рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ - раздел Философия, Министерство Образования Республики Беларусь Белорусский Национальны...

Министерство образования Республики Беларусь

белорусский национальный технический

университет


Кафедра философских учений

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Методическое пособие

для студентов технических

и экономических специальностей

 

Под общей редакцией А.И. Лойко

 

 

Минск

БНТУ


УДК 1(075.8)

ББК 87я73

Ф 56

 

А в т о р ы:

А.И. Лойко (введение, вопросы 1–3, 12, 15–17, 21, 25, 36, 38, 39,

41–44, 46–50), Л.В. Уваров (3, 23), В.А. Семенюк (4–7, 12, 45), Р.Н. Дождикова (8, 9, 22, 40), Е.К. Булыго (10), О.М. Дроздович (11), Л.Е. Лойко (13), А.А. Мажитов (14), В.И. Канарская (18–20),

Е.Б. Якимович (21, 44, 49), Э.А. Фонотова (24), Н.Н. Жоголь (26, 37, 41), В.П. Старжинский (27–30), И.И. Терлюкевич (31–35),

Н.И. Мушинский (31, 32), Л.Р. Сарахатунов (38),

А.Г. Волнистый (50)

 

Р е ц е н з е н т ы:

С.В. Потапенко, В.А. Клименко

 

  Ф 56 Философия: методическое пособие для студентов технических и эко-номических специальностей / А.И. Лойко [и др.]; под общей ред. А.И. Лойко. – Минск: БНТУ, 2010. – 202 с.

 

ISBN 978-985-525-240-6.

 

Методическое пособие рекомендовано кафедрой философских учений БНТУ. В пособии приводится необходимый материал для подготовки к экзамену по философии в объеме, установленном программой.

 

УДК 1(075.8)

ББК 87я73

 

ISBN 978-985-525-240-6 Ó БНТУ, 2010


Введение

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, готовящихся к сдаче экзамена по философии. Оно включает необходимые методические рекомендации, категориально-понятийный ап-парат, вопросы.

Программа экзамена по философии разработана исходя из специфики социально-экономических и инженерно-технических специалистов.

Настоящее пособие не содержит всей полноты материала, поскольку ограничено по объему и решает задачу методической организации самостоятельной работы студентов. Поэтому подготовительный процесс к экзамену требует обращения к учебным пособиям, в которых философия представлена в полном объеме, соответ-ствующем требованиям.

Философия для людей, непосредственно профессионально не свя-занных с ней, является одной из дисциплин, по которой необходимо сдавать экзамен. Этот предмет относится к блоку гуманитарных дисциплин и воспринимается в общеобразовательной функции как необходимая основа высшего образования. И только те, кто проходят обу-чение по специальности «философия», имеют мотивацию, связанную с непосредственной профессиональной направленностью.

Как в первом, так и во втором случаях необходимо четкое определение мотивации к изучению философии как системы знаний. Одна и прагматичных мотиваций – это то, что изучение дисциплины заканчивается экзаменом. Вторая мотивация заключается в том, что философия систематизирует и упорядочивает мировоззренческую картину мира. Она позволяет видеть закономерное и особенное, необходимое и случайное, порядок, динамику и хаос в их взаимосвязи. Третья мотивация заключается в методологической функции философии, в рамках которой происходит ознакомление буду-щих специалистов с особенностями научно-исследовательской и инновационной деятельности. Четвертая мотивация связана с тем, что полнота объективных знаний о мире, человеке является необходимым основанием для осознания будущими специалистами ценностного статуса реальности, с которой они будут иметь дело (аксиологизм, экологизм, гуманизм, духовность, коэволюционизм, устойчивое развитие, безопасность, толерантность, модернизация, иден-тичность, мобильность). Пятая мотивация заключается в том, что мировая и отечественная философия является квинтэссенцией достижений человечества (мечты, творческие порывы, гениальность, талант, примеры критического мышления к знаниям, отображающим реальность, яркие идеи и социальные проекты, разочарования и неудачи и т.д.). Исходя из выделенной мотивации изучение философии предполагает целенаправленный и систематичный характер. Этим задачам способствует настоящее методическое пособие.

По курсу философии выделены 50 вопросов. На их основе пост-роен лекционный курс, проводятся семинарские занятия. На их основе разработаны также экзаменационные билеты. Вопросы группируются по определенным темам лекций. Они же могут использоваться и как темы для рефератов.

 

 

Лекционный курс

Предмет, структура, специфика философии.

Область философских исследований

Философия (в переводе с греч. – любовь к мудрости) изучает природные и социальные системы, включая человека и его мировоззрение, исходя из… Как форма общественного сознания философия тесно связана с мифологией,… Предмет философии определился 2 тысячи лет назад. В этот исторический период у европейцев, индийцев, китайцев возникла…

Мировоззрение, его структура и функции

Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире и своем месте в нем, обусловленная ценностями, традициями, идеалами, образом… Мировоззрение имеет передающуюся из поколения в поколение духовную… Ценности отражают наличие в общественном сознании людей представления о значимости общечеловеческих, национальных,…

Исторические типы мировоззрения.

  Мифологическое, религиозное, научное мировоззрения отражают основные этапы… Нравственная реальность мира личности наиболее ярко, наглядно и зримо выражена в мифах, которые являются особым…

Философия Древнего Востока

Восточная философия сформировалась в Южной Азии и на Даль-нем Востоке. I. Отличительные особенности индийской философии и ее школы. Практически во всех системах индийской философии присутствуют идеи: 1) сансары (мысль о переселении душ людей после их…

Античная философия

Античная философия – комплекс идей и учений, развиваемых древнегреческими и древнеримскими мыслителями с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Философская… I. Досократовский период. На этом этапе основным объектом исследования является природа, в связи с чем философские проблемы выступают главным…

Философия Средневековья и Возрождения

Патристика (от лат. pater – отец) – первый этап в развитии христианской философии, охватывающий в основном II–VII вв. Это было время складывания… Кардинальные перемены в истории христианства происходят в конце античной… Эти изменения в социально-политическом статусе христианства совпали с «золотым веком» в истории патристики (IV в. –…

Эмпиризм, рационализм, сенсуализм

После Возрождения в европейской истории наступает эпоха Нового времени, начальный этап которой принято определять как период становления современной… Важнейшим вкладом в науку XVII в. явилось создание… Великие открытия, сделанные в ходе научной революции, позволили передовым ученым того времени осознать, что познание…

Кант, Гегель, Фейербах

Система трансцендентального идеализма И. Канта В отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования… Теоретическая деятельность Иммануила Канта (1724–1804) делится на два периода:

Понимание природы и истории

К середине XIX вв. буржуазные революции уже были позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной основе. Возникли крупные промышленные… Естественно-научные и теоретические источники философии марксизма Естественно-научные предпосылки философии марксизма следующие:

Неклассическая философия

И ее основные направления

У истоков неклассической философии стояли Ф. Шлейермахер – основоположник философской герменевтики и С. Кьеркегор – родоначальник экзистенциальной… Основные представители герменевтики: Ф. Шлейермахер, В. Диль-тей, П. Рикер, М.… Философская герменевтика возникает в эпоху становления исторического познания и попытки осмысления философских проблем…

Постклассическая философия (лингвистическая,

Коммуникативная, синергетическая)

Постклассическая философия (постмодернизм) отражает мировоззренческие процессы, произошедшие в последние десятилетия ХХ в. Впервые термин «постмодерн» употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе… Постмодернизм – это прежде всего, ощущение и осознание бытия, культуры, мышления как игры, т.е. чисто эстетический…

Философская мысль Беларуси.

Этапы становления

Философская культура на территории Беларуси сформировалась в период Средневековья благодаря выдающимся греко-православ-ным просветителям – К.… В период Возрождения оформляются идеалы, заложившие основы духовности и… Было бы упрощением сводить творчество Скорины всего лишь к переводу и изданию библейских текстов. Отказавшись от…

Онтология как учение о бытии

В словаре русского языка XIX в. В. Даля нет категории бытия, а в глаголе «бывать» различаются самостоятельное (как присутствие, наличность – «я был… Парменида считают основателем онтологии – учения о бытии, и первым… В древнеиндийской мифологии представлена чрезвычайно слож-ная и запутанная картина сотворения мира, в этом мире нет…

Пространственно-временная структура

Материального бытия

Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется про-странственно-временными характеристиками с конкретными метро-логическими,… Научные представления о пространстве и времени формируются в предметном поле… Философские обьяснения сущности пространства и времени акцентированы на традиции конкуренции субстанциальной и…

Диалектика как философская теория развития бытия

– принципы; – законы; – категории.

Принципы и законы диалектики

В основе диалектики как концепции лежат следующие принципы: – объективности; – взаимосвязи и взаимодействия;

Природа как объект философского

И естественно-научного анализа

Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытие, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями… Природа разделяется на живую и неживую. Уровни организации неживой природы:…  

Философские концепции современного естествознания

В обоснование глобального эволюционизма внесли свой вклад многие естественно-научные дисциплины, но определяющее значение в его утверждении… – теория биологической эволюции и развития на основе концепции биосферы и… – теория нестационарной Вселенной;

Концепция ноосферы и экологические ценности

Современной цивилизации

Термин «ноосфера» был введен в научную литературу в начале 20-х гг. прошлого столетия Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Под ноосферой они понимают… В.И. Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап… Биосфера как система взаимосвязанных биогеоценозов представ-ляет собой такое целостное образование, в котором…

Философские концепции человека

Современная философская антропология наиболее активно задей-ствована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую,… Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эво-люционного учения… Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир…

Природа и сущность человека,

Понятие антропосоциогенеза

И. Кант считал, что проблема человека является основным вопросом философии. В этом смысле философия так или иначе является антропологией, т.е.… В философии древнего Китая человек рассматривается как микрокосм, который… В древнеиндийской философии человек рассматривается как часть космоса, производная от бытия, т.е. в…

Личность, ее духовные основания и общество

В философии человека как личности выделяют два вида знаний: личностное, или интуитивно-наглядное знание, возникшее в недрах мифологического… Если философия, как отмечалось, – это любовь к мудрости, а любовь понимается… Дух – это третий мир: «над»- или «сверх-эмпирический», за пределами как чувственного, так и сверхчувственного…

Философские проблемы анализа сознания.

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному… Исторически в философии сложилось несколько традиций, анализирующих проблему… Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и…

Сознание, искусственный интеллект,

Виртуальная реальность

Представление информации в ЭВМ – ключевое направление развития технизированного управления (искусственного интеллекта). Искусственный интеллект –… – классифицируемых связей между знаниями, относящимися к элементу множества, и… – ситуативных отношений одновременности, нахождение в точке пространства;

Индивидуальное и общественное сознание,

Их структура и функции

Индивидуальное сознание – это живое сознание отдельного человека. Оно формируется под влиянием его собственной жизненной ситуации в мире. На ее… Каждый человек создает себя сам и в то же время он – творение эпохи. До поры… Индивидуальное сознание – это неповторимый духовный мир, который включает в себя знания, взгляды, интересы, чувства,…

Гносеология и эпистемиология,

Их предмет и задачи

Вторая сторона основного вопроса философии заключается в решении важнейшей проблемы – в состоянии ли сознание адекватно отражать окружающий мир,… Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый) – философское направление,… Немецкий философ Иммануил Кант является представителем вто-рой разновидности агностицизма. В отличие от Юма, Кант…

Познаваемость мира

Субъекту познания противостоит объект как фрагмент объективной реальности, выделенный для деятельности познавания. Объектом познания могут выступать… Кроме субъекта и объекта (предмета) выделяют также средства или условия… Неклассическая гносеология строится не на идее отражения объекта субъектом, а на конструктивной идее, которая…

Чувственное и рациональное в познании

Теперь нам следует рассмотреть взаимосвязь следующих, часто встречающихся понятий: система и структура. Под структурой понимается совокупность… Рассмотрим структуру познавательного процесса в зависимости от традиционно… Чувственное познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), прежде…

Концепции истины в классической

И неклассической философии

 

Как уже говорилось, классическая философия основывается на корреспондентской концепции истины, родоначальниками которой были Платон и Аристотель. Истина – это знание, адекватное (соответствующее) действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина – это характеристика человеческого знания. Противоположностью истине является заблуждение, которое отличается от осознаваемой лжи неадекватным, искаженным отражением действительности, которая принимается за истину.

Истина обладает двумя характеристиками: объективностью и конк-ретностью. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины выражает то обстоятельство, что знание получено в конкретных условиях с использованием конкретных средств, а также характеризуется конкретными историческими обстоятельствами. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию (например, физический справочник содержит сведения о температуре плавления химически чистых металлов).

Рассмотрим проблему процессуальности истины. Проблема пред-ставления истины как процесса возникает следующим образом. Поскольку реальный мир изменяется, то и меняется наше представление о нем. Кроме того, процесс познания углубляется, поэтому идет и «движение» знания. Для того чтобы объяснить движение истины, в философии были выработаны понятия абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Ее разновидностью является вечная истина, то есть знание об элементарных сведениях, конкретных исторических фактах, которое обладает свойством неизменности во времени.

Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте.

Применительно к этому делению, процесс познания может быть представлен следующей моделью:

1. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных;

2. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку абсолютной истины.

Догматизм – философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Релятивизм, напротив, считает главной истину относительную и, вследствие этого, теряет различие между истиной и заблуждением.

Неклассическая гносеология, определяющая ныне развитие передовых отраслей человеческого познания, решилась на почти полный отказ от догматизма. Это решение, разумеется, предельно обострило проблему достоверности знания и породило ряд стратегий ее решения: когерентную, конвенционалистскую, прагматическую и феноменологическую концепцию истины. Когерентная (от лат. ceohaerentia – связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап) понимает истину как согласие мышления с самим собой, то есть как внутреннюю, логическую непротиворечивость мышления. Конвенционалистическая (от лат. convention – соглашение) концепция (А. Пуанкаре, П. Фейера-бенд) рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, основывающегося на выборе среди конкурирующих теорий. Прагматическая концепция (от лат. pragma – дело, действие) (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) решает проблему истины с позиций проектирования и практического подхода. Истина здесь – все, что наиболее эффективно решает проблему и удовлетворяет запросы потребителя. Феноменологическая концепция (от лат. fenomen – явление) (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) связывает истину с мировосприятием от-дельного субъекта – индивида. Здесь истина связывается не со знанием, а с пониманием, чувствованием, достижением социально-психологического комфорта.

Неклассическая гносеология включает в себя также религиозную, мистическую (экстатическую), эстетическую и другие концепции истины, которые характеризуются паранаучными и поликультурными свойствами.

К сожалению, пока не представляется возможным ввести в подобный текст, ставящий своей главной задачей ознакомление с наиболее существенным в гносеологии, с ее, по сути, основами, то, что было сделано (и все еще делается) в философии постмодернизма. Мы не сторонники мнения, что постмодернизм сам по себе построен в том числе на тотальном отказе от гносеологии, на ее подрыве. Тем не менее, должно пройти время, прежде чем выработанные им концепты приобретут способность выступать в качестве учебного материала. Номадические распределения концептов, функции полей высказывания, многозначные «слова-бумажники», нонсенс как проводник и предшественник смысла – эти и подобные им разработки пока еще очевидно тяжелы для восприятия нынешней аудиторией, в том числе, к сожалению, аудиторией профессиональной. Философия постмодер-низма – все еще поле сражения, и было бы легкомысленным с нашей стороны специально вести туда нашего читателя. Многое из созданного этой новой традицией – своего рода тайна, что-то, требующее для восприятия или даже для знакомства определенной подготовки, которую, собственно, и призван дать этот текст.

Философия науки, ее структура и функции

Наука – это вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных). Наука – это также и социальный институт, призванный обеспечить непрерывный… Наука – это в то же время система знаний, обобщающая и систематизирующая результаты деятельности ее ведущих…

Структура научно-познавательной деятельности.

Этика науки

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни, которые между собой тесно взаимодействуют. Эмпирический уровень связан с… Совокупность наблюдаемых фактов, отражающих соответствую-щую предметность,… Наука представляет собой сложную и многогранную сферу человеческой деятельности, поэтому можно выделить ее различные…

Понятие метода

Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и… История развития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рождалось… Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач,…

Методы эмпирического исследования

Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть… Наблюдения можно выделить на случайные и систематические. Научные наблюдения… Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия,…

Методы теоретического исследования

Идеализация – мысленное конструирование объектов которые в действительности не существуют, но широко используются в научном познании. Например,… Суть идеализации: 1) лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;

Наука и инновационная деятельность

В Республике Беларусь

В целях рационализации научно-технических исследований, при-дания им целевого характера и сформирована система инновационной деятельности,… – стратегический маркетинг; – научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

Общество как область изучения

Социальной философии

Каждый человек оригинален, неповторим. Рядом с ним живут та-кие же отдельные люди, претендующие быть субъектами, носителями свободного, творческого… Неслучайно, например, на 38-м конгрессе МИС (Международного института… Даже на таком примере мы можем убедиться, что не удастся свести сообщество к механической сумме составляющих его…

Экономические, политические,

Духовные отношения в обществе

Экономические отношения в обществе функционируют на уровне производственных, маркетинговых, юридических структур. Они отражают общественное… Политика – это функционирование в равной мере и политической мысли, и… Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она…

Материальное производство

И производственно-технологические отношения

Материальное производство структурно состоит из производительных сил общества и производственных отношений. Производительные силы общества включают человеческий,… Человеческий фактор представляют менеджеры, инженеры, технические специалисты, маркетологи, специалисты в области…

Культура и цивилизация

Культура в широком смысле слова (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – это исторически определенный уровень развития общества,… Культура в узком смысле слова – это сфера духовной жизни людей. Это понятие… В. Межуев дает деятельностно-динамическое определение культуры. Исходя из данного подхода, структура культуры включает…

Этика, эстетика, религиоведение

Как прикладные философские науки

Традиционно этика изучает мораль. Осмысливая эту проблему через соотношение эгоизма и альтруизма, индивидуализма и коллективизма, марксизм,… В современных условиях на первый план выходит характеристика морали как… Личный интерес противостоит общественному только в таком понимании, когда ему вменяется стремление реализовать себя…

Философское учение о ценностях

Ценности отражают значимость кого-то или чего-то для отдельного человека или социальной группы, нации, человечества. На уровне общественного… Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному… Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Различия их выявляются…

Ценности имеют биопсихологическую (натуралистический психологизм), идеальную (трансцендентализм), религиозную (персонализм), культурную (герменевтика), социальную (нормативную), экономическую (потребительскую, меновую) основу.

Философия идентичности

Глобализация приобрела устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества настолько очевидны, что технократия стремится максимально… Универсализация жизнедеятельности человечества связывает… Цивилизация знаменует государственно-политический уровень консолидации социокультурной общности. Имея необходимый…

Социокультурная динамика,

Ее направленность и содержание

 

Техногенная реальность актуализировалась в ХVІ в. в форме западно-европейской техногенной цивилизации, основанной на приоритетах научно-технического развития.

Новая реальность стала предметом изучения философии. Результаты философских исследований представлены формационной, веберовской, цивилизационной, технодетерминистской, пассионарной, коммуникативной концепциями.

Формационная концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) рас-сматривает научно-технический процесс, цивилизационную динамику в тесной увязке с критериями социальной справедливости. Для этих целей вводится исходное представление о формации как единстве базиса и подстройки. Базис фиксирует специфику экономических отношений между социальными группами. Он первичен по воздействию на надстройку, связанную с социально-политическими, духовными отношениями между социальными группами (классами). В базисе кроется основное противоречие техногенного развития, связанное с несоответствием производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил человечества. Несоответствие выливается в социальный конфликт и приводит к смене общественно-экономических формаций. Эта смена может осуществляться через социальную революцию.

Веберовская концепция (М. Вебер) рассматривает научно-техни-ческий прогресс в контексте религиозно-культурных традиций экономического прагматизма (как пример – протестантская этика труда).

Цивилизационная концепция (А. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, Е. Хантингтон) рассматривает техногенную динамику как живую систему (социал-дарвинистский подход) с при-сущими ее элементам признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции. Аспект конкуренции доминирует в работах конца ХХ – начала ХХІ вв. Техногенные цивилизации характеризуются индустриаль-ным, постиндустриальным, информационным уровнями развития.

Технодетерминистская концепция (Э. Капп, Т. Веблен, Ф. Дессауэр, Дж. Гэлбрейт, А. Ростоу, Д. Белл) акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедеятельности человечества. Подобное представление обозначается как технократизм. Однако эта позиция вызывает критику, поскольку техника амбивалентна (двойственна) и в ней по отношению к человеку содержатся как конструктивные, так и деструктивные факторы. В связи с этим А. Тоффлер анализирует шок от будущего, М. Мэмфорд – миф машины, Римский клуб – экологическую угрозу, исходящую от технократизма.

Пассионарная концепция (Н. Гумилев) обогащает техногенную динамику синергетическими процессами демографических взрывов и демографической экспансии, влиянием космических факторов на земной миропорядок.

Коммуникативная концепция (Ю. Хабермас, Ф. Апель, М. Хайдеггер, Н. Бахтин, Л. Витгенштейн, Н. Кристева) проводит идею ин-форматизации техногенной реальности, соответствующей ее трансформации в глобализирующиеся пространства диалога, текста, нарратива, дискурса.

Коммуникация существует как область социально обусловленной деятельности человека и является открытой системой, включающей в себя разнородные элементы. Первостепенной функцией форм и средств коммуникации является регуляция сознательной прак-тической деятельности индивидов. Пребывание в социуме заставляет человека общаться с внешним миром посредством знаков-медиато-ров, поэтому его отношение к окружающей среде изначально опосре-довано знаковыми системами. Знаковые системы возникают в процессе обмена деятельностью, который конституирует и составляет необходимое условие для реализации общественных отношений. В дальнейшем в ходе социального взаимодействия и сопровождающего его информационного обмена складываются и приобретают видимые устойчивые культурные формы социокультурные функции и их струк-турное воплощение: образцы взаимодействия и поведения, ценности, нормы, институты. Подобные правила и стандарты обеспечивают стабильность общества и его воспроизводство.

Философские изыскания в области коммуникации возникли в эпоху Нового времени, когда теория «общественного договора» Руссо связала проблемы происхождения языка и происхождения морали, права, социальных норм и самого государства. Второе направление исследования коммуникации получили в контексте диалога. Изменения коммуникативных технологий в ХХ в. привели к значительному росту исследований в этой области. Лингвистическая концепция Ф. Соссюра и семиотическая теория Ч. Пирса, У. Морриса послужили основой для исследований Б. Рассела и Л. Витгенштейна в рамках аналитической философии, возникшей в начале 20-х гг. Ключевая фигура, без сомнения, Л. Витгенштейн, который в «Философских исследованиях» прощается с монотеистическим мышлением жесткого модерна и открывает необратимое многообразие языковых игр. Основная тематика структуралистской традиции – отыскание общих принципов и методов обоснования знания была положена в основу и постструктуралистских исследований. Отличием постструктуралистских подходов, возникших в социо-гуманитарном знании 70–80 гг. XX в. во Франции и США, явился поиск маргинальных пространств, находящихся за пределами любой структуры.

Начало изучения массовой коммуникации как социального явления связано с именем немецкого социолога М. Вебера. В 20-е гг. ХХ в. он методологически обосновал связь периодической печати с социальными структурами общества. В неомарксистском подходе Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркмайера также отражена критическая направленность. Ими доказывается влияние массовой культуры на изменение типов личности. Так, специализируясь на теории и социологии музыки, Т. Адорно показывает разрушительное воздейстиве СМИ на человека. Г. Маркузе обозначил масс-медиа как «посредника между хозяевами и теми, кто от них зависит». Универсум коммуникации формируется параллельно с процессами идентификации, унификации и навязывания «технологического поведения».

В исследованиях канадского социолога М. Маклюэна разрабатывается типология исторически развивающихся и сменяющих друг друга типов культуры, основанных на устном, письменном и аудиовизуальном средствах общения. Согласно М. Маклюэну, каждая «коммуникативная технология» задает социальный мир – «галактику», которая, несмотря на возможность расширения или изменения конфигураций, наложения галактик друг на друга, имеет свой ареал и обладает четко фиксированными границами. Формирование новой коммуникативной технологии задает новый тип мышления и восприятия, новый образ жизни и новые формы социальной организации. Во-первых, в связи с новыми кодами изменяется содержание многих социальных понятий. Во-вторых, изменение коммуникационных технологий вызывает разрушение устойчивой прежде структуры социального пространства, потому что введенные коды, становясь носителями и одновременно продуктами объективированного сознания, неизбежно ограничивают социальный порядок в прост-ранстве коммуникации.

В основе теорий «информационного общества», основой для которых является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом Д. Беллом, лежит утверждение о том, что информация является главным источником, средством и продуктом производства, а изменения в обществе заложены в способах и средствах передачи информации. Информация становится одной из главных ценностей общества. Для коммуникации это связано с качественно новым уровнем переработки и распространения информации, с созданием коммуникативных систем, способных обес-печить обмен информацией.

В современной культуре, по мнению Ж. Бодрийяра, развертывается процесс «имплозии». Физический термин «имплозия» – взрыв вовнутрь за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации, используется им для описания современной ситуации. Имплозия отнюдь не является катастрофой, она существует и в контролируемой, направляемой форме. В отличие от линеарной направленности вовне, структура здесь сконцентрирована на цикле постоянных повторений. Такая позиция приводит к утрате онтологического значения бинаризма. Диспропорциональное увеличение самой информации по отношению к числу воспринимающих ее людей приводит к освобождению информации от ее смысла: имеет значение только само сообщение, как носитель послания, а не его содержание. Высокая коммуникабельность современного человека достигается путем исчезновения смысла информации при огромном количестве средств передачи этого смысла. Это приводит к исчезновению первоисточника информации, так как любой проводник массовой коммуникации выступает только как средство для другого способа связи. Информация не производит никакого смысла, а лишь «разыгрывает» его, поскольку подменяет коммуникацию симуляцией общения. Как пишет Ж. Бодрийяр: «Гипнотическое состояние свободно от смысла, и оно развивается по мере того, как смысл остывает. Оно имеет место там, где царствуют медиум, идол, симулякр, а не сообщение, идея и истина. Однако именно на этом уровне и функционируют средства массовой информации. Использование гипноза – это принцип их действия, и, руководствуясь им, они оказываются источником специфического массированного насилия – насилия над смыслом, насилия, отрицающего коммуникацию, основанную на смысле, и утверждающего коммуникацию иного рода» (Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / Ж. Бодрийяр. – Екатеринбург: Уральский госуниверситет, 2000. – С. 43–44.).

В свою очередь, потеря смысла информации приводит к размыванию и деструкции каналов ее передачи. Как пишет М. Маклюэн, в современном мире «…люди ухитряются вовсе не замечать средства коммуникации как такового. Ибо электрический свет как коммуникационное средство входит в сознание не раньше, чем им оказывается запечатлено имя какой-либо компании, марка какого-либо изделия» (М. Маклюэн «Галактика Гуттенберга»). Поскольку современные информационные сети образуют реальность другого уровня (здесь не существует четко заданной формы, жесткой связи, определяющей ее структуру), то переконструируется и само устройство социального пространства. Различные социальные модели оказываются проекциями внутренних формальных свойств медиа. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Все это приводит к тому, что в сознании современных людей постепенно разрушается идея объективного связующего порядка, концепты которого всегда были выкристаллизованы в человеческом бытии как некий status quo. Исчезают традиционные иерархические институты, происходит процесс новой дифференциации социума, появляются и автономизируются специализированные сферы.

Сегодня в ХХI в. на основе компьютерной техники становится возможным создание новой социокультурной среды. Компьютерные виртуальные технологии как новые коммуникационные возможности и способы управления на расстоянии по степени контроля и регулятивной возможности намного превосходят все прежние способы. Особенности компьютера как средства коммуникации в том, что он наиболее полно реализует принципы обратной связи. С помощью средств массовой информации, которые сегодня формируют когнитивные и нормативные определения реальности, происходит интернализация и плюрализация множественности миров. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Увеличение возможных видов организаций (транснациональных, международных, национальных, муниципальных, локальных), а также пересечение этих уровней функциональными связями корпораций, международных и неправительственных организаций, профессионалов и компьютерных пользователей приводит к нелинейной струк-туре построения социума.

 

45. Восток и Запад: философский диалог культур

 

В ХХ в. среди философских наук исключительно важную роль начинает выполнять дисциплина, за которой закрепляется название «сравнительной философии», или «философской компаративистики». В рамках этой дисциплины изучаются и сопоставляются разнообразные течения мысли Востока и Запада, а заодно ищутся пути и способы их сближения в мировом цивилизационном процессе. Предмет компаративистики – не только философские культуры великих цивилизаций, но и проблемы, связанные с выявлением сходства и различий между ними.

В историческом развитии компаративистики принято выделять несколько этапов. Наиболее значительные из них: 1) этап 20–60 гг. прошлого столетия, на который приходится обновление, расширение базы и экспансия философской компаративистики, ее конституализация и глубокая концептуализация; 2) этап 70–80 гг. – время ее дальнейшей концептуализации, прояснения базовых понятий и перехода к целостным тематико-проблемным личностным сравнениям восточной и западной философии; 3) этап с 90 гг. ХХ в. и по сей день – время пересмотра устоявшихся схем философской компаративистики, что напрямую связано с постмодернизмом, диалогом культур, проблемами толерантности, глобализмом и т.п., а также с поиском ориентиров в осознании мировой философии.

На первом из этих этапов создаются два мировых центра компаративистских исследований в Гавайском университете (США) и Нью-Дели (Индия). С конца 30-х гг. ХХ в. в Гонолулу начинают проводиться конференции философов Востока и Запада. В дальнейшем они становятся регулярными и проводятся приблизительно раз в десять лет. Цель этих конференций – «выявить возможность развития мировой философии через синтез идей и идеалов Востока и Запада». В их работе принимают участие философы Америки, Европы и Азии, в том числен с 1995 г. философы из бывшего СССР.

С начала 90-х гг. ХХ в. в России осуществляется широкомасштабный проект международных компаративистских исследований, результатом которого стало, во-первых, проведение в Санкт-Петер-бурге и Москве ряда научных конференций, в работе которых, помимо россиян, принимают участие и многие видные зарубежные ученые, во-вторых, издание сборников и учебных пособий по сравнительной философии.

Прослеживая эволюцию философской компаративистики, нельзя не обратить внимания на то, что в ней за приблизительно семь последних десятилетий сталкивались несколько подходов: западноцентризм, востокоцентризм и, наконец, тенденция к восточно-западному синтезу посредством налаживания диалога культур Востока и Запада.

Появление философской компаративистики привело к повышению интереса к духовным культурам Востока. Началось систематическое их сопоставление и сравнение с интеллектуальными традициями Запада. В этом плане подключение виднейших индийских мыслителей к компаративистским исследованиям было не случайным. Оно во многом определялось теми тесными связями, которые на протяжении нескольких веков существовали между Индией и английской метрополией вплоть до середины ХХ в., когда Индии удалось добиться государственной независимости. Эти связи, конечно, оказались далеко не простыми. Более того, они были полны острых противоречий и конфликтов.

С одной стороны, прогрессивные слои индийского общества сознавали, что благодаря связям с Англией у них появилась возможность приобщиться к передовой культуре Запада и ее достижениям. С другой стороны, они не могли не замечать, что от метрополии исходит тот дух колониального господства, от которого Индии предстоит избавиться ради достижения свободы и процветания страны.

Это противоречие усугублялось еще и тем, что многие деятели индийского национально-освободительного движения (известные пи-сатели, ученые, философы и политические деятели), получив выс-шее образование в английских колледжах и университетах, приобрели стойкую привязанность к западной культуре. Но питая к последней нежные чувства, они в то же время на дух не переносили вопиющего расизма и культурного шовинизма, пронизывающего отношение английских колониальных властей к Индии.

В философской компаративистике прогрессивные мыслители Индии увидели средство, с помощью которого можно было вывести на новые рубежи отношения их страны с другими государствами, включая и Англию, добиться объединения усилий людей Востока и Запада в деле создания условий для лучшей, более гармоничной жизни всего человечества.

Первым значительным философом Индии, осознавшим важность сравнительных подходов при изучении национального наследия своей страны, оказался С. Радхакришнан. Среди «опасностей», препятствующих достижению прогресса в области «сравнительного изучения» индийской культуры, Радхакришнан выделял две. Первая из них, по его мнению, исходит от тех западных ученых, которые «уверены, что западные нации во все времена обладали монополией на действительную культуру и философское мышление». Они утверж-дают, что многие из достижений, которые непросвещенный человек ставит в заслугу Индии, на сомом деле заимствованы из Греции. Вто-рая опасность, считал Радхакришнан, проистекает от тех «неумных критиков» из самой Индии, которые чувствуют ущемленной свою древнюю гордость, когда индийская мысль сравнивается с западной. «Они думают, что Индия, во всяком случае в вопросах философии и религии, намного превосходит Запад и что западная мысль выглядит скудной и примитивной при сравнении с индийской».

Двухтомная «индийская философия», завершенная С. Радхакриш-наном в 1926 г., помогла развеять убеждение, будто индийская философия как предмета для серьезного обсуждения просто не существует.

Заслуги Радхакришнана в области компаративистских исследований были высоко оценены в 1959 г. на третьей конференции философов Востока и Запада в Гонолулу, когда ему, а заодно и китайскому философу Ху Ши, и японскому мыслителю Д.Т. Судзуки, были присвоены звания почетных докторов Гавайского университета.

Индийский вектор философской компаративистики наряду с Рад-хакришнаном соратник П.Т. Раджу (1903 г.). В их совместных работах, публиковавшихся в 50–70 гг. в Индии, Англии и США, философская и религиозная мысль Индии сравнивалась с философией Запада и Китая. Помимо этого Раджу издал и ряд самостоятельных книг по сравнительной философии. Некоторые из них вышли в свет при жизни Радхакришнана, а другие – уже после смерти последнего.

В ряду индийских философов, разрабатывающих на рубеже
XX–XXI вв. компаративистскую тематику, важное место принадлежит Деби Прасад Чаттопадхьяя, который до недавнего времени возглавлял Индийский совет по философским исследованиям, а в настоящее время является руководителем амбициозного 25-томного проекта «История науки, философии и культуры индийской цивилизации». Среди его работ, в которых затрагиваются проблемы философской компаративистики, следует назвать книги «Среда, эволюция и ценности. Исследования о человеке, обществе и науке» (1982), «Междисциплинарные исследования по науке, технике, философии и культуре» (1996). Д.П. Чаттопадхьяя, кстати, являлся участником VI конференции философов Востока и Запада в Гонолулу (лето 1989 г.).

В работах этого индийского философа важнейшее место занимает обсуждение проблемы универсалий, которая у него предстает как вопрос об основаниях культуры. «Проблема универсалий, – считает М. Степанянц, – ставится Д.П. Чаттопадхьяя в контексте полемика по вопросу о процессе-развитии и путях его реализации. Понятно, что для бывших колониальных стран (включая сюда и Индию) именно эта проблема является жизненно важной: как, обретя политический суверенитет, преодолеть вековую социально-экономиче-скую отсталость и обеспечить уровень жизни, соответствующий современным требованиям?».

Как и Чаттопадхьяя, другие видные философы современной Индии сегодня озабочены идеей культивирования среди соотечественников тех общечеловеческих ценностей, которые по их мнению, позволят индийцам войти в общую семью народов мира в качестве ее полноправного участника. При этом индийская культура не должна утратить своих формировавшихся веками национальных традиций, хотя ей и придется пересмотреть многие прежние стойкие мифы и предрассудки.

О необходимости бережного отношения к универсальным моральным ценностям, являющимся «одной из важных составляющих индийского морального мышления», рассуждает Ромеш Чандра Прахкан в своей статье «Моральные ценности в поликультурном контексте: индийский подход» (эта статья была опубликована в материалах Первой московской международной конференции по сравнительной философии, прошедшей в июне 2002 г.).

Еще в 1958 г. тайваньские газеты публикуют «Манифест китайской культуры», автором которого стали эмигранты, создавшие на Тайване новый центр постконфуцианства. Ключевой темой последнего становится проблема сближения философского наследия Китая с достижениями западной мысли.

Отвергая мысль о принципиальной несовместимости китайской культуры с принципами демократии, авторы манифеста настаивали на том, что будущее Китая в конечном итоге будет лежать на пути возрождения его гуманистических ценностей. Не соглашаясь считать китайскую культуру «мертвой» («Она тяжело больна, но еще жива»), они заявляли, что ее возрождение сможет наступить после того, как в китайском обществе восторжествуют принципы свободы и демократии.

В современном движении «нового конфуцианства» на передний план выходят люди, ищущие способы сближения китайской мысли с западными идеями. Причем, это сближение все чаще рассматривается как равноправное сотрудничество двух сторон, как стремление добиться их органического синтеза.

Насколько оправданы данные ожидания? Возможно ли за столь короткий срок (без малого три десятилетия) преодолеть те фундаментальные различия, которые издавна разделяют эти две традиции? Многие исследователи постконфуцианства в ответе на эти вопросы проявляют значительную дозу пессимизма, считая, что вопреки завышенным самооценкам новые конфуцианцы ставят больше вопросов, чем способны дать ответов.

В этом плане нельзя не согласиться с Е. Стабуровой, считающей, что привлечение системной философии как теоретической базы в наибольшей степени способствовало бы успеху дела новых конфуцианцев.

Философия безопасности и концепция устойчивого развития Республики Беларусь

Философия безопасности как самостоятельное направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества… Термин «коэволюция» в научный оборот введен экологами в 60-х гг. ХХ в. и… В социальной экологии коэволюция связывается с проблемой на-лаживания взаимовыгодного сосуществования на Земле…

Философия техники, ее предмет и задачи

Техника, наряду с искусством и наукой, является одной из форм задействования человеком внешней природы в процессы деятельности. Это задействование… Техника, вследствие этого, отражает творческий и научный потенциал… Автономный характер природного начала в технике и технологических процессах формирует фактор риска (техногенных…

Философия инженерной деятельности

Инженерная деятельность исторически оформилась как управленческо-конструктивистская, связанная с необходимостью руководства строительными работами… В условиях техногенного развития Европы и Америки в ХVІІІ в. возник вопрос об… Инженерное образование потребовало научной основы. В резуль-тате инженерная деятельность стала определяться как…

Глобализация социальных процессов

И техногенные проблемы человечества

Глобализация отражает усиливающуюся взаимосвязь человечества в финансово-экономической, общественно-политической, куль-турной, информационной… На уровне экономических представлений речь идет о формировании системы… На уровне развития информационно-компьютерных технологий речь идет о возникновении на планете единого коммуникативного…

Методология социального прогнозирования

И футурология

Прогноз – это вероятностное, основанное на научных данных, предположение. Нормативное прогнозирование – это достижение желательных состояний на основе… Поисковое прогнозирование строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем…

Литература

 

1. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

2. Философия / под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

3. Философия и методология науки: методическое пособие / под общ. ред. А.И. Лойко. – Минск, 2008.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Философия0.038

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Философия 2 курс 2 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Если во всех реальностях в которых существует человек его жизнь... Качество познания действительности идет от того насколько я смог ощутить себя этой психоэнергетической сущностью...

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи...

Философия 1 - конспект выполнила РАСА
Почти стенографическое конспектирование уроков АДУ начато в июле года... Видеоуроки го курса скачаны отсюда http yafh narod ru asg html... Слова мне ранее незнакомые или непонятные отмечены знаком вопроса в скобках Конспекты вторично не...

Философия 13 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Взаимосвязь с Вселенной порождает в человеке скрытые силы при... Человек как одна из мирооснов Вселенных имеет то же самое начало что и другие живые сущности как находящиеся вне...

Философия 12 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Слово Мудрости Волхва Велимудра Кто решит идти по вниз уходящей дороге никогда не получат достаточной силы чтобы вернувшись к... Родовая мудрость Государства и... Ежели кто приласкает накормит чадо сироту дав ему кров тепло и уют от Души а не корысти для то совершит он...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам