Абдуктивное рассуждение

Важной формой рационального познания является также абдукция1. Американский философ Ч.С. Пирс, известный разработчик, по сути автор этой формы рассуждения, определяет абдукцию как "аргуметирование (reasoning), направленное на лучшее объяснение". Подобно индукции абдукция не гарантирует истинности вывода. Но в отличие от индукции, которая дает просто вероятностное описание таких-то и таких-то фактов, абдукция претендует на объяснение (почему они именно такие) этих фактов. Лучшее объяснение луж на асфальте во дворе - недавно прошедший дождь. Хотя не исключено, что поработала поливочная машина. Лучшее объяснение повышенной температуры и затруднений при глотании - ангина (воспаление глоточных миндалин). Лучшее объяснение нашей катастройки кроется в особенностях русского (российского) менталитета. Хотя возможны и другие объяснения.
Лучшее объяснение возникает как результат выбора из множества объяснительных гипотез. Абдукцию поэтому определяют еще и как "познавательную процедуру принятия гипотез".

Какое объяснение следует считать лучшим? Никто с определенностью ответить не может. Но общая ориентация у нас все-таки есть. Мы знаем, что лучшее объяснение должно выделяться такими чертами, как предсказуемость (будущих событий), когерентность (хорошо согласуется с уже известными нам истинами), простота (стройнее своих конкурентов, не требует вспомогательных гипотез), эвристичность или продуктивность (ведет к новым прозрениям и открытиям). Иногда лучшее объяснение надо просто угадать, интуитивно почувствовать.

Вводя "лучшее" (из возможных объяснений) абдукция разрушает дихотомию истины-лжи и вводит многозначную логику. Вместе с индукцией и аналогией абдукция относится к типу правдоподобных рассуждений. В другом, более широком познавательном контексте ее место определяется так: дедукция доказывает, что нечто должно быть, индукция показывает, что нечто действительно есть, а абдукция полагает, что нечто может быть.
Абдуктивны по сути все наши философские рассуждения - об устройстве мироздания, о Боге, об универсальной причинности, об императивности моральных принципов и т.д.