Спор между эмпиризмом и рационализмом

Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало? В ответе (ответах) на этот вопрос мы сталкиваемся с двумя прямо противоположными точками зрения: эмпиризмом и рационализмом. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах. Разум полностью ограничен материалом, поставляемым чувствами. Он в действительности занят разъединением, перестановкой, сочетанием - словом, упорядочиванием первичных данных опыта. Таков его удел. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного только ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики, методы и процедуры, разработанные самим разумом. Образцом подлинного, всеобщего и необходимого, знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов интеллекта, его формотворчества, его конструктивизма.

Очевидно, вопрос надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального начал познания, а их внутреннее единство. Невозможно выделить совершенно чувственное и абсолютно рациональное знание. Эмпирический факт всегда теоретически нагружен. Теория тоже, как Антей, вынуждена прикасаться к "матери-земле" фактов. Резонно вести речь об акцентах, о превалировании того или иного начала. В биологии, например, преобладают чувственный опыт, наблюдение, эксперимент, а в логике и математике - идеально-теоретическое моделирование, рациональные обобщения и расчеты.

Одной из конкретных форм единства чувственного и рационального выступает воображение. Оно подводит чувственное (и хаотическое) разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести дворовую жучку под понятие собака. Глядя на нее, мы говорим: собака, но видим-то одну-единственную, эту вот жучку - даже не экземпляр собаки. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения - обнаружения, придания облика невидимому. Конечно, воображение выполняет не только эту связующую функцию. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Без воображения не обходится создание гипотез, прогнозов, моделей, вообще новых идей.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, наития) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.
В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте своих жизненных проявлений и сил.