Феноменология

Феноменология — влиятельнейшее направление в филосо­фии XX в., связанное с именем Эдмунда Гуссерля. Отдельные феноменологические идеи можно обнаружить в предшествую­щей философии, в частности у Ф. Брентано, А. Мейнонга, одна­ко целостная феноменологическая концепция сложилась толь­ко в 20-е годы XX в. Основной проблематикой феноменологии является онтологическая и гносеологическая.

Феноменологию иногда характеризуют как разновидность интуитивизма, поскольку предметом философского познания Э. Гуссерль считает чистые сущности, интуитивно усматривае­мые в потоке сознания. Предшествующую философию немец­кий философ называет наивной, ее основные идеи складывают­ся в результате естественной установки сознания, которая должна быть преодолена в феноменологии. Естественная уста­новка — направленность сознания вовне, должна быть измене­на на феноменологическую, в результате которой сознание об­ратится к самому себе. Способом изменения естественной установки Э. Гуссерль считает особый метод — феноменологическую редукцию. В результате феноменологической редукции сознание освобождается от эмпирического, индивидуального содержания и обращается к собственным чистым структурам. Обнаруживаемое в результате феноменологической редукции чистое сознание конституирует мир смыслов.

Основным свойством чистого сознания Э. Гуссерль считает интенциональность — направленность на объект. Сознание ни­когда не является «пустым», оно всегда есть «сознание о чем-то». Не следует понимать интенциональность как направлен­ность сознания на внешний мир и путать с естественной установкой. Интенциональными предметностями сознания вы­ступают его собственные структуры, эти предметности идеаль­ны, а не физичны.

В поздних работах Э. Гуссерль вводит понятие жизненного мира — универсального поля дорефлексивных структур, служащих фоном и почвой для чистого сознания и шире — предпо­сылкой любой культурной деятельности человека. Жизненный мир интерсубъективен, это бытие-вместе-с-другими, первичное по отношению к самосознающему чистому «я». В поздних ра­ботах Э. Гуссерля центральной темой становится тема кризиса европейской науки и философии. Причиной кризиса немецкий философ называет отрыв философии от собственных основ, заб­вение своей мировоззренческой природы и неразрывной связи с ценностями. Следствием кризиса философии Э. Гуссерль счита­ет кризис всей западноевропейской культуры.

Феноменологический метод, предложенный Э. Гуссерлем, стал одним из наиболее широко используемых не только в фи­лософии (экзистенциализм, герменевтика), но и в некоторых направлениях социологии, психологии и психиатрии. Феноме­нология является последней философской системой XX в., пос­ле которой западное философствование утратило систематич­ность.