Единый природный субстрат А.Л.Чижевского

 

1. Русская философия XVIII в.

Первым русским мыслителем мирового значения является М.В.Ломоносов (1711-1765) – гениальный ученый-энцеклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания. Его мировоззрение формировалось в первую очередь под влиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления- Г.Галилея, Р.Декарта, Ф.Бэкона, И.Ньютона и др.

Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Материю понимал как состоящую из мельчайших частиц-атомов, образующих сложные формы-корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе.

С идеей единства мира тесно связана его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории.

Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были А.С.Хомяков и И. В. Киреевский и др.

В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого признания (они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим), тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку.

В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах». Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначалом всего сущего они считали Бога. Исторический прогресс человечества они связывали с отысканием «духовного смысла». Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой «Разумной Зрячестью» или «живознанием», исходным началом которого является религия.