рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Схоластика (У-ХУ вв.)

Схоластика (У-ХУ вв.) - раздел Философия, Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии Основным Философским Течением Эпохи Господства Христианской Идеологии Была Сх...

Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, пла­тоников римской эпохи. Главное произведение Боэция, трактат «Уте­шение философией», является итогом его философских и логических изысканий.

Схоластика (от греч— школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая хри­стианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной зада­чей схоластики было обоснование, защита и систематизация религи­озных догматов логическим путем. Догма (с греч. йо^та — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее со­мнению и критике. Схоластика создала систему логических аргумен­тов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.

Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. В этом схоластика про­тивостояла мистике (с греч. тузика — таинство) — учению о возмож­ности познания Бога исключительно путем сверхъестественного со­зерцания — путем откровений, озарений и других иррациональных средств. На протяжении девяти веков схоластика господствовала в об­щественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существен­но затормозила развитие естественных, опытных наук.

Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета яв­ляется Фома Аквинский(1225-1274), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он сис­тематизировал теологическое учение, создав философскую концеп­цию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит названние неотомизма.Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма про­тив язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». 5 учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, телигией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука :гтособна логическим путем доказать истинность откровений. В этомзаключается цель существования науки. Схоластика допускала су­ществование только теоретических наук. Опытное, чувственное (ес­тественно-научное) познание она считала греховным.

По Фоме Аквинскому, только теология есть знание об общих при­чинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каж­дому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основ­ной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед : азумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Фома Аквин-:кий обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина :лна — это Бог.

Фома Аквинский выводит пять положений космологического до­казательства бытия Бога1.

Он выводит доказательства не из понятия о Боге, а из того, что каждое явление имеет свою причину. Следуя от одной причины к другой, Оома приходит к мысли о необходимости существования Бога как верховной причины всех реальных явлений и процессов. Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучечения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».

3 XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии чежду номинализмоми реализмомкак ученая дискуссия. Крупней­шей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называе­мый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. ипюегзак — об-шее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универ­салиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»?

Реализм(от лат. геаНз — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих поня­тий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) — как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порож­дают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Пла­тона о «мире идей» и «мире вещей».

Номинализм(от лат. потеп — имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования призна­ков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или уме­ренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме по­знающего субъекта.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии

Тема Истоки философии философия в структуре мировоззрения Предмет философии... Учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Схоластика (У-ХУ вв.)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин

Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р

Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим 2. формировал коллективные представления того или иного народа 3. обеспечивал духовную связь поколений 4. закреплял принятую в о

Соотношение философии и мифа
философия миф Разум в философии – предмет размышления и анализа Разум в качестве особого объекта не выделяется

Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»

Соотношение философии и религии.
философия религия Обе – общественно – исторические формы мировоззрения   Обе - решают сходные задачи ми

Философское миропонимание
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». 1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и

ФИЛОСОФИЮ - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
типы мировоззрения: 1) мифологическое; 2)религиозное; } основные 3) философское; 4) научное.

Функции философии
  1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты: -

Методы философских исследований
  основные груп­пы метолов: частнонаучные 1. об общенаучные 2.   всеобщие (философские) - применимы

Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) ме­тод — принятие ряда утверждений в качес

Этапы исторического развития философии.
  1. Индийская философия, китайская философия, античная фило­софия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к

Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? 2. Объясните, каким образом данное высказывание

Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления. 2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская). 3. Диалектика и атомизм Ле

Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993. 2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976. 6. История философ

Пифагор
(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями. - учение о

Парменид
(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими сограждана­ми одним из мудрых политических руководителей г.Элей). -

Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения». - «О природ

Анаксагор
(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множе­ство. - элементы — это семена. Элементов с

Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории. 1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини

Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по не­которым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист. - сочинение — «Великий мирострой» -

Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик В V в. до н.э. на смену политической власти ста­ринной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но

Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.) Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию

Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик» - государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В иде­аль

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима - материя не может воз­никнуть из ничего - материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве - но сама по себе

Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии - при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего:

Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения - душа — энтелехия тела (т.е. не может с

Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служ

Об обществе и государстве
- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства) -

Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, иссле­дующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи

Эпикур и эпикурейцы
Эпи­кур (341—270 до н.э.) Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.) Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом

Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. 1) ранние стоики

Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные? 2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: со­стояние нирваны и актив

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин

Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознамено­вано союзом фи

Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчер­пывающим знанием о мире и человеке. 2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писа­ния, была д

Апологетика и патристика (III—V вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о

Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе — возрож­дение), получила свое название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в евродейских странах — ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой фи­лософской о

Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв

Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени. 2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований. 3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.

Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин В

Вопрос Характерные черты философии Нового времени.
  - Новое время (XVI – XVII вв.) - начало буржуазных революций и пери­од становления буржуазных отношений в европейских странах   1)

Вопрос Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
- английский философ (1588—1679). Получил об­разование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно

Вопрос Философская антропология Б.Паскаля.
Блез Паскаль (1623—1662) —французский мате­матик, физик, философ и писатель. - «Мысли» 1668 «Провинциалы…» 1656 (более 60 изданий)

Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) - отвергал представле­ние о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы су­ществует сама по себе и проявляется сама через себя.

Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру

Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.
  Английский философ Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстан­ции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вмест

Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к

Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в

Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2. Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г

Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа — существование) — филосо­фия существования. Основателем его считается С. Кье

Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б

Этапы развития русской философии.
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Русская философия возникла в К

Характерные черты русской философии.
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (це­лостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств

Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называ­ют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе

Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Так­же он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь

Русская философия Х1Х-ХХ вв.
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежут­ке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмыслив

Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Пер­вые ратовали за самобытный путь развития Росс

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классиче­ская философия отличается от неклассической? 2. Как понимают различия между вещью

Основы философского понимания мира
Вы будете изучать: ♦ философское учение о мире; ♦ философское осмысление природы; ♦ теорию познания.

Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег

Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе

РАЦИОНАЛИЗМ — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посред­ством разума, который выступает его источником и критерием истин­ности. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, призна

Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В антич­ной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч

МЕТАФИЗИКА — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Термин «метафизика»имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недо■■-■ лные для опытного познания принципы быти

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Что такое диалектика? Что такое метафизика? 2. Почему противоречие является философской проблемой? 3. Какое место в истории филосо

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира? 2. Почему в рамках философской картины мира существуют раз­личные модели мира?

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энцик­лопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «мате­рия». Что их объединяет и в чем их

Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация Вы будете изучать: ♦ теорию и методологию познания общества;

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990. 3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000. 4

ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
В методологическом плане наиболее плодотворным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий обще­ство как системуи как процесс.Системный п

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА — это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществам.
Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического по­ведения и

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Какое определение общества дается в социальной философии? 2. Чем различаются философский и социологический подход к изу­чению общества?

ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это последовательное из-менение состояний общества.
Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каж­дом этапе реа

КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о суще­ствовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс су­ществу

ФОРМАЦИЯ — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Согласно Марксу, способ производства — это совокупность произ­водительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и пот

БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - ее двойственность, противоречи-вость, наличие противоположных характеристик.
Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой сто­роны, является одним из оснований социокультурного раскола: посто­янного

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998. 3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М

Проблема сущности человека в истории философии
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследу­ющей естественно-историческое происхождение человека и челове­ческих рас

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической про­блематике? 2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные истори­чески

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — понятие, выражающее неповторимое своеоб-разие человека.
В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обла­дает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюде­ния, мышле

Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении фи­лософской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть

ЭТИКА — философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.
Правила нравственности содержались в мифологических и религи­озных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религи­озным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги