Проспективное измерение человеческой природы

Легко заметить, что концепция человеческой природы по Маслоу выглядит слишком оптимистической. Состоит она, как оказывается, из одних положительных, конструктивных потребностей-качеств. Как объяснить с ее помощью зло, преступления и заблуждения нашей жизни? Как быть, например, с жестокостью, агрессивностью, экстремизмом, терроризмом, с другими формами так называемого девиантного поведения - коренятся они в природе человека или нет?

Интересно одно суждение Ф. Энгельса на этот счет: "... Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большей или меньшей степени, речь может идти только о различной степени животности или человечности". Известна также его критика немецкого филистера, который нудно "тянет свою любимую песню: что же такое человек? Он - полузверь и полуангел".

Маслоу не отрицает: да, зло играло и продолжает играть существенную роль в жизни человека, в истории общества. Но он отказывается принимать его в качестве природно-базовой характеристики человека. Считая природу человека в целом конструктивно доброй, американский психолог склонен рассматривать садизм, жестокость, злобу и т.п. не как нечто внутренне присущее человеку, а скорее как защитную реакцию на подавление его подлинных потребностей, чувств, эмоций. Дурные поступки в сущности своей реактивны, а не инстинктивны - таково глубокое убеждение ученого.

Насчет зла с Маслоу, можно, конечно, и не согласиться. После Фрейда оспаривать инстинкт агрессии в структуре человеческого бессознательного трудно, если вообще возможно. Но в чем-то прав здесь и Маслоу. В чем же? Да в том, что зло идет не только изнутри, но и извне. В какой-то части зло можно квалифицировать как обобщенную форму интериоризации (перевода во внутренний план личности) определенных просчетов и недостатков социализации человека, напряжений и антагонизмов его общественного бытия. Вторичность же ("реактивность") этой структуры в рамках человеческой природы указывает на небеспочвенность вековечной мечты людей о справедливом и свободном устройстве общественной жизни. Отсюда задача - создать благоприятные социальные условия для выявления и закрепления подлинно человеческих начал в человеке.
Добро и зло в связи с природой человека можно развести и по-другому. Для этого нужно ввести разграничение дескриптивной (описательной, констатирующей) и прескриптивной (нормативной, должной) концепций или моделей человеческой природы. В дескриптивную модель природы человека необходимо входят все его и положительные и отрицательные характеристики-потребности. Когда же мы обращаемся к нормативной модели человеческой природы, то невольно, самой логикой ее идеально-ценностного предназначения начинаем отделять семена от плевел, положительное от отрицательного, высокое от низкого. В результате такой процедуры (она вполне законна, поскольку сводится к выбору, а не к надуманному конструированию) природа человека оказывается воодушевляюще светлой. Но ведь только таким и может быть то, что претендует на какой-то образец, общественно-значимый ориентир поведения.