рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Нового времени

Философия Нового времени - раздел Философия, Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии Новое Время Связывают С Началом Буржуазных Революций И Пери­одом Становления ...

Новое время связывают с началом буржуазных революций и пери­одом становления буржуазных отношений в евродейских странах — ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой фи­лософской ориентации на науку. Главной задачей философии стано­вятся проблемы обоснования способов достижения знания — пробле­мы методологии познания.

Начиная с XVI в. начинает бурно развиваться естествознание: по­требности мореходства определяют развитие астрономии; строитель­ство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику матери­ального производства: изобретение машин в текстильной промышлен­ности, совершенствование орудий производства в угольной и метал­лургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изме­нения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентирова­лось на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового вре­мени опиралась на науку.

С XVII в. начинается организационное становление науки как са­мостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Ново­го времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведче­ские дисциплины: экономика, социология, политология.

Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм— абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие об­щества, и деизм(от лат. йеи$ — бог) — признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал фор­мой дистанцирования от религии в эту эпоху. Деизм — это учение, ко­торое признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога.

Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические откры­тия Галилео Галилея(1564-1642) и Иоганна Кеплера(1571-1630), а также открытые Исааком Ньютоном(1643-1727) законы классиче­ской механики.

В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и ре­лигией: в борьбе против религиозных догматов, авторитета и давле­ния церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового вре­мени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекаю­щая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе XVII в. являются Ф. Бэкон (1561-1626) — Англия, Р. Де­карт(1596-1650), Б. Паскаль(1623-1662) - Франция; Б. Спино­за(1632-1677) - Голландия; Г. Лейбниц (1646-1716) - Германия.

Не без основания XVII в. называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Продолжа­ется еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм. Эмпиризм(от греч. етрета — опыт) считает основным источником истоверного научного знания опыт (подробнее см.: 53. Философское .ениео познании).

Рационализм(от лат. гайо — разум) основным источником знания : читает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Е;ли эмпиризм ориентировался главным образом на естественные -:;■. ки, то рационализм — на математические.

Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона.Главным трактатом Бэко--.-. является «Новый Органон» (в честь «Органона» Аристотеля). Бэ-. на считают основоположником эмпирического метода познания, - скольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюде­нию и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэ-• : я видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание — сила». 5 ?кон считал, что цель научного знания в принесении пользы челове­ческому роду, в практической значимости знания. Бэкон резко крити­кует созерцательный идеал знания. Знание — сила, а эта сила выража-гтся прежде всего в стимулировании человека к действию. Бэкон ;тремился к максимальному воссоединению философии с результата­ми практической деятельности человека.

В своей теории эмпирических исследовании Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на про­стые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию— движение от единичного к общему... В тру­дах Бэкона подверглась глубоко содержательной критике схоластика. Он заявлял, что новый метод познания требует прежде всего освобож­дения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, кото­рые он называет «идолами».

Становление рационализма связано с именем французского мате­матика и философа Рене Декарта,или Картезия. Основные сочине­ния Декарта — «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе по­знания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксио­мы. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» — гласит основополагающий те­зис Декарта. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать со­мнению все знания прошлого. Сомнение, по Декарту, — это не путь отрицания познаваемости мира, а путь отыскания достоверного зна ния. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической гео­метрии, объяснил образование и движение небесных сфер.

Философия Декарта находится в зависимости от его математиче­ских и физических исследований. В своей работе «Рассуждение о ме­тоде» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий ис­тинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Создание | единого научного метода, который у Декарта носит название «универ- } сальная математика», даст возможности построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разра- ; ботке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Согласно Де­карту, математика должна стать главным средством познания приро­ды. Его единый научный метод должен превратить познание в органи­зованную деятельность, освободив ее от случайности.

Им были выведены основные правила рационалистического мето­да: признание исходным пунктом рассуждений элементарные само­очевидные истины (аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических суждений. Главенству­ющее место в научном познании Декарт отводил дедукции(выведе­нию) — движению от общего к частному.

Центральное понятие картезианской метафизики — субстанция.Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (лат. зиЬзШпйа — сущность) — это объек- ! тивная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врож- денными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. На- I пример, идея Бога как всесовершенного существа, идеи чисел и фигур, I некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось ! платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей. •

Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной). < Главными атрибутами являлись: духовной субстанции — мышле­ние, материальной — протяженность. У Декарта способностью мыш- ; ления обладает только духовная субстанция.

Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени и, в частности, Декарта — размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в фи­лософии Нового времени выдвигается на первый план концепция че­ловека разумеющего.

Спиноза Бенедикт(Барух) — нидерландский философ-материа­лист, критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое ~-:ение о мире как единой субстанции.Центральная идея философии .Спинозы — тождество Бога и природы, т. е. он определил субстанцию - ;-.к причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, торое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым под­черкивал, что это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наде--?нная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, 'ытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстан­цию от мира отдельных конечных вещей (модусов). Модусы — видо-■ '.зменения субстанции.

По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, -зляется самостоятельной, активной силой — «паШга па1игапв». Суб-:танция едина, модусов — бесчисленное множество. Спиноза доказы­вал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность 1 источник. Основными сочинениями Спинозы были «Богословско-"олитический трактат», «Этика».

В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимо-;ти. Учение о природе стало опорой для логического доказательства -- озможности человеческой свободы в рамках необходимости. Соглас­но Спинозе, человек — существо, в котором модусу протяженности — телу — соответствует модус мышления — душа. И по тому и по друго­му модусу человек — часть природы. Телесное и духовное в нем не за­висят друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совер­шается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход миро­вого процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом, ♦ свобода есть осознанная необходимость».

Вместе с передовыми умами XVII в. — Ф. Бэконом и Р. Декартом — 5. Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуаль­ное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом зна­ния и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального зна­ния он считал умственную интуицию.

Лейбниц Готфрид Вильгельм— немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, выдвинул учение о множественности субстан­ций.В философии Г. Лейбница обнаруживается сочетание рациона­лизма и эмпиризма. Основа философской системы Г. Лейбница — уче­ние о монадах. В своем произведении «Монадология»он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц — монад. Монады вечны и неуничтожимы, их свойством явля ется деятельность, движение и стремление к восприятию. Хотя ш одна монада не оказывает никакого воздействия на другие, тем н менее движение и развитие каждой из них находятся в полном соот ветствии с движением и развитием других. Это связано с «предуста новленной гармонией» в устройстве мирового целого, заложенное божественной волей. Монада называется душой, когда в ней есть чув ство, и духом, когда есть разум. Неделимые монады составляют сущ ность всей природы. Монады различаются по уровню сознательности Лейбниц различал три вида монад.

1. Монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприя­тия образуют «неясные представления». Тела, состоящие из мо­над первого вида, относятся к неживой природе. Это минералы,

2. Монады «средней ступени» способны иметь ощущения и отчасти относительно ясные представления. Тела, состоящие из монад вто­рого вида, относятся к живой природе. Это растения и животные.

3. Высшие монады, монады-духи, наделены полноценным сознани­ем. Носителем монад, наделенных сознанием, является человек. Бог — абсолютно сознательная монада.

В каждой монаде заключена возможность ее дальнейшего развития, совершенствования и «возвышения». Критерием для определения сте­пени развитости монады, по Лейбницу, является степень сознатель­ности или разумности. В связи с этим на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду — Бога. Такое представление сегодня вряд ли вызовет удивление, поскольку вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир наполнен невидимыми глазу микроорганизмами. Следует отметить, что монадология Лейб­ница своим возникновением в немалой степени обязана именно от­крытию микроскопа А. Левенгуком, который изучал микроскопиче­ское строение тел. Таким образом, монада — это микрокосм, бесконечно малый мир.

В истории познания Лейбниц не принимает полностью учение о врожденных идеях. Он полагает, что человеческому разуму прису­щи не идеи, а своего рода предрасположения, которые под влиянием опыта как бы делятся на два вида: «истины разума» и «истины факта». В своем сочинении «Монадология» он пишет: «Истины разума необ­ходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно. Основание для необходимой исти­ны можно найти путем анализа, разлагая ее на идеи и истины более простые, пока не дойдем до первичных»1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии

Тема Истоки философии философия в структуре мировоззрения Предмет философии... Учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Нового времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин

Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р

Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим 2. формировал коллективные представления того или иного народа 3. обеспечивал духовную связь поколений 4. закреплял принятую в о

Соотношение философии и мифа
философия миф Разум в философии – предмет размышления и анализа Разум в качестве особого объекта не выделяется

Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»

Соотношение философии и религии.
философия религия Обе – общественно – исторические формы мировоззрения   Обе - решают сходные задачи ми

Философское миропонимание
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». 1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и

ФИЛОСОФИЮ - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
типы мировоззрения: 1) мифологическое; 2)религиозное; } основные 3) философское; 4) научное.

Функции философии
  1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты: -

Методы философских исследований
  основные груп­пы метолов: частнонаучные 1. об общенаучные 2.   всеобщие (философские) - применимы

Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. 2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) ме­тод — принятие ряда утверждений в качес

Этапы исторического развития философии.
  1. Индийская философия, китайская философия, античная фило­софия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к

Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? 2. Объясните, каким образом данное высказывание

Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления. 2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская). 3. Диалектика и атомизм Ле

Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993. 2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976. 6. История философ

Пифагор
(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочис­ленными табу и предписаниями. - учение о

Парменид
(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими сограждана­ми одним из мудрых политических руководителей г.Элей). -

Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения». - «О природ

Анаксагор
(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множе­ство. - элементы — это семена. Элементов с

Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории. 1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини

Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по не­которым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист. - сочинение — «Великий мирострой» -

Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик В V в. до н.э. на смену политической власти ста­ринной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но

Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.) Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию

Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик» - государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В иде­аль

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима - материя не может воз­никнуть из ничего - материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве - но сама по себе

Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии - при этом усматрива­ется причинная зависимость явлений сущего:

Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдае­мого поведения - душа — энтелехия тела (т.е. не может с

Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным об­ществу: добродетельно то, что служ

Об обществе и государстве
- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства) -

Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, иссле­дующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи

Эпикур и эпикурейцы
Эпи­кур (341—270 до н.э.) Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.) Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос­ти в сложном историческом

Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. 1) ранние стоики

Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные? 2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: со­стояние нирваны и актив

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин

Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознамено­вано союзом фи

Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчер­пывающим знанием о мире и человеке. 2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писа­ния, была д

Апологетика и патристика (III—V вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о

Схоластика (У-ХУ вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «после

Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе — возрож­дение), получила свое название из-за начавшегося в этот период воз­рождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки обществен­ного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв

Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени. 2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований. 3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.

Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 1993. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин В

Вопрос Характерные черты философии Нового времени.
  - Новое время (XVI – XVII вв.) - начало буржуазных революций и пери­од становления буржуазных отношений в европейских странах   1)

Вопрос Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
- английский философ (1588—1679). Получил об­разование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно

Вопрос Философская антропология Б.Паскаля.
Блез Паскаль (1623—1662) —французский мате­матик, физик, философ и писатель. - «Мысли» 1668 «Провинциалы…» 1656 (более 60 изданий)

Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) - отвергал представле­ние о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы су­ществует сама по себе и проявляется сама через себя.

Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру

Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.
  Английский философ Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстан­ции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вмест

Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к

Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в

Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2. Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г

Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа — существование) — филосо­фия существования. Основателем его считается С. Кье

Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б

Этапы развития русской философии.
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв. 2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв. 3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Русская философия возникла в К

Характерные черты русской философии.
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (це­лостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств

Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называ­ют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе

Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Так­же он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь

Русская философия Х1Х-ХХ вв.
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежут­ке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмыслив

Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Пер­вые ратовали за самобытный путь развития Росс

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классиче­ская философия отличается от неклассической? 2. Как понимают различия между вещью

Основы философского понимания мира
Вы будете изучать: ♦ философское учение о мире; ♦ философское осмысление природы; ♦ теорию познания.

Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег

Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе

РАЦИОНАЛИЗМ — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посред­ством разума, который выступает его источником и критерием истин­ности. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, призна

Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В антич­ной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч

МЕТАФИЗИКА — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Термин «метафизика»имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недо■■-■ лные для опытного познания принципы быти

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Что такое диалектика? Что такое метафизика? 2. Почему противоречие является философской проблемой? 3. Какое место в истории филосо

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира? 2. Почему в рамках философской картины мира существуют раз­личные модели мира?

Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала) 1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энцик­лопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «мате­рия». Что их объединяет и в чем их

Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация Вы будете изучать: ♦ теорию и методологию познания общества;

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990. 3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000. 4

ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
В методологическом плане наиболее плодотворным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий обще­ство как системуи как процесс.Системный п

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА — это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществам.
Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического по­ведения и

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Какое определение общества дается в социальной философии? 2. Чем различаются философский и социологический подход к изу­чению общества?

ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это последовательное из-менение состояний общества.
Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каж­дом этапе реа

КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о суще­ствовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс су­ществу

ФОРМАЦИЯ — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Согласно Марксу, способ производства — это совокупность произ­водительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и пот

БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - ее двойственность, противоречи-вость, наличие противоположных характеристик.
Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой сто­роны, является одним из оснований социокультурного раскола: посто­янного

Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998. 3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М

Проблема сущности человека в истории философии
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследу­ющей естественно-историческое происхождение человека и челове­ческих рас

Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала) 1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической про­блематике? 2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные истори­чески

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — понятие, выражающее неповторимое своеоб-разие человека.
В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обла­дает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюде­ния, мышле

Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении фи­лософской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть

ЭТИКА — философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.
Правила нравственности содержались в мифологических и религи­озных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религи­озным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги