Русская философия Х1Х-ХХ вв. - раздел Философия, Тема – 1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии Особенность Этого Исторического Периода Обусловила И Задачи, Которые Решала Р...
Особенность этого исторического периода обусловила и задачи, которые решала русская философия в этом историческом промежутке. В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г., проведение либеральных реформ, развитие капиталистических отношений, начало революционно-демократического движения.
Значимым этапом русской философии был этап развития фи-лософско-социальной мысли декабристами. П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер в своих сочинениях рассматривали проблемы движущих сил в историческом процессе, социальной структуры и ее развития, роли личности в истории.
Первым, кто положил начало самостоятельному философскому творчеству в России, был П. Я. Чаадаев(1794-1856) — мыслитель и публицист, участник Отечественной войны 1812 г. Свои взгляды он изложил в знаменитых «Философических письмах». (Прочитайте:Чаадаев П. Философические письма к даме. — М., 2000.)
После публикации в 1836 г. первого из них Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.
Основная тема философии Чаадаева — историческая судьба России. Она явилась первым словом пробудившегося русского национального самосознания, на формирование которого в первой четверти XIX в. решающее влияние оказали победа России в войне с Наполео.-• зм и поражение декабристов в 1825 г. на Сенатской площади. Оценка исторического процесса России и ее исторической миссии носит у Чаадаева двойственный и даже противоречивый характер. С одной стороны, он страстно обличает Россию и ее историческую роль. Но, с другой стороны, он пишет, что именно в силу своего отличия от Запада Россия имеет особую, «вселенскую миссию», заключающуюся в осуществлении «интересов человечества».
Жизненность русской философии, ее желание разобраться в социально-политических процессах, идущих в России, в причинах социальных столкновений и политической борьбы, разделили ее представителей на два лагеря: с одной стороны — религиозно-идеалистический, славянофильский, реформистский, с другой — материалистический, атеистический, западнический, революционно-радикальный.
Видными представителями западников1являлись А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев(1813-1877), М. А. Бакунин(1814-1876), В. Г. Белинский(1811-1848).
По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей.
Западники делали ставку на науку, демократию, утопический социализм и революционное действие. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.
Лидерами славянофилов2были А. С. Хомяков(1804-1860), И. В. Киреевский(1806-1856), К. С. Аксаков(1817-1860).
Критикуя существующие порядки, славянофилы отстаивали идею самобытности России, самостоятельного пути российской государственности. В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу, монархию как наилучшее государственное устройство, крестьянскую общину как сочетание личного и коллективного начал, как особый «русский» менталитет людей. Они утверждали, что попытки провести реформы и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.
Ортодоксально-монархическая философия отстаивала интересы самодержавия, его общественно-политический и нравственный порядок, религиозные устои (представители: Н. Ф. Федоров(1828-1903), К. Н. Леонтьев(1831-1891)).
Представителями философского религиозного направлениябыли русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, которые оставили большое литературное и философское наследие. Они видели будущее России в развитии национальных традиций, обычаев, религии и духовности. Особую роль в философии Ф. М. Достоевского(1821-1881) занимает проблема человека, его места в жизни. Он утверждал, что в своих поступках человек должен следовать путем, указанным ему Forou.
Л. Н. Толстой(1829-1910) особое внимание уделяет религиозно-нравственным проблемам1. Он является автором философской доктрины, называемой толстовством, в которой он призывал отказаться от насилия, преобразовать религию через синтез христианства и восточных религий, сделав ее доступной простым людям. Государство признается отжившим институтом, так как является аппаратом насилия, смысл человеческой жизни — в усовершенствовании.
Самый яркий представитель революционно-демократической философии XIX в. — Н. Г. Чернышевский(1828-1889), фактически представитель антропологического материализма. Он считал, что природа развивается от низшего к высшему, а человек — биологическое существо и часть природы. С его точки зрения, познание осуществля-• ется в чувственных и логических формах. Практика определяется как деятельность по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей. Эгоизм рассматривается как природное свойство, а добро — свойство, полезное большинству людей. Его социальные взгляды радикальны и утопичны: идеализировал крестьянскую общину, а крестьянина считал главной революционной силой.
Основные тенденции русской религиозной философии2XIX в. впитала в себя философия В. С. Соловьева(1853-1900).
Центральной в учении В. Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. «Безусловное всеединство» как совершенный синтез истины, добра и красоты постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием», которое является органическим единством трех компонентов: теологии, философии и опытной науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории — богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, -луки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Толстого непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.
В дальнейшем философия всеединства разрабатывалась последователями В. Соловьева: П. А. Флоренским(1882-1937), С. Н. Трубецким(1862-1905) и Е. Н. Трубецким(1863-1920), С. Н. Булгаковым(1871-1944), C. JI. @panxou (1877-1950) u ap.
П. А. Флоренский,развивая на новом этапе идеи «философии всеединства», стремился обосновать ее не только религиозно-философски-чи положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения. Объективный мир Флоренский рассматривал как проявление неких исконных духовно-материальных структур, первичных символов, организующих природу и культуру в формах «всеединства». Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов, сочетающую идеи современного естествознания с религиозным мировоззрением, что и приводит его к созданию «конкретной метафизики» всеединства.
Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались расцветом русской литературы, искусства и философии. Для этого периода русской философии характерно возникновение систем, характеризующихся антропоцентризмом, гуманизмом и религиозным характером. Проблемы, поставленные философией в это время, чрезвычайно важны для русского самосознания и культуры, поскольку в их осмыслении уделялось внимание вопросам познания, смысла и цели жизни, человеческой свободы и ответственности личности, соотношению божественного и земного в человеке.
В этот период возникает философия русского космизма1,в которой на первый план выдвигаются проблемы единства человека с космосом.
Космизм с самого начала разделился на два направления. Первое — мистическо-теологическое (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев), где превалирует установка «единство всего сущего», т. е. земного и небесного миров. Второе направление — естественно-научное (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).
Яркий представитель космизма — Н. Ф. Федоров(1828-1903) — основу своего учения изложил в труде «Философия общего дела», где он обратился к вопросам творческих возможностей человека, заключающихся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. Основной вопрос его философии — найти смысл жизни, понять цель человеческого существования и обустроить жизнь сообразно этой цели. Задача философии — объяснить мир и дать проект его преобразования. Более того, он утверждал, что на основе использования достижений науки и техники человечество должно включиться в «общее дело» по преодолению смерти, достижению бессмертия и воскрешению предков.
В. И. Вернадский(1863-1945) внес большой вклад в разработку многих философских и методологических проблем естествознания. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу.
К. Э. Циолковский(1857-1935) явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи. Составной частью философии Циолковского является «космическая этика».
А. Л. Чижевский(1897-1964) — основатель философской системы космической биологии, по его теории жизнь на земле находится под сильнейшим влиянием космоса.
В XX в. религиозная философия получила дальнейшее развитиев трудах целой плеяды видных религиозных философов: Н. А. Бердяева(1874-1948), С. Н.и Е. Н.Трубецких, С. Н. Булгакова.С. Л. Франкаидр.
Н. А. Бердяев— один из виднейших представителей русской религиозной философии1. Он называет себя философом «экзистенциального типа». Суть «экзистенциальной философии» Бердяева — «познание смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Проблема человека, философская антропология является центральным звеном его творчества. Бердяев делает акцент на примате свободы над бытием. Равно порядковыми, по Бердяеву, выступают такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Одним из видов свободы является рациональная свобода, которая подчиняет человека моральным законам. Согласно Бердяеву, свобода — есть проявление божественной любви.
В Российской философии XX в. господствуют идеи марксизма, в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. Российский марксизмотразил всю сложность процесса развития России на рубеже веков. Его особенность — в практической направленности на решение задач, связанных с изменением общественно--олитического строя.
Первым теоретиком марксизма в России считается Г. В. Плеханов1856-1918). В своих работах он уделил внимание вопросам материалистического понимания истории, исторической необходимости, сво-'оды, теории классовой борьбы, взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания. Он был непримиримым противником философского идеализма, и ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». В понимании истории Г. В. Плеханов считает всеобщей причиной общественного движения развитие производительных сил, а творцом истории с его точки зрения выступают народные массы.
Его взгляды во многом разделял В. И. Ленин(1870-1924). Он является основателем политического движения, которое называется большевизм. Ленин занимался разработкой проблем социального развития, связав их с практикой революционной деятельности, разработкой теории государства; исследовал сущность революции, демократии, диктатуры пролетариата. Решая философские проблемы, Ленин обращается к проблемам диалектики природы, исследует причины кризиса в естествознании, возникшего в начале XX в., дает определение материи, исследует теорию познания. В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма,исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства.
Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское времяв нашей истории (1917-1991). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистаческой концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этой социальной утопии преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения1.
В русской философии Х1Х-ХХ вв. можно выделить несколько философских направлений.
Тема Истоки философии философия в структуре мировоззрения Предмет философии... Учебные цели ознакомить учащихся с истоками формирования философии дать определение философии в структуре...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Русская философия Х1Х-ХХ вв.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Мифологическое миропонимание
- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного р
Функции мифа
1. связывал прошлое с настоящим и будущим
2. формировал коллективные представления того или иного народа
3. обеспечивал духовную связь поколений
4. закреплял принятую в о
Соотношение философии и мифа
философия
миф
Разум в философии – предмет размышления и анализа
Разум в качестве особого объекта не выделяется
Религиозное миропонимание
Религия (от лат. Reliqio- благочестие, набожность, святыня, предмет культа)форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний- «земной»
Соотношение философии и религии.
философия
религия
Обе – общественно – исторические формы мировоззрения
Обе - решают сходные задачи ми
Философское миропонимание
Философия(от греч.phileo –люблю и Sophia –мудрость) буквально означает «любовь к мудрости».
1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и
Функции философии
1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты:
-
Методы философских исследований
основные группы метолов:
частнонаучные
1. об общенаучные
2.
всеобщие (философские)
- применимы
Методы теоретического познания.
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
2. Аксиоматический (греч. ахюта — принятое, бесспорное) метод — принятие ряда утверждений в качес
Этапы исторического развития философии.
1. Индийская философия, китайская философия, античная философия—этап становления древней философии. Характерным является космоцентризм (греч. к
Упражнения и задачи
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание
Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления.
2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).
3. Диалектика и атомизм Ле
Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 1993.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
6. История философ
Пифагор
(2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) его ф-я развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, связанными с многочисленными табу и предписаниями.
- учение о
Парменид
(конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, родился в знатной семье. (Парменид был признан своими согражданами одним из мудрых политических руководителей г.Элей).
-
Эмпедокл
(490 – 430 гг. до н.э.). Плюралист. Эмпедокл - автором идей, которые трудно совместить. У него две противоречащие др др поэмы «О природе» и «Очищения».
- «О природ
Анаксагор
(500—428 гг. до н. э) Плюралист. У Анаксагора тот же тип философствования, что и у Эмпедокла, но элементов уже не четыре а множество.
- элементы — это семена. Элементов с
Зенон Элейский
(ок. 490—430 до н.э.) Он развивал логику как диалектику. Создал опровержения возможности движения — 3-ри апории.
1) «Дихотомия» (т.е. деление пополам) – любой отрезок лини
Демокрит
(460 г. до н. э. - год смерти неизвестен, по некоторым сообщениям, прожил более ста лет) Философ-плюралист.
- сочинение — «Великий мирострой»
-
Диалектика и этический рационализм Сократа.
Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
В V в. до н.э. на смену политической власти старинной аристократии пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали но
Вопрос Объективный идеализм Платона
(427-347 гг. до н.э.)
Родился в одной из политически влиятельных афинских семей; попал под влияние Сократа, после казни которого (399 г. до н.э.) посвятил себя занятию
Учение Платона о государстве
- трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик»
- государство возникает когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. В идеаль
Материя и форма (эйдос). Потенция и акт.
- материя – вечна, несотворима и неуничтожима
- материя не может возникнуть из ничего
- материя не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве
- но сама по себе
Категории философии
-соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии
- при этом усматривается причинная зависимость явлений сущего:
Идея души
- душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения
- душа — энтелехия тела (т.е. не может с
Этические взгляды
-государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служ
Об обществе и государстве
- человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства)
-
Скептики
Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречи
Эпикур и эпикурейцы
Эпикур (341—270 до н.э.)
Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.)
Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом
Стоицизм
Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ.
1) ранние стоики
Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и актив
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин
Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХУ вв. Начало средневековой философии ознаменовано союзом фи
Основные черты средневековой философии.
1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке.
2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была д
Апологетика и патристика (III—V вв.)
Апологетика(от греч. аро1о§га — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты о
Схоластика (У-ХУ вв.)
Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. «Отцом схоластики» считают Боэция, которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «после
Философия эпохи Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.)
Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. гепагззапсе — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.
Философия Нового времени
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в евродейских странах — ХУ1-ХУН вв., что обусловило развитие науки и появление новой философской о
Философия Просвещения
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просв
Вопросы учебного занятия
1. Характерные черты философии Нового времени.
2. Философия Ф.Бэкона: теория эмпирических исследований.
3. Теория познания Т. Гоббса. Социально- философское учение Т. Гоббса.
Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Ильин В
Вопрос Принцип монизма в философии Б.Спинозы.
- Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677)
- отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя.
Вопрос Диалектический метод познания в философии Г. Лейбниц
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646— 1716) — чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех отраслях человеческого знания1, но наибольшее значение имеют его тру
Вопрос Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.
Английский философ Джордж Беркли (1685—1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И. Ньютона о пространстве как вмест
Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат. тайопаНз — неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788-1860). Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь к
Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философ-:хих течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл МарксI 1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) в
Структурализм
Близким к неопозитивизму течением философской мысли XX в. является структурализм2.
Под этим наименованием объединяют представителей различных (главным образом г
Экзистенциализм
Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм(от лат. ехг$1епйа — существование) — философия существования. Основателем его считается С. Кье
Психоанализ I
Основателем психоанализа является австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд(1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию б
Этапы развития русской философии.
1. Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
2. Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
3. Русская философия XIX — первой половины XX вв. Русская философия возникла в К
Характерные черты русской философии.
♦ Для многих русских философов характерен идеал цельности (целостности), рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравств
Становление русской философии в Х1-ХУН вв.
Момент появления первых религиозно-философских сочинений и период становления русской философии различные авторы называют по-разному: «древней русской философией»1, «подготовительным пе
Русская философия XVIII — первой четверти XIX вв.
Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской и связан с реформами Петра I. Процесс секуляризации происходил не толь
Направления русской философии Х1Х-ХХ вв.
♦ Славянофильство (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Самарин) и западничество (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин). Первые ратовали за самобытный путь развития Росс
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
2. Как понимают различия между вещью
Философское учение о бытии
В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, ег
Философское учение о познании
Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносе
Диалектика и категории
Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч. сИа1екйке — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения уч
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?
2. Почему противоречие является философской проблемой?
3. Какое место в истории филосо
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
2. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их
Модуль 6
Социальная философия: общество, культура, цивилизация
Вы будете изучать:
♦ теорию и методологию познания общества;
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бердяев Н. Судьба России. - М., 1990.
3. Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000.
4
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Какое определение общества дается в социальной философии?
2. Чем различаются философский и социологический подход к изучению общества?
КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА — показатель степени развития общества.
Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существу
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1998.
3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М
Проблема сущности человека в истории философии
Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?
2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторически
Ценности человеческого существования
К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть
Новости и инфо для студентов