Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли. - раздел Философия, Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии
Английский Философ Джордж Беркли (1685—1753) Выступал ...
Английский философ Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.
Беркли не без тонкости заметил: в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовывать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдель ных ощущений или «идей». И в самом деле, в таком случае от материи ничего не остается: она как бы растворяется в некоторой «туманной» неопределенности, которая вообще ни на что не может воздействовать. Отсюда афористический постулат Беркли: «Быть — значит быть в восприятии». А если, скажем, данная береза никем не воспринимается, что же — она перестает существовать!? Беркли на это возражал примерно так: тогда ее воспринимают другие люди или вообще живые существа. А если все они заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает.
Но рассуждение с атеистических позиций приводит к следующему выводу. Если Бога нет, тогда то, что мы считаем материальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли, так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.
Беркли — привлекательный писатель, обладавший изящным стилем (причем свои многочисленные 'работы он написал до 28 лет!). Он был не только священником (епископ в Клойне, Ирландия) и философом, но и психологом. Беркли стремился доказать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как эти вещи воздействуют на наши органы чувств, но мы не схватываем сути самой вещи, а ведь свойства весьма относительны к воспринимающему субъекту. Чувственные впечатления — это феномены психики. Если у вас одна рука холодная, а другая теплая, опустите руки в теплую воду, и вы почувствуете одной рукой холод, а другой — тепло. Беркли доказывает верную мысль — об относительности наших восприятий, их зависимости от состояния субъекта.
Все это верно, однако это не спасает Беркли от крайних выводов, ведущих к субъективному идеализму, апологетом которого мы привыкли его считать. Но он ведь священник, искренне веривший в Бога, и уже этим самым он скорее объективный идеалист! Поэтому его нельзя обвинять (как это обычно делают) в солипсизме1. Вообще всерьез доказывать, что мир существует независимо от нас и от наших ощущений — это, как бы выразился И. Кант, «скандал в философии».
10. Вопрос Философия Д. Юма: теория логики и субъективной причинности.
Несколько иную концепцию развивал английский философ Дэвид Юм (1711 —1776), продолжив ее в направлении к агностицизму. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.
Для Юма достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал как поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некотором явлении, а затем другое. Но из того, что одно явление в опыте предшествует другому, логически недоказуемо, что одно (первое) есть причина другого. Ведь то, что принято считать следствием, полагает Юм, не содержится в том, что считается причиной. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но ведь это чисто психологический факт, из которого никак нельзя делать вывод: после этого — значит поэтому. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений. Но отсюда Юм делал неверный вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей (образов памяти) чувственными впечатлениями. Юм утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера. Так, мы уверены в ежедневном вое ходе солнца. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся.
Юм был не только философом: он и историк, и экономист, и публицист. Это масштабная фигура, которую мы недооценивали. Произведения Юма произвели глубокое впечатление на такого гения, как И. Кант, который, будучи чрезвычайно педантичным, нарушил свой жесткий распорядок, с увлечением погрузившись в чтение трудов Юма. Скептицизм и позитивизм Юма сказались на творениях И. Канта.
Все темы данного раздела:
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р
Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим
2. формировал коллективные представления того или иного народа
3. обеспечивал духовную связь поколений
4. закреплял принятую в о
Соотношение философии и мифа
философия
миф
Разум в философии – предмет размышления и анализа
Разум в качестве особого объекта не выделяется
Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»
Соотношение философии и религии.
философия
религия
Обе – общественно – исторические формы мировоззрения
Обе - решают сходные задачи ми
Философское миропонимание
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости».
1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и
ФИЛОСОФИЮ - можно определить как высший уровень мировоззрения или теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
типы мировоззрения:
1) мифологическое;
2)религиозное; } основные
3) философское;
4) научное.
Функции философии
1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты:
-
Методы философских исследований
основные группы метолов:
частнонаучные
1. об общенаучные
2.
всеобщие (философские)
- применимы
Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качес
Этапы исторического развития философии.
1. Индийская философия, китайская философия, античная философия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к
Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание
Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления.
2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).
3. Диалектика и атомизм Ле
Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
6. История философ
Пифагор
(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочисленными табу и предписаниями.
- учение о
Парменид
(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей г.Элей).
-
Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения».
- «О природ
Анаксагор
(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множество.
- элементы — это семена. Элементов с
Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории.
1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини
Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по некоторым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист.
- сочинение — «Великий мирострой»
-
Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
В V в. до н.э. на смену политической власти старинной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но
Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.)
Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию
Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик»
- государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В идеаль
Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима
- материя не может возникнуть из ничего
- материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве
- но сама по себе
Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии
- при этом усматривается причинная зависимость явлений сущего:
Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения
- душа — энтелехия тела (т.е. не может с
Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служ
Об обществе и государстве
- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)
-
Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи
Эпикур и эпикурейцы
Эпикур (341—270 до н.э.)
Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)
Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом
Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.
1) ранние стоики
Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и актив
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом фи
Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.
2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была д
Апологетика и патристика (III—V вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о
Схоластика (У-ХУ вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «после
Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.
Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в евродейских странах — ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской о
Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв
Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени.
2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований.
3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин В
Вопрос Характерные черты философии Нового времени.
- Новое время (XVI – XVII вв.) - начало буржуазных революций и период становления буржуазных отношений в европейских странах
1)
Вопрос Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
- английский философ (1588—1679). Получил образование в Оксфорде, где занимался классическими языками; перевел Фукидида на английский язык и Гомера на латинский. Был секретарем у Ф. Бэкона и одно
Вопрос Философская антропология Б.Паскаля.
Блез Паскаль (1623—1662) —французский математик, физик, философ и писатель.
- «Мысли» 1668
«Провинциалы…» 1656 (более 60 изданий)
Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)
- отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя.
Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру
Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к
Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в
Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2.
Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г
Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа — существование) — философия существования. Основателем его считается С. Кье
Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б
Этапы развития русской философии.
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Русская философия возникла в К
Характерные черты русской философии.
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств
Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе
Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь
Русская философия Х1Х-ХХ вв.
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмыслив
Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития Росс
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Как понимают различия между вещью
Основы философского понимания мира
Вы будете изучать:
♦ философское учение о мире;
♦ философское осмысление природы;
♦ теорию познания.
Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег
Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе
РАЦИОНАЛИЗМ — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.
ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, призна
Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч
МЕТАФИЗИКА — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.
Термин «метафизика»имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недо■■-■ лные для опытного познания принципы быти
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?
2. Почему противоречие является философской проблемой?
3. Какое место в истории филосо
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
2. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их
Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация
Вы будете изучать:
♦ теорию и методологию познания общества;
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990.
3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000.
4
ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности.
В методологическом плане наиболее плодотворным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий общество как системуи как процесс.Системный п
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА — это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществам.
Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какое определение общества дается в социальной философии?
2. Чем различаются философский и социологический подход к изучению общества?
ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это последовательное из-менение состояний общества.
Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реа
КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существу
ФОРМАЦИЯ — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Согласно Марксу, способ производства — это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и пот
БИНАРНОСТЬ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ - ее двойственность, противоречи-вость, наличие противоположных характеристик.
Бинарность составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой стороны, является одним из оснований социокультурного раскола: постоянного
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998.
3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М
Проблема сущности человека в истории философии
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?
2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторически
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — понятие, выражающее неповторимое своеоб-разие человека.
В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышле
Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть
ЭТИКА — философское учение о морали (нравственности) и различных системах ее обоснования.
Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религиозным
Новости и инфо для студентов