Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онто­логический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упо­рядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

Термин «детерминизм» происходит от латинского слова— определять, отделять. Первоначальные пред­ставления о связи между явлениями возникли в силу особенно­стей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение нашло выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII—XVIII вв. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объек­тивный характер случайности. Так, например, один из сторонников этого типа детерминизма Б. Спиноза считал, что случайным мы называем явление только по причине недостат­ка наших знаний о нем. А другой ученый XVII в. П. Лаплас утверждал, что если бы мы были осведомлены обо всех явле­ниях, происходящих в данный момент в природе, то смогли бы логически вывести все события будущего. Следствием механи­стического детерминизма является фатализм — учение о все­общей предопределенности явлений и событий, которое фак­тически сливается с верой в божественное предопределение.

Проблема ограниченности механистического детерминиз­ма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможным описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако, позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоции­роваться с детерминизмом вообще.

Новые физические открытия и обращение философии XX к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма. Индетерминизм — онтологически принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мир есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в философии Нового времени наряду с детерминизмом Б. Спинозы существовала индетерминистическая концепция Д. Юма, сводяще­го причинность к понятию привычки человеческого ума связывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам че­ловеческой свободы, к изучению бессознательной психики, отказавшейся от отождествления личности только с ее разум­ной ипостасью, позиции индетерминизма усилились. Индетер­минизм стал крайней реакцией на понимание связи между яв­лениями только в механистическом и фаталистическом духе, философия жизни и философия воли, экзистенциализм и праг­матизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в культуре предлагается прин­цип индетерминизма.

Современное представление о детерминизме российские авторы П. Алексеев и А. Панин конкретизируют в следующих принципах:

· принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий;

· принцип причинности;

· принцип многообразия типов детерминации;

· принцип закономерности отношений обусловливания.

Первый принцип — взаимосвязи явлений — носит общий ха­рактер и фиксирует наличие связи между явлениями мира, их неизолированность друг от друга.

Принцип причинности — центральный; он устанавливает наличие между всеми явлениями и событиями мира отноше­ний причин и следствий. Однако отождествление причинности и детерминизма, характерное для классической философии, яв­ляется ошибочным, поскольку сводит представления о всеобщей связи между явлениями только к одному их типу. Сущ­ность принципа причинности заключается в утверждении существования таких связей между явлениями, при которых одно из явлений обусловливает возникновение и развитие другого, определяя его свойства. Иными словами, одно явление при определенных условиях с необходимостью порождает другое. Явление, которое порождает, называется причиной, порождаемое явление — следствием. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию начало.

Отношение порождения между причиной и следствием является ключевым в принципе причинности, именно оно позволяет отличить причинность от других типов взаимодействия Суть отношения порождения в следующем: причинно связанными могут быть только те явления, между которыми существует реальное физическое взаимодействие (не путать с механическим), т.е. происходит перенос вещества, энергии или информации.

Второй признак причинного отношения — временная асимметрия. Причина всегда предшествует следствию, между началом действия причины и появлением следствия существует временной разрыв. Процесс причинения необратим, его на­правление строго от причины к следствию. На этой особенно­сти строится обоснование необратимости времени.

Взаимодействие причины и следствия описывается также с помощью отношения обратной связи. Современный детерми­низм подчеркивает взаимопереходы между причиной и след­ствием: одно и то же явление может в одном контексте высту­пать как причина, а в другом — как следствие. Это, однако, не отменяет того факта, что причина всегда предшествует след­ствию в каждом конкретном процессе причинения.

Четвертый признак причинности — ее необходимость. В строго определенных внешних и внутренних условиях причи­на с необходимостью порождает следствие. В этом контексте важно различать причину и повод. Повод — внешнее событие или явление, поверхностные обстоятельства, способствующие проявлению причины. Повод — своего рода пусковой меха­низм процесса причинности.

Для того чтобы причина вызвала следствие, необходимы определенные условия. Условия — это явления, события и об­стоятельства, которые необходимы для наступления данного следствия, но сами его не порождают, т.е. не являются доста­точными. Можно сказать, что возможность появления след­ствия, заключенная в причине, становится действительностью с помощью определенных условий. От характера условий за­висит способ действия причины. При изменении условий и со­хранении исходной причины могут появиться совсем другие следствия. Кроме того, условия могут препятствовать началу действия причины, т.е. препятствовать возникновению следствия. Границы между причиной и условиями относительны, в некоторых случаях причина и условия меняются местами.

Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия: причинность и необходимость, упуская из виду слу­чайное. Современный детерминизм признает объективный ха­рактер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Необходимые события имеют своим фундаментом существенные свойства и отношения объектов и происходят всегда определенным обра­зом. Случайные события могут произойти или не произойти, проявление случайности зависит от целой совокупности несу­щественных условий. Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.

Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями не может быть сведено к отношениям причинности. При этом не отри­цается, что каждое явление имеет свою причину. Выделение других форм детерминации связано с пониманием того факта, что отношения порождения, характеризующие причинность, не являются единственными.

Непричинные отношения — это такие взаимосвязи между явлениями, при которых отсутствует отношение порождения. Основными непричинными типами детерминации являются следующие:

- функциональные связи, при которых явления и события сосуществуют во времени, связь между ними необходима, но отношения генетического порождения нет. Примером функци­ональной связи является отношение между массой и энергией, выражаемое известной формулой Е = тс2. Ни масса, ни энер­гия не порождают друг друга, но между ними установлена все­общая и закономерная связь;

- связь состояний, отношение, существующее между раз­ными состояниями одного и того же объекта, при таком типе связи также отсутствует отношение порождения, но существу­ет легко выявляемая закономерность;

-вероятностная детерминация, определяющая степень близости возможного, потенциального бытия, к действитель­ному — актуальному. Этот тип детерминации, в отличие от причинной, не является однозначным, в каждый момент вре­мени существуют несколько вариантов развития ситуации, и реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия;

-структурная детерминация, отношение между частью и целым в сложноорганизованных системах;

-целевая детерминация, особый тип детерминации в обществе и культуре, связанный с целеполагающей деятельнос­тью человека; обратное воздействие следствия на причину осуществляется так, что информация о достигнутом состоянии, (следствии) корректирует и регулирует дальнейшее изменения системы, т.е. становится причиной. Таким образом, цель деятельности является одной из причин этой деятельности.