Понять и продолжить поиск

У тех, кто отрицает реальность человеческой природы, не видит "человека вообще" есть, впрочем, одно оправдание - тот факт, что большинство людей так и не поднимается до родовой своей сущности, до человека как родового существа, оставаясь в "видовых" своих рамках - групповых, кланово-общинных, классовых, расовых, национальных, конфессиональных, - не предпринимая даже попытки преступить, выйти за них. Рамки эти, надо заметить, исторически оправданы и для массы людей единственно возможны в силу недостаточно высокого уровня развития экономических, социальных и духовных сил человеческого общества.

К бытию по меркам рода, к человеку как родовому существу идет, стремится не только отдельный индивид, но и история в целом. В этом следует видеть общую тенденцию, общую направленность прогресса личности и общества. Природа человека - это его родовой (род Homo), а не видовой масштаб существования. Человек есть мера присвоения индивидом родовой сущности в рамках данных, конкретно-исторических условий его бытия.

Сказанное не отменяет того, что конкретный анализ конкретного человека требует комплексного осмысления всех его родовых (общее), видовых (особенное: социально-групповое, национальное и т.д.) и индивидуально-психологических (единичное) характеристик. Родовые черты человека выходят на передний план, становятся доминирующими лишь в достаточно широкой исторической перспективе его бытия. Но человек на то и человек, чтобы видеть эту перспективу, помнить свое прошлое и рассчитывать на будущее. Человеческая природа проявляет или раскрывает себя через массу прошедших, нынешнее и будущие поколения людей. В этом смысле она не субстанциальна, а реляционна, т. е. существует всегда лишь через конкретные социально-исторические отношения между людьми, в ткани, контексте этих отношений.

Поскольку деятельность является способом бытия и человека и общества, то именно с ней нужно связывать содержательную интерпретацию человеческой природы. Сами общественные отношения представляют собой не что иное, как формы, или внутренние структуры, человеческой деятельности. Сущностные черты человеческой деятельности являются реальными формами бытия человеческой природы ("человека вообще"), абстрактно-возможными до и вне этого процесса.

Обрисовав деятельностную, общественно-интеракционистскую перспективу анализа природы человека, мы можем перейти сейчас к ее подробной содержательной интерпретации. Подходов здесь может быть много. Мы остановимся на одном, на наш взгляд, наиболее плодотворном - на трактовке природы человека как совокупности его базовых потребностей.