Творческий характер сознания

Надо сказать, что сам термин "отражение" не очень-то подходит для выражения творческого характера человеческого сознания. Он невольно ассоциируется с зеркальным, механическим, линейным актом. Впрочем, не совсем "зеркально" даже зеркальное отражение. Правая рука там оказывается левой, а левая - правой. Что уж говорить о сознании. Но есть термин и есть понятие. "Зеркально-механические " ассоциации термина "отражение" не должны заслонять от нас его более глубокое понятийное содержание - во всяком случае применительно к сознанию. Отражение, если быть точным, - лишь исходный или начальный момент сознания. В остальном оно моделирует, преобразует, пересоздает - словом, творит мир.
"Субъективный образ объективного мира" - эта формула достаточно точно передает творческий характер человеческого сознания. Поясним сказанное на конкретном примере. Вот роза - обладает ли она запахом? Я говорю не о рыночной розе, у нее вообще может не быть запаха. Нет, нормальная, здоровая роза - она благоухает сама по себе? Проследим всю цепочку, что и как здесь происходит. Что делает роза? Правильно, она распространяет вокруг себя определенные молекулы (они пахнут?). Молекулы попадают в наш орган обоняния (он, что ли, пахнет?) и поглощаются рецепторами обоняния. Далее это "поглощение" направляется в соответствующий участок мозга (он пахнет?). В конце рассматриваемой цепочки действительно возникает великолепный запах. Но не будь человека и его обоняния, разве случилось бы такое? Здесь, заметим, нет никакого произвола - желанием или усилием воли мы не можем превратить розу, скажем, в фиалку. Запаху розы непременно предшествует некий "объектный набор", некая объективная возможность запаха розы. Но действительностью эта возможность становится только через нас, благодаря работе наших органов чувств. Аналогично обстоит дело и с другими "субъективными образами" мира. В природе самой по себе нет, скажем, солености, сладости и т. п. качеств.