Методологические уточнения

С учетом диалектики общего и единичного, общесоциологического и конкретно-исторического выступать следует не против природы человека ("человека вообще"), а против ненаучных и неубедительных ее истолкований. А таких истолкований действительно очень много.

Вот только некоторые из них:

· врожденные биологические свойства человека;

· биопсихическая конституция, общая всем людям;

· универсальные характеристики ("схемы") человеческого поведения, остающиеся неизменными для всех времен и народов;

· специфические законы, обеспечивающие устойчивость жизненных сил и устремлений человека;

· симбиоз физических или физиологических характеристик человека и общих требований общественной жизни.

Эти и подобные им истолкования являются по меньшей мере спорными (линейно-механическими) и не могут не настраивать на негативное отношение к самому понятию "природа человека".

Природа человека не является каким-то абсолютом, чем-то совершенно неизменным, неисторичным. Хотя и следует заметить, что постоянно развивающийся феномен, а человек, безусловно, относится к таковым, исключает только статику, но не постоянство, устойчивость, стабильность. Человек - существо трансцендирующее, то есть постоянно выходящее за наличные, конкретным временем и местом определяемые границы своего существования. Вместе с тем человек, сколько бы он ни изменялся (индивидуально и социально-исторически), не перестает быть человеком. Он может и меняется лишь в пределах своего человеческого качества, и выходит за него, пожалуй, в одном случае - перестав быть человеком, самим собой.

Постоянство сущностно-человеческого в человеке обеспечивается не его изначальной положенностью или жесткой содержательной заданностью, а индивидуальными жизненно-значимыми усилиями людей, их постоянно возобновляемой деятельностью. Прекратись случайно эта деятельность - и "рассыпется", прекратит свое существование человек, его природа. Человеческая природа, таким образом, не врождена, - наоборот, она живет постоянным рождением в поступках, делах, труде - словом, в многообразных формах взаимодействия, или общественно-исторической активности, людей. Иначе говоря, природа человека процессуальна, текуча и изменчива, но в каждый данный момент образует достаточно устойчивую целостность.

В понятии человеческой природы нет ничего необычного. Не только человек, но и любой другой предмет мира имеет свой род (класс предметов) и определяется им в своем существовании. Не будет поэтому большим отступлением от истины сказать, что в природу человека входят общие для всех человеческих обществ черты, отличающие эти общества, человечество в целом от сообществ зверей, птиц, насекомых.

Разумеется, человек - предмет особый. И природа, родовая сущность его весьма специфична. Уроки экзистенциализма в этом плане игнорировать нельзя. В случае человека существование действительно предшествует сущности. Но только если под существованием понимать интеракцию, деятельность, а под сущностью - природу человека в ее актуальном и "полном" бытии. До существования-деятельности сущность, то бишь человеческая природа, обладает потенциальным, диспозиционным бытием.

Здесь можно рассуждать по аналогии с задатками и способностями человека. Индивид приходит в мир с некоторыми человеческими задатками или предрасположенностями. Откуда взялись эти задатки? В общем плане можно, видимо, ответить так. Это своеобразный сущностной осадок естественно-исторического генезиса человека, те универсальные структуры, функциональные и иные формирования, в которых закреплялось становление и упрочение человеческого общества, родового (homo sapiens) единства людей. История как бы ушла здесь в основание. От социальной среды, жизненной практики, далее, зависит, разовьются ли эти задатки в способности или так и останутся втуне, атрофируются, зачахнут за невостребованностью, неподкрепленностью. Деятельность (взаимодействие, коммуникация) переводит природу человека из потенциального (возможность) в актуальное (действительность) состояние. Вообще же человеческая деятельность и человеческая природа представляют собой единое целое. Истина в их взаимоопределяемости. Природа (человека) деятельностна, а деятельность "природна" (человечна).