Пространство и время как формы существования материи

Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении пространстве и времени.

В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый — субъ­ективистский, рассматривает пространство и время как внутрен­ние способности человека. Сторонники второго — объективист­ского подхода считают пространство и время объективными фор­мами бытия, не зависящими от сознания человека.

Наиболее ранней версией субъективистской концепции вре­мени были идеи философа V в. Аврелия Августина. Бла­женный Августин считал, что время — это человеческий спо­соб обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует.

Самой известной субъективистской концепцией простран­ства и времени является теория И. Канта. Пространство и время, по мысли немецкого философа, представляют собой априорные формы чувственности, с помощью которых проис­ходит первоначальное упорядочение хаоса чувственных впе­чатлений. Пространство — априорная форма внешнего чув­ства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время — априорная форма внутреннего чувства, осуществля­ющая систематизацию внутренних ощущений. Пространство и время есть формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от него не существуют.

В рамках объективистской парадигмы исторически первой была субстанциональная концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозначает пространство. Пространство в атомизме — это вместилище атомов, время — вместилище событий.

В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII в. и механика И. Ньютона Пространство в механике И. Ньютона есть пустое вместилище для вещества — материи. Оно однородно, неподвижно и трех­мерно. Время есть совокупность равномерных моментов, сле­дующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущнос­ти, не зависящие друг от друга, а также от характера протека­ющих в них материальных процессов.

Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира предлагаемую классической рационалистической философией. и соответствовала уровню развития науки XVII в. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые ха­рактеризуют пространство и время иначе, чем субстанцио­нальная концепция. Так, Г. Лейбниц считал, что пространство и время — это особые отношения между объектами и процес­сами и независимо от них не существуют. Пространство — по­рядок взаиморасположения тел, а время — порядок сменяю­щих друг друга событий. Несколько позже Г. Гегель указывал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов ме­няются и пространственно-временные характеристики. Первые же идеи о про­странстве, которые можно характеризовать как реляционные связаны с именем Аристотеля. Аристотель критиковал Демок­рита и отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых матери­альными объектами.

В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теории относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными; дли­на, временной интервал между явлениями, понятие одновре­менности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил А. Эйнштейн, «вместе с вещами исче­зает пространство и время».

Общая теория относительности, в свою очередь, распрост­ранила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов об­щей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоня­ются от предполагаемых геометрией Евклида. Например, было установлено, что процессы на Солнце протекают медлен­нее, чем на Земле из-за более высокого гравитационного по­тенциала на его поверхности. Наблюдалось также отклонение луча света вблизи поверхности Солнца, что свидетельствует об изменении свойств пространства. Иначе говоря, в зависи­мости от гравитационных масс время может замедляться или, напротив, ускоряться, пространство искривляется.

Выводы общей и специальной теории относительности и неевклидовой геометрии полностью дискредитировали поня­тия абсолютного пространства и абсолютного времени. Ока­залось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не являются оконча­тельными и единственно верными. Реляционная парадигма предполагает рассмотрение пространства и времени как сис­тем отношений между взаимодействующими объектами. Про­странство и время неразрывно связаны друг с другом, состав­ляют единый пространственно-временной континуум. Кроме того, их свойства напрямую зависят от характера протекаю­щих в них материальных процессов.

Современная философия различает специфические формы пространства и времени в зависимости от того, в связи с какой формой движения материи они существуют — физической, биологической или социальной.

Физическим пространству и времени приписываются опреде­ленные характеристики. Общими и для пространства, и для вре­мени являются свойства объективности и всеобщности. Про­странство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения воплощениям материи на любом уровне ее существования. Кроме того, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик. Так, пространству приписыва­ются свойства протяженности, изотропности, однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждо­го материального объекта определенного местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направ­лений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность доказывает, что положение любого объекта в пространстве может быть оп­ределено с помощью трех независимых величин.

Что касается многомерного пространства, то пока понятие многомерности существует только как математическое, а не физическое. Основания трехмерности пространства ищутся в структуре некоторых фундаментальных процессов, например, в строении электромагнитной волны и фундаментальных час­тиц. Однако не отрицается, что если из абстрактной гипотезы многомерного пространства удастся получить конкретные выводы, проверяемые в нашем воспринимаемом четырехмер­ном пространственно-временном континууме, то эти данные могут быть косвенным свидетельством существования много­мерного пространства.

Физическому времени приписываются свойства длительнос­ти, одномерности, необратимости и однородности. Длитель­ность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается един­ственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправлен­ность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необра­тимостью протекания некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, суще­ствует причинная концепция обоснования необратимости вре­мени, согласно которой если бы время было обратимо, что при­чинная связь оказалась бы невозможной.

Биологическое пространство-время — это пространство и время в живой природе. Биологическое пространство характе­ризуется асимметрией правого и левого. Единство симметрии и асимметрии в живой природе позволяет организмам лучше приспосабливаться к среде. Что касается биологического вре­мени, то его главной характеристикой является цикличность, ритмичность. Все живое существует, подчиняясь разного рода ритмам. Кроме этого, время живого неравномерно. Собствен­ное «внутреннее» время живых организмов характеризуется разным темпом, имеет индивидуальную меру, может убыст­ряться или, напротив, замедляться в зависимости от состояния живого организма, периода его жизни, взаимодействия с дру­гими фрагментами живого и т.п. С физической точки зрения совершенно одинаковые отрезки времени могут переживаться как более или менее длительные.

Биологическое время применительно к человеку называют психологическим. Психологическому времени также свойствен­на неравномерность. Оно то бежит, то замедляется в зависи­мости от состояния человека или происходящих вокруг него событий. Темп и плотность психологического времени напря­мую связаны с осознанием возраста и конечности человечес­кой жизни.

Социальное пространство-время не существует вне практи­ческой деятельности человека. Социальное пространство — это значимые для человека сферы бытия. Конечно, они нахо­дятся в трехмерном физическом пространстве, однако их спе­цифика заключается в том, что это освоенные человеком сферы, наделенные особым культурным смыслом. Социальное пространство — это пространство специфических смыслов, определяющих мировоззрение человека. Представления о со­циальном пространстве меняются в зависимости от эпохи и культуры. Например, для мифологического и религиозного со­знания характерно представление о сакральном и профанном пространствах. Для современного научного, философского и более или менее развитого обыденного сознания такого удвое­ния пространства не существует.

Социальное время также зависит от характера социальных процессов, которые качественно отличаются от физических Специфика социального времени тесно связана с особенностя­ми эпохи и культуры, по отношению к которым определяется категория времени. Одни и те же социальные процессы могут по-разному протекать в разные культурные эпохи. Например, социальные процессы, характерные для Средневековья (отно­шения личной зависимости, натуральный тип хозяйствования, разделение общества на сословия), в России наблюдались вплоть до середины XIX в., тогда как в Западной Европе Сред­невековье в основном завершилось к XVI в.

«Скорость» социального времени измеряется плотностью, насыщенностью событиями. Общей тенденцией развития че­ловеческого общества является ускорение и уплотнение социального времени. Так, время первобытных культур было очень медленным: изменения протекали веками и не могли наблю­даться отдельным человеком. Медленным было и время Сред­невековья. Для современной же цивилизации характерно не­виданное прежде ускорение всех социальных процессов. Изменения происходят настолько быстро, что их может на­блюдать отдельный человек на протяжении своей жизни. На­пример, тридцать лет назад не было такого явления, как Ин­тернет. За последние же пять лет Интернет стал настолько важной технической, коммуникационной и смысловой реаль­ностью, что без него немыслима не только деятельность узкой группы профессионалов, но и повседневная жизнь любого че­ловека.