Абсолютная и относительная истины

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина представляет собой только регулятивную идею, т. е. некий идеал, который направляет и зовет, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и реально удостовериться в котором невозможно. В действительном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят "вечные" или "окончательные" истины, истины факта. Например, Маркс родился 5 мая 1818 г. Хотя и здесь есть относительный момент - само летосчисление. В исламском летосчислении дата (цифры), понятно, будет другой. Подобные истины, заметим, не играют существенной роли в науке. В содержательном плане они очень тощие и плоские. В самом деле, утверждение, что большевистская революция в России произошла в октябре 1917 г., мало о чем говорит. Истина здесь - в ответе на вопрос, что действительно произошло с нами в 1917 г., почему события развивались по такому кровавому сценарию. На этот вопрос нет определенного ответа и у современных исследователей.

Наиболее корректным можно считать определение абсолютной истины как совокупности моментов завершенного, непреходящего, "полного" знания в составе истин относительных. Возьмем в качестве примера атом. Древние считали, что он неделим (гр. atomos - неделимый). В начале ХХ в. он "состоял" из электронов. В наше время он "состоит" уже из множества элементарных частиц, число которых постоянно увеличивается. Все эти образы атома - знание относительное. Но сам факт, что атом - это реальность, что он существует, относительно устойчив, сам этот факт является знаком, элементом абсолютного знания.

Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.
Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.

Хотелось бы предостеречь в данной связи против одной весьма распространенной ошибки. Не следует думать, как некоторые, что все в прямом смысле относительно: у каждого своя истина, все всегда и по-своему правы и т. п. Представьте себе следующую ситуацию. Преподаватель, вышагивающий вдоль доски во время лекции, спрашивает: "По какую сторону от меня находится эта доска?" Ответ не может быть однозначным. Если преподаватель идет в одну сторону, то доска находится слева от него, если в другую, - то справа. Относительно? Да. Но не вообще, а применительно (относительно) к конкретному направлению или вектору движения (системе отсчета). Следовательно, относительность, на которой настаивает наука, объективна, а не произвольна ("куда хочу, туда и ворочу").