Направления в онтологии.

Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений страдают одним общим недостатком: они носят эмпирический характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских системе в зависимости от выбора исходных позиций в интерпретации универсальных отношений в системе «человек — мир». Реконструкция может осуществляться исходя из «мира», понимаемого как материя или природа. Такие философские системы называются материалистическими. Если же в качестве исходное принимается второй полюс — «человек», сводимый к поняти­ям «сознание», «дух», то формируются идеалистические систе­мы. И материализм, и идеализм имеют фундаментальные фи­лософские обоснования и в равной степени представлены великими мыслителями прошлого и настоящего.

Термин «материализм» появился в XVII в., однако матери­алистические философские идеи существовали в философии с момента ее возникновения. Материализм признает первичным материальное начало, в этом типе философских систем рекон­струкция действительности осуществляется исходя из «мира», «природы», «материи». Признание первичности материи озна­чает, что она никем не сотворена, сознание выступает ее атри­бутом, а пространство, время и движение — формами суще­ствования.

Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский матери­ализм эпохи Возрождения, механистический материализм XVII—XVIII вв. и диалектический материализм, предлагаемый марксистской философией. Механистический и диалектичес­кий материализм различаются в ответах на вопросы о характе­ре движения и изменения в материальном мире и о природе ма­териальной субстанции. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противо­поставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.

Термин «идеализм» был предложен еще позже — в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, созна­ние, а реконструкцию действительности осуществляет исходя из «человека». Традиционно выделяют две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм призна­ет исходным началом абсолютный дух или идею, которая су­ществует вне и независимо от человека и определяет его ин­дивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма — философия Г. Гегеля. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю ин­дивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма является фи­лософия Дж. Беркли или Д. Юма. Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, например, объективный идеализм может существовать в фор­ме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (фи­лософия Г. Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия А. Шопен­гауэра).

Другим онтологическим принципом классификации фило­софских учений может быть принцип единства или множествен­ности бытия. В зависимости от того, одно, два или более начал рассматриваются в качестве исходных, формируются монизм, дуализм и плюрализм. В монизме в качестве исходного основа­ния реконструкции действительности выступает одно начало, в дуализме — два, в плюрализме — множество. При этом ис­ходное начало в монизме или начала в плюрализме могут по­ниматься и в материалистическом, и в идеалистическом духе.

Классическим примером дуализма является картезианство. Р. Декарт разделил бытие на две независящие друг от друга и совершенно равноправные субстанции: протяженную и мыс­лящую. Дуализм чрезвычайно неустойчив и всегда имеет тенденцию к материалистической или идеалистической форме монизма. Дуалистического мировоззрения часто придер­живаются ученые — представители естественных наук. Эта форма мировоззрения оказывается удобной в том случае, если необходимо совместить профессиональные, вполне материа­листические знания и религиозную веру.

Конфронтация монизма и плюрализма прошла через всю историю философии. Тем не менее, можно выделить общую тенденцию: в классической философии доминировал монизм, а в современной очевидно усиление плюрализма. Из множества философских школ XX в. только философия жизни (да и то с оговорками) и феноменология являются монистическими уче­ниями. Остальные развиваются как варианты плюрализма.

Вообще, сложность построения единой стройной типоло­гии — общее правило и для классической, и для современной философии. Индивидуальность мышления философов, изощ­ренность предлагаемых ими систем не позволяют однозначно отнести их к тому или иному типу.

Предложенная выше типология философских систем исхо­дила из особенностей онтологии той или иной философской системы. Очевидно, что классификацию философских учений можно формировать и на иных основаниях, например гносео­логических. В этом случае структура взаимосвязей между раз­личными системами окажется иной.