Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) основой всего существующего полагает некое безличное духовное начало, которое он называет “абсолютной идеей”. По своей природе она — начало деятельное. Ее деятельность может выражаться в мышлении, в самопознании. Однако это не только процесс мышления. Так как дух и понятие составляют сущность вещей, то он является одновременно и реальным развитием, состоящим в том, что дух из самого себя порождает и творит вселенную и в силу этого приходит к самому к себе. Следовательно, развитие понятий — одновременно — и логика, и диалектика, и само познание. Необходимые формы, порождаемые духом в этой внутренней диалектике, являются категориями действительности. Все ступени, проходимые этим процессом, для Гегеля имеют уже значение не субъективных, но объективных явлений. Весь мир, развивающийся в диалектической последовательности, есть по сути дела самопроявление абсолютного духа, который постоянно раздваивается и из этой раздвоенности вновь возвращается в себя. Это основная мысль гегелевской системы, механизмом и законом которой является логический закон диалектики. “Абсолютная идея” внутренне противоречива, она движется и изменяется, переходя в свою противоположность.
В процессе своего диалектического саморазвития “идея” Гегеля проходит три основных этапа. Первый этап — логический, когда она действует в своем “доприродном” бытии, в “стихии чистого мышления” и развивается в форме чистых логических сущностей. На этой ступени “абсолютная идея” выступает как система логических категорий и понятий, как система логики. Эта часть учения Гегеля изложена в его “Науке логики”.
На втором этапе “идея” превращается (“отчуждается”) в природу, которая, по Гегелю, является “инобытием абсолютной идеи”. Учение о природе Гегель изложил в “Философии природы”. Высшей, третьей ступенью саморазвития идеи является “абсолютный дух”. Эту ступень развития абсолютной идеи Гегель раскрывает в своем сочинении “Философия духа”. На этой ступени развития идея, обогащенная всем предшествующим развитием, возвращается к себе и получает необходимую конкретность. Форму конкретизации идея получает в облике субъективного, объективного и, наконец, абсолютного духа. Субъективный дух — сознание субъекта, не выходящего за грани индивидуального опыта. Объективный дух — человеческий родовой разум, получивший историческое выражение в организациях общественной жизни, это та реальность, в которую включена личность и которая противостоит ей (государство, право, семья, мораль, политика, общество, экономика и т.п.). Абсолютный дух — дух свободы, бесконечный, стремящийся познать себя и выразить свою сущность. Он развивается от внешнего и чувственного созерцания к представлению и от него к мышлению в понятиях. По Гегелю, дух, созерцающий себя в полной свободе, есть искусство; дух, благоговейно представляющий себя, есть религия; дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий ее, есть философия. У искусства, религии и философии в конечном счете одно и то же содержание, разница состоит в форме раскрытия и осознания этого содержания.
Цель Гегеля — показать, что только философия способна понять основные законы функционирования человеческого духа. В свою очередь, само философское осмысление человеческой культуры есть не просто “ инвентаризация ” уже созданного богатства. У философии особая миссия. Будучи “квинтэссенцией” культуры, философия доводит человеческую мысль до совершенства, делает ее всесторонней и систематичной. Тем самым, с помощью философии, через нее абсолютный дух завершает свое развитие. Учение Гегеля и есть, по его мнению, та философская система, которая воплотила все мировые достижения философского духа.
В изображении Гегеля все развитие приобретает противоречивый, двоящийся и двойственный смысл. Оно изображается, во-первых, как вневременный процесс, в котором каждая “последующая” ступень есть не вторичное в смысле времени событие, но лишь более конкретное, по раскрывшемуся в нем предметному содержанию, явление вневременной сущности. И одновременно то же самое развитие изображается у Гегеля в каждой своей стадии как некая идеальная схема действительного исторического процесса.
Гегель начинает свою логику с понятия абсолютного (“чистого”) бытия, лишенного конкретных характеристик, а потому равного своей противоположности, т.е. — ничто. Абсолютная идея оказывается тождеством бытия и ничто, которые образуют понятие становления, как нечто более конкретное, содержательное, как момент перехода в другое состояние “абсолютного беспокойства становления”. Во первых же трех понятиях гегелевской логики очевидны особенности ее построения: тезис—антитезис—синтез (принцип триады). Результат становления (синтез) Гегель называет “наличным бытием”. Оно присуще реальным предметам. Далее Гегель начинает разрабатывать структуру этого наличного бытия. Оказывается, чтобы предмет существовал и отличался от другого, он должен быть соединением таких противоположностей, как сущность и явление, целое и часть, содержание и форма, необходимое и случайное, качество и количество, возможное и действительное и т.п. Если исчезают эти противоположности, предмет как нечто становится другим. Значит, чтобы познать предмет, нужно рассмотреть его с точки зрения этих категорий. Результаты познания предмета конденсируются в понятии его, которое является концепцией самого предмета. Понятие есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. Понятие как внутренняя цель, согласно Гегелю, есть идея, которая выступает в форме жизни, познания и абсолютной идеи. Иначе говоря, все понятия из сферы духа, по Гегелю, переходят в сферу материального и начинают жить самостоятельной жизнью. Абсолютная идея “решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы”.
Природа — это дух, или идея, в своем инобытии. Этот общий характер природы и великие формы этого инобытия Гегель рассматривает в “Философии природы”. Причем он говорит о том, что, хотя все знания о природе можно вывести из одного понятия “абсолютной идеи”, делать этого не стоит, поскольку существуют конкретные естественнонаучные дисциплины. Поэтому необходимо скорректировать все существующее знание (химии, физики, биологии и т.д.), чтобы четче выявить движение “идеи” в этом мире. В учении Гегеля философия природы менее всего оригинальна. С одной стороны, его натурфилософия по своему принципу является самым крайним панлогицизмом, стремящимся из абсолютного разума вывести общие законы и формы. С другой, Гегель вынужден признать, что в природе остается нечто необъяснимое, аналогичное кантовским “вещам в себе”. Гегель выражает это так: природа слишком бессильна, чтобы получать определения понятий; она есть царство случайностей, “природа — это скучное многообразие форм”. Для Гегеля природа есть место, где зародится человек, общественная жизнь, где “идея” будет освобождаться от своей, ставшей ненужной, материальной оболочки и с помощью сознания человека опять вернется в свое чистое духовное бытие.
Третью главную часть системы Гегеля составляет философия духа. В ней заключены наиболее важные и всеобъемлющие стороны учения. Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено духовному развитию индивида в связи с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Учение об объективном духе — это взгляды мыслителя на социально-историческую жизнь человечества. Объективный дух здесь выступает как закономерность, стоящая над людьми и проявляющаяся через различные их связи и отношения. Объективный дух в своем саморазвитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. Объективный дух наиболее адекватно воплощается в нравственности, которая развивается в формах семьи, гражданского общества и государства. Поскольку государство примиряет все противоречия, оно как закон, порядок есть высшая форма пребывания объективного духа, оно является сферой свободы духа.
Всеобщий дух, отдельные определения содержания которого становятся действительностью в историческом развитии, выраженный целостно, есть абсолютный дух. Искусство как первая несовершенная форма самосознания абсолютного духа является предметом рассмотрения в “Лекциях по эстетике”. Искусство рассматривается Гегелем не как особая форма отражения мира, но как саморазвитие понятия: содержанием искусства является идея, а ее форма — чувственное образное воплощение. Для Гегеля эта идея не есть нечто абстрактное. Прекрасное в искусстве есть идея, которая оформилась в действительности и находится с ней в непосредственном единстве. Задача искусства — выявить духовное начало в природе и обществе, но образными средствами.
Если искусство дает общему содержанию сознания адекватное чувственное выражение, то религия уже является представлением абсолютного духа. Религия в свою очередь снимается более высокой формой познания абсолюта — философией.
Таким образом, Г. Гегель создает собственную философскую концепцию — панлогизм, или абсолютный идеализм. Суть философского познания Г. Гегель видит в понятийном схватывании сущности вещей. Философия понимается им как наука о всеобщих законах духа. Подлинным философским методом Г. Гегель считает диалектику, законы и принципы которой он последовательно и подробно разрабатывает. По мнению Г. Гегеля, история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Собственную философскую систему Г. Гегель считал венцом развития философии, в которой дух полностью постигает свою природу и законы. Принципы диалектичное и историчности мышления, сформулированные и реализованные в философии Г. Гегеля, были восприняты и материалистически переинтерпретированы в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.