Постмодернизм

Постмодернизм в качестве философского течения сформи­ровался в последние десятилетия XX в. и представляет собой современный вариант релятивизма и скептицизма. Основными представителями постмодернизма являются Мишель Фуко, Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делез, Жорж Батай, Жан Бодрияр, Жан-Франсуа Лиотар и др. Постмодернизм осуще­ствляет радикальную критику западной логоцентристской философской традиции, во всем ищущей порядок, первопри­чину, сущность и т.п., отказывая разуму в праве устанавли­вать ценности, открывать истину, определять границы и зада­вать правила. Сам принцип рациональности постмодернисты рассматривают как результат «империализма рассудка», ог­раничивающего спонтанность работы мысли и воображения.

Постмодернизм использует темы, прежде считавшиеся зап­ретными или нефилософскими (смерть, безумие, секс и т.п.), для того чтобы по-новому говорить о культуре. Рассматривая реальность как совокупность разного рода знаковых систем и настаивая на произвольности связи между знаком и значени­ем, постмодернизм отказывается от понятия объективности. Та действительность, с которой имеет дело человек, обладает семантической, знаковой природой, а знаки обозначают не объекты, а другие знаки.

Постмодернизм отказывается от понимания истины как открываемой и предлагает идею истины, каждый раз заново творимой. Истина зависит от языка, на котором говорит чело­век, а сам язык есть создание человека. Человек живет в реаль­ности смыслов, и сам является одним из смыслов, а не субъектом, обладающим сознанием, волей и т.п. Постмодернизм отказывается от привычного в классической и постклассической философии способа идентификации личности через соотнесение ее с чем-то внешним и определенным — Богом, Благом. Истиной, Красотой и т.п. В последние десятилетия XX в. радикально меняется взгляд западного человека на самого себя. Личность более не понимается как целостность и единство, выражающееся в чувстве «я». Каждый человек есть множество «я», множество смыслов, пересекающихся или непересекающихся, конфликтующих или неконфликтующих между собой. Как нет определенности и однозначности во внешнем так нет определенности и во внутреннем. Личность плюральна, а все так называемые «высшие ценности» — фикции, со­зданные разумом с целью отвлечь человека от самой жизни Задача философии — по мнению постмодернистов — интер­претация уже существующих и вновь создаваемых смыслов, которые совершенно равноправны, ибо нет высших и более достойных и низших, недостойных смыслов. Реальность в этом плане однородна.

Очевидно влияние на постмодернизм философии воли Ф. Ницше, экзистенциализма, психоаналитической и аналити­ческой философии, герменевтики, структурализма. Если харак­теризовать проблематику постмодернизма, то можно говорить о ней как об онтологической и гносеологической, учитывая, однако, то обстоятельство, что постмодернизм отказывается от классического понимания этих проблем. Постмодернизм пред­ставляет собой общекультурное явление, общее мировоззрение эпохи, которое проявляется в философии, социологии, литера­туроведении, лингвистике, семиологии, истории, искусствове­дении, теологии и т.п. Постмодернизм завершает развитие за­падной философии XX в., делая последние выводы из постклассической критики разума.