Познавательное субъект-объектное взаимодействие

Познание есть процесс активного взаимодействия субъекта, т.е. того, кто познает, с объектом, т.е. тем, что познается.

Иногда говорят, что познает дух, некое общечеловеческое Я. Или даже "безличностный логический сгусток интеллектуальной активности". Это, конечно, не так. Познает всегда и фактически конкретный живой человек. И не как "гносеологический субъект", а как целостный индивид - в единстве всех своих сущностных сил: разума, чувственности, действия, речи.
Человек - существо общественное. Эту свою определенность он сохраняет и как субъект познания. Способность к познанию не наследуется - ни в виде готовых когнитивных механизмов, ни в форме неких врожденных идей. Она приобретается, вырабатывается в контексте приобщения к культуре (категориальному строю) общества, его интеллектуальным нормам, ценностям, идеалам, в процессе образования и воспитания. На пути освоения средств и методов познания, уже наличествующих в обществе, формирования соответствующих навыков и умений. А это значит, что реальным (читай: в конечном счете, в сущности или по сути) субъектом познания выступает общество. Его более конкретные и вполне законные представители - научное сообщество, исследовательский коллектив.

Объект познания - тот или иной фрагмент мира (реальности, действительности), вовлеченный в практико-познавательную деятельность человека и преобразованный по ее законам. Именно это вовлечение-преобразование и превращает девственный фрагмент мира в полноценный объект познания. Тождества здесь не бывает. Объект всегда неполон, частичен. На месте его связи с целым сияет глубокая рана отсечения, выхватывания, локализации. Рану эту интуитивно чувствуют все ученые. Чувствуют и стараются залечить выявлением, а фактически - восстановлением невольно порванных связей познаваемой части с непознанным целым. В результате растет знание, картина изучаемого становится все более полной и цельной. Убедительным подтверждением сказанного является история познания атома. Вначале он был далее не анализируемой абстракцией в виде некоего первокирпичика мира. Но по мере своего все более тщательного вписывания в контекст целого он становился и все более сложным. Теперь он состоит из множества элементарных частиц.

Вообще же надо сказать, что объектом познания может быть все что угодно, в том числе и человек как субъект познания. В объект превращается все, на что направляется познавательное внимание человека.