Философия воли и философия жизни

Младший современник Г. Гегеля Артур Шопенгауэр счи­тается создателем философии воли и родоначальником совре­менного иррационализма. Его концепцию называют также во­люнтаризмом. Сущность жизни и человека А. Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не име­ет основы. Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконеч­ное стремление без цели. Человек — орудие воли, в его жела­ниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным способом ослабления желания А. Шо­пенгауэр считает чистое созерцание без цели.

Дальнейшее развитие идеи А. Шопенгауэра получили в фи­лософии Фридриха Ницше, концепции творческой эволюции Анри Бергсона и академической философии жизни Вильгельма Дильтея. Общим для взглядов этих философов является отказ от понимания бытия в качестве исходной философской катего­рии и замена его понятием «жизнь». Жизнь есть спонтанный поток становления, не имеющий цели. В отличие от неподвиж­ного, умопостигаемого бытия жизнь есть непрерывное измене­ние и становление, поток, который невозможно познать и за­фиксировать в рациональных понятиях. Рассудок в качестве познавательной способности совершенно беспомощен и, по мнению представителей философии жизни, его место должны занять инстинкт и интуиция.

Философия Фридриха Ницше (1844—1900) всегда вызыва­ла крайне противоречивые оценки. Ницше клеймили за амо­рализм, биологизм, волюнтаризм, антидемократизм, субъек­тивизм, пангерманизм. Возможность сближения идеи гармонической личности и ницшевского сверхчеловека каза­лась кощунственной. Увлечение ницшеанством таких мысли­телей и деятелей культуры, как А.Швейцер, М.Горький, Т.Манн, Ст.Цвейг, В.Вересаев, Г.Ибсен, рассматривалось как досадное недоразумение, сильно осложнившее их творческое развитие.

Одна из наиболее существенных причин притягательности Ницше для современного человека — это его способность ввес­ти читателя в мир мятущегося, ищущего, рефлексирующего духа, наделенного обостренным нравственным чувством и од­новременно стремящегося разрушить ставшие тесными рамки традиционной системы ценностей. Постоянный дух обновле­ния, тотальный скептицизм, зачастую трагическое восприятие жизни — доминанты духовной жизни нашей эпохи.

Философия Ф.Ницше лишена качества системности. В его творчестве можно выделить несколько ключевых тем: это “жизнь”, “воля к власти” , “нигилизм”, “имморализм”, “веч­ное возвращение”, “смерть Бога”.

Облик нового типа философствования, “новой породы фи­лософов”, Ницше связы­вает с осознанием особой реальности — жизни. Следуя пора­зившему его воображение Шопенгауэру, Ницше понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, слитое с “во­лей власти”. Всякое расширение, усвоение, рост предполага­ют устремление к тому, что сопротивляется. Человек, ставший господином природы, господином своей собственной дикости и разнузданности (желания научились его слушаться), в срав­нении с “недочеловеком” представляет колоссальное количе­ство власти. “Жизнь только средство к чему-то: она есть вы­ражение форм роста власти”. Однако для Ницше жизнь как выражение воли к власти далека от примитивной борьбы за существование. Для Шопенгауэра воля к жизни — это природ­ное начало. Ницше отдает дань биологической трактовке жиз­ни в ее основах лишь с целью разрушить барьеры, которые классическая философия возводила между человеческим ми­ром, миром “для нас” и миром в его первозданности. Филосо­фия ограждала человека от столкновения с миром, внушала ему мысль о самодостаточности. Самодовольная гипертрофи­рованная человеческая субъективность возомнила себя госпо­дином мира, нигде не встречая сопротивления в ей же самой созданном мире. Нужно почувствовать “неподатливость” мира, остро ощутить опасность, почувствовать, что человеком быть рискованно. Нет двух миров — мира в себе и мира для нас, есть один мир — мир жизни, борьбы и поражения, столк­новения с неизвестным. Жизнь в ее “человеческом” исполне­нии для Ницше находится как бы между природой и культу­рой, это единство природности и духовности. Жить — это значит быть иным, нежели природа, не подчиняться ни при­родной, ни человеческой необходимости. Жизнь как реали­зация человеком “воли к власти” — это сфера творения смыс­ла, это сверхжизнь, лишенная устойчивости и нормативности. Так понимаемая жизнь оказывается тем местом, где мир куль­туры, мир подобий и символов жаждет слиться с абсолютным бытием. Философия сама оказывается проявлением тирани­ческого инстинкта жизни, философия — это духовная воля к власти, к “сотворению мира”. “Жизнь” Ницше, следовательно, это символ свободы, твор­чества, борьбы.

Одно из понятий, которые Нищие ввел в философию XX века, есть понятие “нигилизм”. Нигилизм, но мнению Ниц­ше, это некое “промежуточное” состояние, он может быть вы­ражением и силы, и слабости человека и общества. В своем внешнем проявлении нигилизм есть следующее: “высшие цен­ности теряют свою ценность” . Как это происходит? Постепен­но, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некоей “цели”, достижением которой озабочен весь мир, в мире нет “единства”, которое до сих пор было основой его спо­койствия, “встроенности” в мир, нет “истины”. С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценнос­ти всех вещей, “он создал такое целое, чтобы иметь возмож­ность веровать в свою собственную ценность”. Человек создал мир, подтверждающий его собственную значительность, и вот этот мир зашатался. Нет истины, нет морали, нет Бога. Но нигилизм можно истолковывать двояко. Нигилизм “сла­бых” — это упадок и разложение. Радикальный нигилизм, нигилизм “сильных” — это путь абсолютного авторства — со­зидания новой морали, нового человека.

Необходимо, говорит Ницше, встать на путь “переоценки ценностей”, на путь “имморализма”. Человек, говорит Ниц­ше, все время хочет “сбыть себя”, снять с себя ответственность за совершаемое, возложить ее на мир общего. “Экономия сил”, “экономия мышления”, “самосохранение” —это, говорит Ниц­ше, понятия торгашеской морали. Повседневная мораль — ли­цемерна, это снисходительное отношение к своим и чужим сла­бостям, это недоверие к человеку. Она основана на сострадании, на потакании человеческим слабостям, на любви к “ближнему”. Переоценка ценностей предполагает переход от любви к “ближ­нему” к любви к “дальнему”. Любовь к дальнему — это твор­ческая любовь, это не смягчение текущих проявлений зла, а из­менение самих принципов жизни. Эта любовь принимает форму борьбы с людьми сегодняшними, любовь сопровождается пре­зрением, отчуждением от ближнего. Это любовь к “идее” чело­века, к человеку, каким он может быть.

Переоценка ценностей предполагает, следовательно, отри­цание сострадания, доброты, долга. Кто не щадит себя, не име­ет права щадить другого, любовь невозможна без ненависти, долг с его принудительностью и общезначимостью должен ус­тупить место свободной жертве. В программу “переоценки ценностей” входит и пересмотр отношения к человеческому счастью. Этика утилитаризма, по словам Ницше, занята ме­лочным подсчетом, утилитарист озабочен, лишь бы мораль­ный “расход” не превысил морального “дохода”, он стремит­ся выбрать счастье для наибольшего числа людей. Но человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным. Им­морализм, следовательно, это отрицание не морали, это углуб­ление нашего морального сознания, это повышение ответствен­ности человека за самого себя и за все человечество.

В русле переоценки ценностей Ницше говорит и о ценнос­тях религиозных. Он хочет отделить себя от христианства, от массовой религиозности, однако образ Христа притягивает его всю жизнь. Христос отрицал все то, что сейчас называется хри­стианством, говорит Ницше. Бог умер, но это вы его убили. К. Ясперс считал Ницше религиозным мыслителем, Вл.Соловь­ев в образе сверхчеловека Ницше увидел прообраз Христа. Христос брал на себя ответственность за все человечество, че­ловек же не хочет отвечать за свои собственные поступки. Хри­стианство с его всепрощением ослабляет в человеке волю к творчеству, христианство культивирует в человеке слишком человеческое. Только образ Христа открывает путь к сверхче­ловеку, долгий путь человеческого совершенствования. Ниц­ше отвергал Бога только как санкцию старой морали.

Идея сверхчеловека — центральная в философии Ницше. Сверхчеловек тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный апостолом Павлом: все мне позволено, но ничто не должно обладать мною. Сверхчеловек, тот, кто дол­жен заменить умершего Бога, тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, тот, кто свободен. Реальный предмет размышлений Ницше — это человек, несущий в себе образ сверхчеловека.

“Высшие люди”, аристократы духа, аргонавты идеала — это не хозяева жизни. Тот, кто стремится воплотить и своей жизни идеал сверхчеловека, обречен погибнуть от руки тех, кто привержен к человеческому, слишком человеческому. Му­ченичество, героизм, свободная смерть — вот что ждет того, кто любит в себе и в других “дальнего”.

Тот, кто верит в силу истории, мало верит в себя; человечество “отравлено” историей. На­сыщение историей вызывает ощущение старости, усталости. Эта жизнь задумана не нами, историзм покушается на чело­веческую свободу. История также снимает с человека ответ­ственность за содеянное, история — это забвение, это всепро­щение. Жизнь, которая исчезает навсегда, лишается качества бытия, она становится подобна тени. История как бы напе­ред все прощает, а значит, все разрешает. История превра­щает человека в безответственное существо.

Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше положили начало новой философии — философии человеческого существования: фи­лософии сострадания и любви (Шопенгауэр), философии веры (Кьеркегор), философии надежды (Ницше). В их концепциях проглядывают контуры нового мира —мира, где живет и мыс­лит свободный, “неприродный” человек.

Таким образом, философия жизни представляет собой радикальную попыт­ку преодолеть узкорационалистическую механистическую концепцию мира и человека, которая к середине XIX в. осо­бенно явно обнаружила свою несостоятельность. Философия жизни оказала серьезное влияние на последующее развитие западной философии и культуры в целом. Ее идеи можно обнару­жить в философии истории О. Шпенглера, концепциях фило­софов-экзистенциалистов, литературном творчестве М. Пруста, Д. Джойса, Р. Рильке, Г. Гессе и др.


Тема № 12. Современная западная философия.