рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категория бытия в истории философии

Категория бытия в истории философии - раздел Философия, Тема №1. Предмет философии Проблема Бытия Была Сформулирована В Античной Фи­лософии На Самом Первом Этап...

Проблема бытия была сформулирована в античной фи­лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабиль­ность. Первоначала в античной натурфилософии представля­лись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конк­ретные огонь или воду. Первоначала носили умопостигаемый характер. Поскольку философский язык в то время был еще до­статочно беден, то для указания на природность, естествен­ность, натуральность основ бытия первые философы использо­вали привычные указания на стихии.

Помимо натуральности, вторым важным свойством перво­начал была их безличность. В философской интерпретации, Даже наивного натурфилософского характера, из мира исклю­чалась божественная воля; космос, по мысли греков, возникал не по воле богов, а в силу естественных законов взаимодействия безличных стихий. В учении о первоначалах античные филосо­фы стремились обнаружить и философским способом оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости, гарантировал бы стабильное существование человеку. Античный мудрец не чувствует никаких конфликтов с миром: мир логичен, необходим, разумен и умопостигаем.

После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь измен­чивость и множественность. Парменид сформулировал основ­ной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Для доказательства этого положения он поставил знак равенства между бытием и мыслью об этом бы­тии, и тем самым впервые сформулировал принцип тождества бытия и мышления. Первая формулировка этого принципа звучала так: «Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует». Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.

Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основы­ваясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение приве­ла элеатов к выводу об иллюзорности множественности и из­менчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокиды­вания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие. В их Вселенной небытию вообще нет места. Небытие немыслимо, следовательно — не существует, мир един и непротиворечив, а значит, соразмерен человеку.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с од­ной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологичес­кую систему. По его мнению, истинно сущим бытием являются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия — ма­терии. Между миром бытия и небытия балансирует мир чув­ственных вещей. Бытие чувственных вещей — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядо­чены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: исти­ну, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исклю­чает становления, однако связывает его только с миром чув­ственных вещей, бытие которых не подлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся прежде всего софисты и киники. философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к со­размерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без ог­лядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.

Средневековые философы адаптировали идеи Антично­сти к решению волновавших их теологических проблем. В сред­невековой философии истинным бытием является Бог. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творения­ми. Человек — образ и подобие Бога, поэтому несет в себе час­тичку истинного бытия. В средневековой философии подробно обсуждаются вопросы соотношения актуального и потенциаль­ного бытия, само различение которых является новым словом. В неявном виде идея бытия в действительности и бытия в воз­можности появилась у Аристотеля в его концепции четырех причин сущего. Однако именно в средневековой схоластике этот философский принцип получил дальнейшее развитие. Зре­лая схоластика предлагает сложные концепции бытия, состоя­щего из многочисленных уровней и форм: субстанциального и акцидентального, актуального и потенциального, необходимо­го и случайного, возможного и действительного.

В философии эпохи Возрождения бытие соотносится прежде всего с бытием материальной природы. В это время появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

В философии Нового времени бытие впервые отождествляется с субстанцией. Б. Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествил Бога, природу и субстанцию. Наиболее характерной для Нового времени, озабоченного гносеологическими проблемами, является онтология Р. Декарта. Р. Декарт утверждает существование двух субстанций: протяженной и мыслящей. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Однако, несмотря на тезис о равноправии субстанций, критерием бытия Р. Декарта называет именно мышление. «Мыслю, следовательно, существую» — провозглашает он, превращая бытие в субъектную форму, так как мыслит и существует в философии Р. Декарта субъект, человек, личность. Мысль, таким образом, становится единственным гарантом бытия, а бытие — точкой зрения человека.

В философии Просвещения бытие отождествляется с материей, которая в свою очередь принимает форму вещества. В это время сохраняется также представление о бытии как суб­станции, но все свойства субстанции приписываются веще­ственной материи. Вещество существует в трехмерном пустом пространстве и линейном однородном времени, подчинено за­конам механики. Понятно, что такое косное телесное бытие неизбежно встает в оппозицию человеку. Разрыв человеческой и природной сторон бытия является характерным признаком философской мысли XVII—XVIII вв. В это время размышля­ют преимущественно об объективном природном, телесном бытии, упуская из виду бытие человека.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается уже в рамках классической немецкой философии. И. Кант, бу­дучи убежденным рационалистом, вновь поднял вопрос о при­роде человека до уровня достойного внимания философии. Он же сформулировал проблему границ человеческого разума, ко­торый не может разрешить всех гносеологических и онтологи­ческих проблем. И. Кант ставит бытие в зависимость от позна­вательных способностей человека: субъект устанавливает законы мира, с помощью своих способностей упорядочивает хаос реальности. Бытие есть результат оформления чувствен­ного материала, предоставляемого опытом, благодаря априор­ным формам чувственности, рассудка и разума. По мнению И. Канта, вопросы о бытии самом по себе не имеют смысл, бытие следует рассматривать только по отношению к субъек­ту. Именно поэтому антропология, а не онтология является ведущей подсистемой философского знания.

Другой философ немецкой классики, Г. Гегель, считает бы­тие необходимым этапом развития мышления, субстанцией и первоосновой мира он называет абсолютную идею. Бытие — исходная точка движения духа. Следующим этапом яв­ляется небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления. Г. Гегель определяет бытие в духе апофатической теологии — негативно: неопределенное, бескачественное, неустойчивое и т.п.

Марксистская философия отождествила бытие с мате­рией, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, яв­ляется атрибутом материи, а с другой — противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской фило­софии — это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе.

В конце XIX — начале XX в. происходит радикальная трансформация классического представления о бытии. Теперь бытие отождествляется не с разумом или природой, а с беско­нечно изменчивой иррациональной жизнью. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни Ф. Ниц­ше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер. Постичь жизнь можно с помощью интуиции или инстинкта, но никак не с по­мощью разума.

Еще один всплеск интереса к онтологической проблематике в XX в. наблюдается в феноменологии Э. Гуссерля. По его мнению, философия должна заниматься прояснением структур интенциональных актов сознания и выявлять объективные свя­зи между идеальными смыслами. Подлинное бытие, достойное внимания философии, согласно Э. Гуссерлю, это и есть бытие объективно-идеальных смыслов, очищенных от всякого эмпи­рического или психологического содержания.

Логическим продолжением философии жизни стал в сере­дине XX в. экзистенциализм. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов — это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. По мнению экзистенциалистов, подлинностью обладает не любое, а только осознанное бытие.

Наиболее развернутая экзистенциальная концепция бытия предложена М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии. Немецкий философ стремился прояснить исходные интуиции античных философов. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, ассоциировав его с понятием сущего. Сущее — это бытие, понятое человеком, опредмеченное и познанное бытие. Однако бытие не нуждается, в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основа бытия должна быть найдена в языке, как пишет М. Хайдеггер, есть «дом бытия».

Философия постмодернизма, сформировавшаяся в последние десятилетия XX в., так же как античная релятивистская философия (софисты, киники, скептики), отрицает идею единого бытия. Согласно постмодернистской парадигме, в той мере, в какой идея абсолютного бытия была внедрена в сознание человека, у реального мира и жизни были отняты смысл и ценность, а у самого человека — свобода. В философии постмодернизма реальность выглядит как мнотоплоскостная вселенная умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе без дополнительных обоснований и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселен­ной становится интерпретатором и множителем смыслов, од­ним из которых является его собственная жизнь.

В целом современная философия отказывается от проблема­тики бытия без человека, вне человека, что, на первый взгляд напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия, на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема №1. Предмет философии

Тема Предмет философии... Место философии в системе духовной... Философия и мировоззрение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категория бытия в истории философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место философии в системе духовной культуры
В культуре выделяют материальную и духовную сферы, ко­торые различаются по способу воплощения результатов чело­веческих усилий. Материальная культура — вся сфера матери­альной деятельности человека

Философия и мировоззрение
Важнейшую роль в жизни каждого человека играет мировоззрение. Мировоззрение- это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру

Предмет и метод философии. Особенности философских проблем
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретичес­кое осмысление этих связей. Различные философские школы и направления по разно

Основные функции философии
Основной функцией философии являемся мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия ос­мысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятел

Структура философского знания
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: • онтологической; • гносеологической; • аксиологическом; • праксеологической; • ан

Направления в онтологии.
Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений страдают одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является кла

Вопрос познаваемости мира.
Классификацию можно построить в зависимости от харак­тера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агности­цизм, умеренный агностицизм

Методы философии.
Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ста­вится вопрос о причине самой прич

Мифологическая картина мира.
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о д

Философия и религия.
Религия (от religio — святость, благость) — особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вер

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
1. Основные черты античной философии Античная философия — философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. — V в. н.э. Античная философия — первая форма

Периодизация античной философии.
В античной философии были заложены два направления в философии- идеалистическое (учение Платона) и материалистического - (линия Демокрита). Античная философия подразделяется на несколько о

Учение об анамнезисе в философии Платона.
Футургус - божественное начало. Создает конечное множеств идей. Демиург - (по Платону - творец мира) соединение идеи с материей. Хара - первичная, безличная проматерия. Приводится в действие с помо

Философское учение Аристотеля.
  Метафизическая концепция Аристотеля, критика Платона. Аристотель: Метафизика о сущности вещей есть философия. Как и из чего устроен этот мир. Реально сущес

Принцип энтелехии в философии Аристотеля.
Сущность вещи - форма. Форма носит идеальный характер, ее нельзя пощупать, форма присутствует в самом объекте. Форма связана с конкретной вещью и отвечает на вопрос: что есть вещь? Энтилехия - нека

Этические идеалы эпикуреизма и стоицизма.
Стоики. Человек должен жить мужественно, героически и бесстрасно. Главное этическое требование - «жить в согласии с естеством», т. е. с природой и порядком мира - логосом. В этике

Схоластика.
«Средние века» - термин появляется в XVIII в. – как обозначение временного пространства между античностью и Новым временем. Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской импер

Философия патристики.
Патристика – философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был Августин Блаженный (354—430). оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию,

Схоластика.
Основными вопросами схоластической философии явля­ются проблемы соотношения веры и разума, единичного и об­щего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности с

Тема №6. Философские идеи эпохи Возрождения
  1. Гуманизм и антропоцентризм. 2. Социально-политическая мысль. Эпоха Возрождения охватывает период с XIV по XVI в. Ее осно

Гуманизм и антропоцентризм.
В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека. Это мировоззрение получило название гуманизм (от лат. homo — человек и hu

Социально-политическая мысль.
В эпоху Возрождения переосмыслению подверглось не только место человека во Вселенной, природа его познавательных способностей, но и внутренняя структура общества, существующие в нем отношения между

Рационализм и эмпиризм Нового времени
Философия Нового времени датируется XVII в. Эта эпоха в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей стан

Сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм).
В Новое время сформировалась также идеалистическая вер­сия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмом. Представителями этого направления являются Джордж Берк­ли и Дэвид Юм. Идеалистическ

Философия Просвещения
Философию XVIII столетия называют философией Просвещения, а сам XVIII век именуют “философским столетием”, “ве­ком Просвещения”. Новое время, XVII век, еще не решается дать разуму полную свободу. В

Философия Л.Фейербаха
Основными представителями немецкой классической фило­софии (XVIII—XIX вв.) являются Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах.

Критическая философия И. Канта.
Новое представление о природе, возможностях и задачах разума было предложено уже в первой системе немецкой клас­сической философии — трансцендентальном идеализме И. Канта. В своей критической филос

Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) основой все­го существующего полагает некое безличное духовное начало, которое он называет “абсолютной идеей”. По своей природе она — начало деятельное. Е

Философия Л.Фейербаха.
Завершением немецкой классической философии является антропологический материализм Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804— 1872), был, по его словам, человеком поссорившимся с Богом и миром, его идеи

Философские предпосылки марксизма.
Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих ст

Диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса.
Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция

Исторический материализм
Две характеристики новой формы материализма — диалектический и исторический — были даны для того, чтобы подчеркнуть, что в марксистской философии впервые удалось распространить идеи материализма на

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
  1. Русская философия XVIII в. Первым русским мыслителем мирового значения является М.В.Ломоносов (1711-1765) – гениальный ученый-энцеклопедист, обогати

Философия космизма.
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Са

Естественнонаучное течение. Третий синтез космоса В.И.Вернадского
Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтез космоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы

Космическая философия К.Э.Циолковского
Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных напра

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физическо

Философия воли и философия жизни
Младший современник Г. Гегеля Артур Шопенгауэр счи­тается создателем философии воли и родоначальником совре­менного иррационализма. Его концепцию называют также во­люнтаризмом. Сущность жизни и чел

Феноменология
Феноменология — влиятельнейшее направление в филосо­фии XX в., связанное с именем Эдмунда Гуссерля. Отдельные феноменологические идеи можно обнаружить в предшествую­щей философии, в частности у Ф.

Философская антропология
Философская антропология возникла в 20—30-е годы XX в. и связана с именами Макса Шелера, Гельмута Плеснера, Арнольда Гелена и др. Конкретную школу в современной западной философии не следует отожде

Экзистенциализм
Экзистенциализм сформировался в Европе в первой поло­вине XX в. Его источниками считаются философия С. Кьеркегора, основные идеи философии жизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализ

Герменевтика
Герменевтика в качестве философского направления воз­никла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаружива­ются в учениях разных философов, принадлежащих самым раз­ным направлениям: в философии в

Неопозитивизм и постпозитивизм
В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и Дж. Милля. Второй позитивизм, или эмпирио­критицизм возник на р

Постмодернизм
Постмодернизм в качестве философского течения сформи­ровался в последние десятилетия XX в. и представляет собой современный вариант релятивизма и скептицизма. Основными представителями постмодерниз

Вопрос о бытии как основноый вопрос философии
Первым вопросом, с которого начинается философия, яв­ляется вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило гречес­ких философов искать новые прочн

Бытие и субстанция
Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия «бытие». Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что

Понятие материи
Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения. Первым этапом является натурфилософское представление о материи

Проблема единства и многообразия мира
Проблема единства мира — одна из центральных в онтоло­гии и, несмотря на кажущуюся простоту, — сложнейшая. Суть ее можно сформулировать следующим образом: как и почему мир, будучи единым в основе,

Движение как способ существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив суще­ствование в нем движения. Быть — значит быть в движении, неподвижное бытие не может обнаружиться, поскольку не вступает во взаимодействие с други

Пространство и время как формы существования материи
Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении пространстве и времени. В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый — субъ­ек

Системная организация мира
Современное философское миропонимание предполагает упорядоченность и организованность мира, а проблема само­организации бытия является одной из центральных в совре­менной науке и философии. Бытие п

Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онто­логический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упо­рядоченность и обусловл

Понятие закона. Динамические и статистические закономерности
Непричинный характер взаимосвязи между явлениями и событиями не исключает закономерный, упорядоченный ха­рактер отношений детерминации. Именно это суждение выра­жает суть принципа закономерности. Ц

Особенности познания общественных явлений
  Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Некоторые ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание

Сознание как реальность
Сознание - самый сложный и тонкий предмет исследования. Оно с успехом разгадывает для нас загадки мира, оставаясь само при этом его главной загадкой. И все же загадочность (таинственность и необъяс

Сознание и отражение
Вся материя обладает свойством, родственным сознанию, свойством отражения. Отражение - предыстория сознания, его почва, основа, исток. В этой связи нельзя согласиться с концепциями гилозоизма и пан

Эволюционная лестница отражения
Отражение присутствует на всех структурных уровнях материи. В неживой природе можно выделить механические, физические и химические формы отражения. Переход к живой природе в рассматриваемом плане д

Специфика сознания
Специфику (высоту) сознания человека лучше всего оттеняет психика животных. У психики человека и психики животных много общего. У них, скажем, общая физиологическая основа - деятельность центрально

Творческий характер сознания
Надо сказать, что сам термин "отражение" не очень-то подходит для выражения творческого характера человеческого сознания. Он невольно ассоциируется с зеркальным, механическим, линейным ак

Сознание как переживание
Сознание представляет собой единство знания и его переживания. Знание - основной способ существования сознания. Характеристика конкретных форм знания - в следующей теме. Здесь же займемся переживан

Сознание и бессознательное
Сознание - ядро, сердцевина психики человека. Кроме сознания, в человеческой психике выделяется также бессознательное. Бессознательное - набор иррациональных импульсов (инстинктов, влечений), иначе

Идеальность сознания
Сознание по отношению к объективной реальности выступает как ее идеальный образ. В идеальности необходимо видеть сущностную определенность сознания человека. Идеальность означает, что сознание не с

Сознание и язык
Язык - материальная оболочка, непосредственная действительность мысли. "Язык, - писал в данной связи К.Маркс, - так же древен, как и сознание. Язык е с т ь практическое, существующее и для дру

Познавательное субъект-объектное взаимодействие
Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается. Иногда говорят, что познает дух, некое общечеловеческое Я. Или даже &q

Творческий характер познания
В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Более того, мера объективности (

Чувственное познание
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств, сторон, граней предмета или явления. В случ

Рациональное познание
Углубление познания, выделение объективного из той субъект-объектной слитности, которой отличается чувственный этап познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным

Абдуктивное рассуждение
Важной формой рационального познания является также абдукция1. Американский философ Ч.С. Пирс, известный разработчик, по сути автор этой формы рассуждения, определяет абдукцию как "

Спор между эмпиризмом и рационализмом
Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе (ответах) на этот вопрос мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными точками зрения: эмпиризмом и рационализмом.

Познание и наука
Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы его деятельности. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии

Существенные признаки научного знания
Обратимся теперь к отличительным признакам науки. Наука - это, прежде всего, какие-то идеи. Какие? Так или иначе систематизированные, приведенные в систему. Наука - антипод беспорядка и хаоса, не с

Наука и культурная среда
Наука, конечно, не только идеи или знания. Это и определенный социальный институт, состоящий из научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми.

Познание и истина
С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира (природы, общества, человека). Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины

О конкретности истины
Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда "приписана" к определенному месту и времени. У нее определенное предметное поле и столь же опре

Критериология истины
Теперь об удостоверении или критерии истины. Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на его стороне ис

Практический критерий истины
Вообще-то критериев у истины много. В ней помогают удостовериться законы логики, запрет на их нарушение должен строго и неукоснительно соблюдаться. Функцию критерия выполняют и ранее открытые науко

Особенности познания общественных явлений
Особенности выявляются всегда через противопоставление. Так и здесь: общественные явления нужно противопоставить природным, обществознание - естествознанию. Впервые это противопоставление было четк

Законы и события
По поводу противопоставления общего (повторяющегося) единичному (неповторимому, уникальному) необходимо заметить следующее. То, что в истории нет единообразия, что она, напротив, сплошное многообра

Специфика объекта социального познания
Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них - само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и н

О предсказании в социально - гуманитарной сфере
В отличие от естествознания, в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания. Их пресекает здесь то, что К. Поппер назвал Эдиповым эффектом: влиянием (положительным или отрицательны

Инструментально-количественное и материально-эксперимен-тальное
В обществознании, опять же в отличие от естествознания, не применяются, по существу, количественные методы. Они здесь мало эффективны. Вспоминается в связи с этим один анекдотический случай. Как-то

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
5. Смысл жизни - в чем он?   Все философские сюжеты как это убедительно показал еще Кант, покрываются и завершаются одним вопросом: что такое человек? Челове

Природа человека
Семантический горизонт и "метафизическое" отклонение Сразу же оговоримся, что речь у нас пойдет не о природном в человеке, а о природе в смысле сущности человека

Методологические уточнения
С учетом диалектики общего и единичного, общесоциологического и конкретно-исторического выступать следует не против природы человека ("человека вообще"), а против ненаучных и неубедительн

Понять и продолжить поиск
У тех, кто отрицает реальность человеческой природы, не видит "человека вообще" есть, впрочем, одно оправдание - тот факт, что большинство людей так и не поднимается до родовой своей сущн

Природно-родовое единство базовых потребностей человека
Определение природы человека как совокупности, или комплекса, его базовых потребностей позволяет предельно углубить ее проблемный анализ. Да и начинать приходится не на пустом месте - есть соответс

Система базовых потребностей человека
Исходной базовой потребностью человека, по Маслоу, является потребность в самой жизни (the basic need for life), т.е. совокупность физиологических и сексуальных потребностей - в пище, одежде, жилищ

Привлекательность концепции базовых потребностей
Чем привлекательна рассмотренная пятичленка? Прежде всего, своей системностью, а значит, четкостью и определенностью. Она, правда, не обладает полнотой, не является исчерпывающей. Достаточно сказат

Проспективное измерение человеческой природы
Легко заметить, что концепция человеческой природы по Маслоу выглядит слишком оптимистической. Состоит она, как оказывается, из одних положительных, конструктивных потребностей-качеств. Как объясни

Проспективное измерение человеческой природы
Базовые потребности человека, составляющие в единстве его природу, отличаются направленностью не столько в прошлое, на свой генезис, сколько в будущее. Направленность в будущее является здесь лишь

Справедливость как социально-нравственный ориентир человеческого бытия
"Разве есть для разумного человека что-нибудь более приятное, чем возможность почаще беседовать о таком (справедливость - П.Г.) предмете?" - риторически утверждал когда-то великий Платон.

Социально-историческое индуцирование справедливости
Справедливость предполагает особую - проспективную работу человеческого сознания. Она становится существенным в смысле по-настоящему работающим элементом исторического развития человека именно с мо

Справедливость и неравенство
У справедливости как социально-нравственного образования много сравнений и противопоставлений: равенство, благо, свобода, совесть, честь, достоинство и т. д. Чаще всего, однако, ее сопоставляют с р

Справедливость и равенство
Неоднозначностью, чтобы не сказать спорностью отличается и обратная логика - чрезмерное сближение, а то и отождествление справедливости и равенства. "Все люди по природе своей равны" - ид

Природное в структуре архетипа равенства
Итак, природа, природное в структуре архетипа равенства. Природное, а фактически природно-генетическое неравенство людей не нуждается в доказательстве - оно самоочевидно. Разнообразие, дифференциац

Социальное в структуре архетипа равенства
Перейдем теперь к социальному слою архетипа равенства, лежащего в основе справедливости. В отличие от природного слоя, дескриптивного, сущего в своей определенности, он прескриптивен, т. е. нормати

Равенство исходных социальных условий
Равенство исходных социальных условий - это, как и равенство в целом, лишь идеал, регулятивная идея, предполагаемая идеальная ситуация. Фактически мы постоянно сталкиваемся здесь с социальным нерав

Равенство возможностей
Равенство возможностей... Казалось бы, в этом плане должно господствовать полное равенство. Формально так оно и есть. Возможности действительно могут быть равными - как предложение, открывающийся г

Равенство результатов
Приступим к анализу третьего элемента архетипа равенства (его социального слоя), лежащего в основе справедливости, - к анализу равенства результатов. Равенство результатов как бы завершает весь ком

Гедонистический смысл жизни
Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - нас

Аскетический смысл жизни
Смысл жизни, если вести ее "по разуму", в соответствии с каким-то долгом, может приобретать различные формы. Аскетизм - одна из них. Он предписывает то или иное подавление чувственных вле

Смиренно-стоический смысл жизни
Смирение - еще одна форма смысла жизни как долга, долженствования. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому разумом закону или другой необходимости. Это

Категорически - императивный смысл жизни
Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом.

Религиозный смысл жизни
К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Она достаточно широкая - ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизн

Действенно-гуманистический смысл жизни
Данный смысл раскрывается через актуализацию и предметную реализацию внутреннего потенциала человека, деятельное выявление его целостной природы. Он придает ценность самовыражению или самоутвержден

Специфика философского подхода к изучению общества.
В структуре философского знания непосредственно с изучением общественной жизни (социума) связан особый раздел философии, получивший название «социальная философия». Если в центре внимания

Строение общества, его основные подсистемы (сферы).
Рассматривая общество как целостное системное образование, нельзя обойти вниманием вопросы о его строении. Как и любая система общество включает в себя качественно определенные компоненты, устойчив

Понятие культуры. Основные теоретические подходы к исследованию культуры
Слово «культура» латинского происхождения и вошло в европейские языки с тем значением, которое мы все сейчас знаем, в XVII – XVIII веках. В XVII веке немецкий юрист Самуэль Пуфендорф (1632–1

Общая характеристика содержания диалектики
В предыдущих главах показано, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устрой

Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и

Категории диалектики
Категории диалектики – это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объекто

Смысл диалектики
Выясняя смысл диалектики, мы стремимся довести ее осознание до такого уровня, на котором будет обнаружена изначальная идея, раскрывающая ее предназначение. Характеризуя содержание диалекти

Военная опасность
  Большинство современных проблем приняло глобальный характер, они стали повсеместными, являются взаимосвязанными и тревожащими всех людей, а возможности их решения связаны с общеплан

Военная опасность.
В XX в. человечество оказалось в беспрецедентной ситуации — реальной опасности самоуничтожения. Результатом противостояния двух сверхдержав СССР и США стала безумная гонка вооружений, в первую очер

Право, как государственный регулятор общественных отношений
1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего чёткого управле

Социальным нормам присущи следующие признаки.
1.Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъе

Экономические нормы
Эти нормы регулируют отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические закона нормы регулируют денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой

Политические нормы
Они регулируют отношения граждан и социальных групп с государственной властью, отношения между социальными группами, на­циями и народами. Политические нормы регулируют участие людей в государственн

Религиозные нормы
Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенн

Обычай и традиции
Правилами поведения особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с общественной пс

Корпоративные нормы
Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы, установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т. д.

Система нормативного регулирования и социальные нормы.
Система нормативного регулирования - совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Система нормативного регулирования делится на:

Соотношение права и морали.
Мораль и право имеют ряд общих, а точнее, сближающих их черт. Правовое регулирование почти не возможно без опоры на мораль. Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходят к морали (н

Признаки правового государства
1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги