Творческий характер познания

В познании человек не просто запечатлевает, фиксирует, пассивно регистрирует идущие извне впечатления - он активно участвует в выстраивании образа действительности. Более того, мера объективности (истинности) познания находится в прямой зависимости от активности познающего субъекта. Вполне в соответствии с латинской этимологией (subjectum - лежащий в основании) субъект утверждает себя в качестве первоисточника познавательной деятельности. А объект (objectum - лежащий против или перед чем-либо) всегда то, что стоит (в экспериментальных науках - навытяжку) перед субъектом.

Разум человека отнюдь не "зеркало природы". Но верно и обратное: природа тоже не зеркало разума. Нельзя согласится в данной связи с Л. Колаковским, писавшим, что "во всей Вселенной человек не сможет найти такой глубокий колодец, чтобы, наклонившись над ним, он не увидел на дне своего собственного лица". У Колаковского получается, что люди познают лишь свои деятельностью артикулированные потребности, интересы, устремления и ценности. Познавательный процесс, если только он претендует на статус научного, не может не разворачиваться по логике самого объекта, по сущностным линиям его естественного "монтажа".

Знание - результат совместной "работы" субъекта и объекта. Объект определяет в основном содержание, а субъект - форму знания.

Творческий характер познания прекрасно иллюстрируется "утко-кроликом" Виттгенштейна. Объект (графическое изображение) остается здесь неизменным, но видим мы действительно то утку, то кролика. В зависимости, что очевидно, не от того, что воспринимается, а от того, кто воспринимает (от его психологической предметно-смысловой установки).

Резюмируя, можно сказать, что мир, как он существует сам по себе, и мир, как мы его знаем (воспринимаем, понимаем), суть разные, в смысле не во всем совпадающие миры. Но здесь нет произвола - все дело в неизбежном познавательном творчестве человека.