Вопрос о бытии как основноый вопрос философии

Первым вопросом, с которого начинается философия, яв­ляется вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило гречес­ких философов искать новые прочные основания мира природ­ного и человеческого. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция.

Второй важнейшей проблемой философии, осознанной и сформулированной несколько позже, является проблема челове­ческого бытия. Без ответа на вопрос о бытии вообще, человек не может постичь собственную природу. Верно и обратное сужде­ние: без знания себя человек не в состоянии адекватно познать внешнюю реальность. Взаимосвязь вопросов о бытии и о чело­веке была осознана с самого начала существования философс­кого знания и выразилась первоначально в представлении гре­ков о соразмерности микро- и макрокосмоса. Позже, в эпоху Возрождения, философы предложили сходную идею взаимосвя­зи внешнего и внутреннего, придав ей мистический оттенок. Современная западная философская мысль все более склоняет­ся к идее необходимости связи внешнего познания — познания объективного мира, и самопознания — постижения субъектив­ной реальности. Единство ино- и самопознания формирует гар­моничную личность и соразмеряет разные культурные миры: науку, философию, религию, искусство. Таким образом, с од­ной стороны, вопросы о бытии и человеке составляют два по­люса философского знания, а с другой — незримо присутствуют в любой философской проблеме.

Вопросы бытия обсуждаются в первом разделе философского знания, называемом онтология. Бытие как исходная, первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. С другой стороны, бытие — наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность человека в существовании окружающего мира и самого себя. Бытие — все то, что существует тем или иным способом. Таков первый и, казалось бы, очевидный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половиной тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым.

Философская категория бытия предполагает не просто опи­сание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выясне­ние природы истинно сущего бытия. Философия пытается про­яснить вопрос о несомненном, истинном бытии, оставляя все преходящее на периферии своих рассуждений. Например, од­ним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотно­шении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, представляя два лица реальности, как двуликий бог Янус, или же бытие есть, бытийствует, а небытия нет? Что та­кое небытие? Как небытие соотносится с хаосом, с одной сто­роны, и с ничто, с другой? Вопрос о небытии составляет об­ратную сторону вопроса о бытии и неизбежно является первой конкретизацией исходной философской проблемы.

Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, явля­ется категория становления: что такое быть и что такое стано­виться? Становится ли бытие или оно пребывает в неизменно­сти? Вопрос о соотношении бытия и становления требует прояснения смысла еще одной пары онтологических катего­рий: возможность и действительность. Возможность понима­ется как потенциальное бытие, а действительность — как ак­туальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием «реаль­ность». Реальность — это и физическое, и психическое, и куль­турное, и социальное бытие. В последние годы в связи с разви­тием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия — виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рам­ках философской онтологии.

Итак, бытие — самая общая характеристика мироздания, с этим согласны все философы. Однако наполнение этой катего­рии конкретным содержанием на протяжении более чем двухтысячелетней истории философии сопровождается многочис­ленными спорами. В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от отве­тов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм. Конкретизация проблемы бытия осуществля­ется с помощью следующих тем: един или множествен мир, из­менчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам или осуществляется произвольно и т.п. Проблема бы­тия то выходит на первый план философских размышлений, то на время уходит в тень, растворяясь в гносеологических, ант­ропологических или аксиологических проблемах, однако вновь и вновь воспроизводится на новой основе и в иной интерпре­тации.