Категория бытия в истории философии

Проблема бытия была сформулирована в античной фи­лософии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабиль­ность. Первоначала в античной натурфилософии представля­лись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конк­ретные огонь или воду. Первоначала носили умопостигаемый характер. Поскольку философский язык в то время был еще до­статочно беден, то для указания на природность, естествен­ность, натуральность основ бытия первые философы использо­вали привычные указания на стихии.

Помимо натуральности, вторым важным свойством перво­начал была их безличность. В философской интерпретации, Даже наивного натурфилософского характера, из мира исклю­чалась божественная воля; космос, по мысли греков, возникал не по воле богов, а в силу естественных законов взаимодействия безличных стихий. В учении о первоначалах античные филосо­фы стремились обнаружить и философским способом оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости, гарантировал бы стабильное существование человеку. Античный мудрец не чувствует никаких конфликтов с миром: мир логичен, необходим, разумен и умопостигаем.

После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами. Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь измен­чивость и множественность. Парменид сформулировал основ­ной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Для доказательства этого положения он поставил знак равенства между бытием и мыслью об этом бы­тии, и тем самым впервые сформулировал принцип тождества бытия и мышления. Первая формулировка этого принципа звучала так: «Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует». Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.

Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основы­ваясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. Невозможность непротиворечиво помыслить движение приве­ла элеатов к выводу об иллюзорности множественности и из­менчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокиды­вания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие. В их Вселенной небытию вообще нет места. Небытие немыслимо, следовательно — не существует, мир един и непротиворечив, а значит, соразмерен человеку.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с од­ной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологичес­кую систему. По его мнению, истинно сущим бытием являются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия — ма­терии. Между миром бытия и небытия балансирует мир чув­ственных вещей. Бытие чувственных вещей — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядо­чены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: исти­ну, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исклю­чает становления, однако связывает его только с миром чув­ственных вещей, бытие которых не подлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся прежде всего софисты и киники. философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к со­размерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без ог­лядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.

Средневековые философы адаптировали идеи Антично­сти к решению волновавших их теологических проблем. В сред­невековой философии истинным бытием является Бог. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творения­ми. Человек — образ и подобие Бога, поэтому несет в себе час­тичку истинного бытия. В средневековой философии подробно обсуждаются вопросы соотношения актуального и потенциаль­ного бытия, само различение которых является новым словом. В неявном виде идея бытия в действительности и бытия в воз­можности появилась у Аристотеля в его концепции четырех причин сущего. Однако именно в средневековой схоластике этот философский принцип получил дальнейшее развитие. Зре­лая схоластика предлагает сложные концепции бытия, состоя­щего из многочисленных уровней и форм: субстанциального и акцидентального, актуального и потенциального, необходимо­го и случайного, возможного и действительного.

В философии эпохи Возрождения бытие соотносится прежде всего с бытием материальной природы. В это время появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

В философии Нового времени бытие впервые отождествляется с субстанцией. Б. Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествил Бога, природу и субстанцию. Наиболее характерной для Нового времени, озабоченного гносеологическими проблемами, является онтология Р. Декарта. Р. Декарт утверждает существование двух субстанций: протяженной и мыслящей. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Однако, несмотря на тезис о равноправии субстанций, критерием бытия Р. Декарта называет именно мышление. «Мыслю, следовательно, существую» — провозглашает он, превращая бытие в субъектную форму, так как мыслит и существует в философии Р. Декарта субъект, человек, личность. Мысль, таким образом, становится единственным гарантом бытия, а бытие — точкой зрения человека.

В философии Просвещения бытие отождествляется с материей, которая в свою очередь принимает форму вещества. В это время сохраняется также представление о бытии как суб­станции, но все свойства субстанции приписываются веще­ственной материи. Вещество существует в трехмерном пустом пространстве и линейном однородном времени, подчинено за­конам механики. Понятно, что такое косное телесное бытие неизбежно встает в оппозицию человеку. Разрыв человеческой и природной сторон бытия является характерным признаком философской мысли XVII—XVIII вв. В это время размышля­ют преимущественно об объективном природном, телесном бытии, упуская из виду бытие человека.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается уже в рамках классической немецкой философии. И. Кант, бу­дучи убежденным рационалистом, вновь поднял вопрос о при­роде человека до уровня достойного внимания философии. Он же сформулировал проблему границ человеческого разума, ко­торый не может разрешить всех гносеологических и онтологи­ческих проблем. И. Кант ставит бытие в зависимость от позна­вательных способностей человека: субъект устанавливает законы мира, с помощью своих способностей упорядочивает хаос реальности. Бытие есть результат оформления чувствен­ного материала, предоставляемого опытом, благодаря априор­ным формам чувственности, рассудка и разума. По мнению И. Канта, вопросы о бытии самом по себе не имеют смысл, бытие следует рассматривать только по отношению к субъек­ту. Именно поэтому антропология, а не онтология является ведущей подсистемой философского знания.

Другой философ немецкой классики, Г. Гегель, считает бы­тие необходимым этапом развития мышления, субстанцией и первоосновой мира он называет абсолютную идею. Бытие — исходная точка движения духа. Следующим этапом яв­ляется небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления. Г. Гегель определяет бытие в духе апофатической теологии — негативно: неопределенное, бескачественное, неустойчивое и т.п.

Марксистская философия отождествила бытие с мате­рией, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, яв­ляется атрибутом материи, а с другой — противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской фило­софии — это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе.

В конце XIX — начале XX в. происходит радикальная трансформация классического представления о бытии. Теперь бытие отождествляется не с разумом или природой, а с беско­нечно изменчивой иррациональной жизнью. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни Ф. Ниц­ше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер. Постичь жизнь можно с помощью интуиции или инстинкта, но никак не с по­мощью разума.

Еще один всплеск интереса к онтологической проблематике в XX в. наблюдается в феноменологии Э. Гуссерля. По его мнению, философия должна заниматься прояснением структур интенциональных актов сознания и выявлять объективные свя­зи между идеальными смыслами. Подлинное бытие, достойное внимания философии, согласно Э. Гуссерлю, это и есть бытие объективно-идеальных смыслов, очищенных от всякого эмпи­рического или психологического содержания.

Логическим продолжением философии жизни стал в сере­дине XX в. экзистенциализм. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов — это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. По мнению экзистенциалистов, подлинностью обладает не любое, а только осознанное бытие.

Наиболее развернутая экзистенциальная концепция бытия предложена М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии. Немецкий философ стремился прояснить исходные интуиции античных философов. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, ассоциировав его с понятием сущего. Сущее — это бытие, понятое человеком, опредмеченное и познанное бытие. Однако бытие не нуждается, в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основа бытия должна быть найдена в языке, как пишет М. Хайдеггер, есть «дом бытия».

Философия постмодернизма, сформировавшаяся в последние десятилетия XX в., так же как античная релятивистская философия (софисты, киники, скептики), отрицает идею единого бытия. Согласно постмодернистской парадигме, в той мере, в какой идея абсолютного бытия была внедрена в сознание человека, у реального мира и жизни были отняты смысл и ценность, а у самого человека — свобода. В философии постмодернизма реальность выглядит как мнотоплоскостная вселенная умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе без дополнительных обоснований и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселен­ной становится интерпретатором и множителем смыслов, од­ним из которых является его собственная жизнь.

В целом современная философия отказывается от проблема­тики бытия без человека, вне человека, что, на первый взгляд напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия, на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.