Познание и истина

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира (природы, общества, человека). Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина одна, едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная (объектная) истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Сказанное не следует понимать так, что истина возможна и существует вне субъекта. В самой по себе действительности истин нет. Истиной характеризуется лишь наше знание о действительности. Поэтому истина и субъективна (не путать с субъективизмом). Вот, скажем, стол. Он не истинен и не ложен - просто стоит, мозолит глаза, существует. Истинным или ложным может быть только наш образ, наше восприятие стола (не как у дальтоника или, наоборот, человека близорукого). Правда, мы употребляем еще такие выражения, как "истинная политика", "истинный человек". Но ясно, что в подобных случаях истина используется в своей вторичной, оценочной функции, и мы определенно знаем, что такое истина политики и человек как истина.