Философия Л.Фейербаха.

Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804— 1872), был, по его словам, человеком поссорившимся с Богом и миром, его идеи также развивались в русле немецкой клас­сической философии. Человек и мир идеально “прилажены” друг к другу, человек божествен в своих потенциях. Челове­ческая активность есть основа переустройства мира. Вместе с тем философия Фейербаха — это уже попытка критики немец­кой философии, рационализма в целом, это своеобразный сим­птом будущего рождения нового типа философствования.

Необходимо изменить понимание самого предмета филосо­фии, считает Фейербах. Гегель пошел по правильному пути, стремясь выяснить, как разум соотносится с миром. Но это должен быть “чувствующий разум”, эмоциональный разум, разум реального, земного человека. Вне человека не существу­ет никакого разума. Тема всех моих сочинений, писал Фейер­бах, это человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само по себе было субъектом и рассматривалось как нечто самодовлеющее. “Новая философия превращает челове­ка...в единственный, универсальный и высший предмет фи­лософии”. Разумные проявления человека нельзя изучать вне его телесности. Под сомнением оказывается и привычный взгляд на философию как “науку наук”. Философия будуще­го скорее отвечает на жизненные запросы человека и предель­но сближается с религией: “Если философия должна заменить религию, то, оставаясь философией, она должна стать рели­гией, она должна включить в себя — в соответствующей фор­ме — то, что составляет сущность религии, должна включить преимущества религии”.

Ценностная окрашенность фейербаховской философии не увлекает его в область иррационального. Он хочет заставить философию считаться и с “высоким”, и с “низким” в челове­ке, предлагает полюбить человека со всем его несовершен­ством, с его телесной ограниченностью, с желанием общения и продолжения рода. То, что для Канта было предметом размышлений, а для последующей философии — выражением неизбывного трагизма человеческого существования, Фейер­бах призывает принять как данное, ссылаясь на природное происхождение всех человеческих проявлений: природа со­здала не только мастерскую желудка, но и храм мозга. Ис­точник тела и духа человека один — природа. Фейербах не считает нужным искать природное первоначало, субстанцию, что было характерно для прошлой философии. Вечная измен­чивость характеризует природу — этого достаточно для обо­снования Фейербахом возможности отрицания косности, зла, несправедливости в человеческом мире. Если для Гегеля ссылка на закономерный характер развертывания идеи в мире — способ оценки существующего, то для Фейербаха ссылка на “природность” человека — не столько форма кри­тики, сколько принятие всего многообразия человеческих проявлений. Фейербах отказывается от просветительской программы “очищения” человеческой духовной способнос­ти от аффектов и “предрассудков”.

Свою философию он назвал философией человека, антро­пологией. Что же такое человек, какова его сущность, по мне­нию Фейербаха? Человек — это жизнь ума и сердца, человек неотделим от всего многообразия его эмоций, переживаний. Человек — совершенное создание природы, но не осознает это­го, относясь к себе с позиций искусственно сконструирован­ных образцов: “в психологии все мы найденыши”. Человек может ошибаться, однако природа человека наделила еще од­ним удивительным свойством — способностью к общению. Можно сомневаться в том, что вижу я один, говорит Фейер­бах, но если это видят и другие, то мое знание достоверно. Че­ловек — существо родовое, все свои способности он реализует сообща, и в этом залог его будущего величия. Человек — это страдающее, нуждающееся, познающее, чувствующее суще­ство. Какие чувства человек обнаруживает в себе? — Способ­ность ощущать, любовь к жизни, эгоизм, стремление к счас­тью, интерес, потребность в общении.

На первый взгляд, Фейербах идет по пути, проложенному просветителями. Человек, говорит он, стремится к приятно­му и полезному для себя, хочет удовлетворения своих потреб­ностей, то есть счастья. Вещи, к которым мы так стремимся, мы и называем добром; злом мы называем то, что препятству­ет человеческому счастью. Эгоизм естествен. Однако, говорит Фейербах, у человека есть еще одна “природная” потреб­ность — это потребность в общении, в любви, любящий чело­век не может быть счастлив в одиночку. Любовь есть отноше­ние к человеку как к высшей ценности, любовь сама себе довлеет, это не любовь-эгоизм, это любовь ради любви. Отсут­ствие внешней необходимости в любовном отношении делает это чувство свободным, человек уподобляется Богу. Человек обя­зан любить в себе и в другом Человека Бога. Несовпадение иде­ала — образа родового Человека — с его реальными возмож­ностями порождает зло: наши пороки — неудавшиеся добродетели. В естественных обстоятельствах стремление к идеалу приобретает уродливые формы.

Религия — основной предмет размышлений Фейербаха. Че­ловек, говорит философ, есть начало, середина и конец рели­гии. Сущность религии — в человеческом сердце. Природа на­делила человека способностью воображения, сила воображения возрастает от страха, зависимости человека от внешних сил. Но не страх и не фантазия составляют причину религии. Причина — в нашем “эгоизме”, в любви к себе, к сво­ей “родовой” сущности. Религию рождают наши потребнос­ти: Бог есть то, чем человек хочет быть. Только бедный чело­век имеет богатого Бога. “Сущность христианства” —основная работа Фейербаха, посвященная исследованию религии. Че­ловек верит в безмерно счастливое существо, потому что сам желает быть счастливым, в бессмертное, потому что сам не хочет умереть. Даже тайна Троицы для Фейербаха оказывает­ся таинством семейной жизни.

Формы религии меняются. Когда потребности человека но­сили ограниченный характер, самосознание не было развито, тогда преобладала “естественная” языческая религия. Сами боги язычества не были всемогущи. Когда же человеческие по­требности были сформированы и осознаны самим человеком в полной мере, тогда появляется религия “духовная” — хрис­тианство. Однако христианская вера, по мнению Фейербаха, также ограниченна. Современный верующий самодоволен, он не чувствует себя свободным и не хочет сам отвечать за свои поступки, он перекладывает ответственность на Бога. Только новая религия — религия как философия будущего, где эмо­ция будет слита с мыслью, где человек будет обожествлять че­ловеческую, “родовую” сущность и будет стремиться вопло­тить ее в своем существовании, — будет “вечной” религией.

Фейербах по существу наметил контуры нового стиля фи­лософствования, но в своей аргументации безнадежно отстал от поставленных им же самим проблем.

Некоторые идеи этой концепции также послужили материалом для после­дующей немецкой философии, в частности марксизма.