Диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.

Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция материализма органично включила в себя диалектику. Новое понимание процессов развития опиралось на диалектическое учение Гегеля и на материализм Фейербаха. Идеалистическую основу философии Гегеля и метафизическое понимание мира у Фейербаха Маркс и Энгельс считали ошибками, устаревшими сторонами их философских концепций. Собственное философское учение Маркса и Энгельса получило название диалектический материализм. Их последователи всегда подчеркивают, что формирование новой концепции материализма и диалектики (т. е. диалектического материализма и включенной в него материалистической диалектики) явилось результатом действия трех групп предпосылок:

· социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества);

· конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках);

· философско-теоретических (немецкая классическая философия, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

Концепция диалектического материализма наиболее подробно была изложена в работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (1877–1878) и «Диалектика природы» (1873–1886, впервые опубликована в СССР только в 1925), в работах В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) и «Философские тетради» (1914–1916). В то же время, до сих пор не существует научного труда, в котором было бы дано целостное, подробное и общепринятое изложение философской концепции марксизма. После В. И. Ленина диалектический материализм долгое время разрабатывался философами СССР (1920–1980?е гг.), пока распад Советского Союза и изменение политической системы в России не привели к уменьшению интереса к марксистской философии и к марксизму в целом.