Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:
• онтологической;
• гносеологической;
• аксиологическом;
• праксеологической;
• антропологической.
Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Акси-ология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве. Невозможно построить какую-либо концепцию действия — праксеологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысль на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем.
Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают прежде всего гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В современной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т.е. онтология и гносеология, отходят на задний план. В современной философии ясно очерчен праксеологический компонент философского знания, ставший, например, в американском прагматизме доминирующей сферой философского исследования.