Вопрос познаваемости мира.

Классификацию можно построить в зависимости от харак­тера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агности­цизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гносеологический оптимизм.

Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что по­знание реальности невозможно. Утверждение, что «адекватное познание невозможно», как ми­нимум следует рассматривать в качестве позитивного итога познания. Позиция крайнего агностицизма встречается в ми­ровоззренческих доктринах мистического толка, не предпола­гающих вопроса о познании и медитирующих скорее над про­блемой переживания трансцендентного, сверхъестественного, непостижимого и т.п.

Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В фило­софских системах этого типа утверждается, что познание ре­альности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. К линии умеренного агностицизма принад­лежат античные софисты, киники, скептики, неоплатоники, Д. Юм, И. Кант, в современной философии — критические ре­алисты, неопозитивисты, экзистенциалисты, постмодернисты. Умеренный агностицизм имеет под собой рациональную осно­ву и его трудно последовательно критиковать. Трудность зак­лючается в том, что у философии до сих пор нет инструмента сравнения содержания сознания — знания и объективной ре­альности, по поводу которой это знание существует. Сознание и природа остаются разными реальностями и окончательно от­ветить на вопрос, насколько точно сознание отражает реаль­ность, нельзя. Однако в том, что познавательные конструкции человеческого ума не являются фантасмагорическим бредом, убеждает успешная деятельность человека вне сферы познания и тот факт, что человеческий вид, несмотря на свою биологи­ческую слабость, до сих пор не исчез с лица земли.

Позиция гносеологического оптимизма предполагает сле­дующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просве­щения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.

Как видно, линии разделения философских учений на идеа­лизм и материализм, монизм и плюрализм, а также на агности­цизм и гносеологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г. Ге­гель), идеалистом и агностиком (И. Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм, механистический материализм), материалистом и агностиком (Дж. Локк) и т.д.

Философские концепции можно классифицировать также с точки зрения выделения ведущей познавательной способнос­ти. В этом случае весь спектр философских теорий можно раз­делить на рационализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле сло­ва и сенсуализм.

Иррационалисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины. Примером философского иррационализ­ма являются иррационалистический волюнтаризм А. Шопен­гауэра, философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Берг­сона. Ф. Ницше, в частности, писал, что разум — препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размыш­ления, рефлексия тормозят человеческие действия. Истину же ф. Ницше в иррационалистическом духе трактовал как полез­ное для жизни заблуждение.

В противоположность иррационалистам, сторонники раци­оналистического взгляда на природу человеческого познания считают, что ведущей познавательной способностью и глав­ным источником знаний является разум, интеллект. Суть фи­лософского рационализма одной фразой выразил Г. Лейбниц: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кро­ме самого разума». Рационалисты считают, что опыт не мо­жет дать истинного знания и стать основой общенаучного ме­тода. Опытные данные сомнительны. Идеи же, содержащиеся в уме человека, напротив, ясны и очевидны. Задача познания заключается в том, чтобы выявить уже заложенные в разуме знания. Философский рационализм достиг пика своего разви­тия в философии XVII—XVIII вв. Его представителями явля­ются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Сенсуализм (эмпиризм) называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний — опыт. Дж. Локк, в полемике с которым Г. Лейбниц предложил «фор­мулу» рационализма, в свою очередь писал: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». По мнению сенсу­алистов, ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт.

Сенсуализм существует в материалистической и идеалистической формах. Материалистический сенсуализм считает источником познания внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности (Ф.Бэкон, Дж. Локк). Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е. к ощущениям.