек «предопределяется к двум конечным целям». Одна из них достигается в земной жизни и состоит в проявлении своей добродетели через повседневные дела.

Вторая цель основана на религиозной вере и достигается только посмертно при содействии божественной воли. Земное назначение человека постепенно становится главной темой литературы и искусства Возрождения. Именно на земной жизни сосредоточили внимание великие поэты, художники и скульпторы этого времени.

Крупнейшими гуманистами, разрабатывавшими идею свободы и достоинства человека, были Леонардо Бруни(1370–1444), Лоренцо Валла(1407–1457), Марсилио Фичино(1433–1499), Пьетро Помпонацци(1462–1526), Пико делла Мирандола(1463–1494). Их взгляды можно проиллюстрировать цитатой из трактата Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека»: «Человек — соперник бога в его творении. Все, что появилось в мире после первого и еще бесформенного творения, было открыто, произведено и совершено нами благодаря особой и выдающейся остроте человеческого ума… Ведь это же наши, т. е. человеческие, потому что созданы людьми, все вещи, которые мы видим вокруг, все дома, деревни, города, все земные сооружения, которых так много и которые столь хороши, что благодаря своему великолепию они по праву должны почитаться созданиями скорее ангелов, нежели людей! Наши — живопись, скульптура, искусства, науки, наша мудрость, наши почти все неисчислимые изобретения, наше создание — языки».

Более глубокое философское осмысление человека и его места в мире дано в трудах выдающегося философа, кардинала католической церкви Николая Кузанского(1401–1464). Он отошел от схоластического понимания мира и сделал попытку найти новый метод познания. Этот метод описан в его основном труде «Об ученом незнании». Согласно Николаю Кузанскому, ученое незнание — это осознание разномасштабности, несоответствия между конечным человеческим разумом и бесконечным богом. Для описания бога философ вводит глубоко диалектичные понятия абсолютного минимума и абсолютного максимума. Бог Кузанского оказывается единством противоположностей. С одной стороны, он — вся Вселенная, абсолютный максимум, самое большое, что может быть. Отождествляя бога со всей природой в целом, Кузанский заложил основу новой философской концепции — пантеизма. Пантеизм(от греч. pan — все и theos — бог) — это философское учение, отождествляющее бога и мир, считающее, что бог слит с природой, как бы разлит в окружающем мире, пронизывает его. Но, с другой стороны, бог является также и абсолютным минимумом, самым малым, что может быть, — ведь бог присутствует в каждой пылинке, в мельчайшей частице вещества. Поэтому конечный человеческий разум приближается к бесконечному, к богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи следует рассматривать в их связи с целым, с бесконечностью. Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащая в себе весь мир в свернутом виде, т. е. любая вещь есть микрокосм. Стремление найти онтологические, бытийные основания для объяснения самоценности земной жизни человека привело Кузанского к постановке вопроса о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с мировым целым.

Средневековому мировоззрению человек казался существом слабым и ничтожным по сравнению с богом, но в то же время это существо считалось центром сотворенного богом мира. Человек — центр природы, которая дана ему в пользование богом — живет на Земле, особой планете, расположенной в центре Вселенной. Такой взгляд на место человека в мире полностью согласовывался с принципами небесной механики Птолемея (ок 90—ок. 160). Согласно геоцентрической системе Птолемея, в центре Вселенной находится населенная людьми планета — Земля, вокруг нее вращаются Солнце и другие планеты, а звезды являются небесными огнями непонятной природы. Вся эта система создана богом, который поселил «венец творения» — человека в центр мира.

В эпоху Возрождения эта христианская концепция человека начинает разрушаться. Главный удар по ней нанес Николай Коперник (1473–1543), заменивший геоцентризм в астрономии гелиоцентризмом. Первоначально папа римский одобрил исследования Коперника, и его расчеты движения небесных тел были использованы церковьюдля реформы календаря. Однако позже протестанты, а затем и католики по идеологическим соображениям резко осудили гелиоцентрическую систему. Из нее, в частности, следовало, что человек вовсе не находится в центре сотворенного мира — он лишь одно из живых существ, обитающее на одной из планет, т. е. такое же рядовое явление природы, как и любое животное или растение. Таким образом, открытие Коперника обогатило гуманизм новыми идеями. Теперь человек понимался не как центр сотворенного мира, а как рядовая часть природы, подчиненная ее законам. Концепция человека начала опираться на зарождающуюся науку и приобрела материалистический характер.

Джордано Бруно(1548–1600) пошел еще дальше Коперника, утверждая, что даже Солнце не является центром Вселенной. Он считал, что бесконечная Вселенная состоит из множества звезд, подобных Солнцу, вокруг которых вращаются множество планет, похожих на Землю. Никакого центра, занимающего исключительное, привилегированное положение в бесконечной Вселенной, вообще не существует. Вселенная порождена бесконечной божественной мощью. Джордано Бруно развивал концепцию пантеизма Николая Кузанского: философия познает не какое-то сверхприродное божественное существо, а природу, которая и является «богом в вещах». Вселенная — это единая материальная субстанция, обладающая одушевленностью. Всем природным вещам в той или иной форме присуща жизнь. Разумная жизнь возможна не только на Земле. Джордано Бруно отверг принцип подчинения разума вере, а философии — теологии, считая неприемлемой идею «двойственности истины», т. е. признания сосуществования религиозной и научной истины. Он полагал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт.

Леонардо да Винчи(1452– 1519). Чтобы понять природу, рассуждал Леонардо, надо обратиться к опыту. В природе существует некий поддающийся измерению порядок, который обнаруживается в причинных отношениях между явлениями.

Человек должен обращаться к причинам наблюдаемых событий, используя для этого математику. Идеи Дж. Бруно, Леонардо да Винчи и их единомышленников создали предпосылки для формирования экспериментальной науки нового времени.