рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Джордж Беркли.

Джордж Беркли. - раздел Философия, РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Английский Философ Д.беркли (1684 – 1753) Вошел В Историю Философии Как Предс...

Английский философ Д.Беркли (1684 – 1753) вошел в историю философии как представитель субъективного идеализма и агностицизма. Образование он получил в Дублинском университете, занимался в основном преподаванием теологии. В основном труде – «Трактат о принципах человеческого знания», вышедшем в 1710 году, изложил принципы своего учения.

То влияние, которое оказала в тот период философия Д.Локка, сказалось и на взглядах Беркли. Он исходил из сенсуалистических принципов в вопросах познания мира. Однако его гносеология носила уже идеалистический характер, поскольку он отбросил материализм Локка: ощущения, или «идеи», по его мнению, – это единственная воспринимаемая человеком реальность. Он обозначает все качества предметов субъективными, они есть ни что иное как субъективные ощущения. Поэтому заключал, что отдельные реальные предметыэто комбинации ощущений. Следовательно, он полностью лишил ощущения объективного содержания. Существовать, значит быть воспринимаемым.

Д.Беркли исходил из того положения, что все, что существует – единично. Отсюда следует вывод: общее существует лишь как обобщенный образ единичного. Этот образ носит чувственно – наглядный характер, а не абстрактный, абстрактные же понятия суть ложные понятия, более того, они вообще невозможны. Общие и абстрактные идеи он различал. Общие идеи – это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления. Абстрактные – отвлеченные общие идеи. При этом Беркли различал два вида отвлечения. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения – такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их – то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствуют никакие восприятия. В качестве примеров таких абстрактных понятий он брал протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Нельзя, уверял Беркли, образовать отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении без конкретных чувственных качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т.п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырех- или треугольника.

В отличие от фикций абстрактных понятий общие понятия – это единичные образы, отличающиеся тем, что они служат в нашем сознании как бы представителями однородных вещей, их образчиками, примерами многих частных идей, так как могут, на его взгляд, заменить все другие частные идеи того же рода. Поскольку за такими словами, как «это», «вещь», «число», «бесконечность», не стоят наглядные образы, - это не более как пустые слова, выдаваемые за идеи. Вся теория абстракции Беркли была направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие им сводилось к представлению, рациональное – к эмпирическому, общее – к отдельному. Тем самым исчезла качественная грань между двумя формами познания, и высшая из них, позволяющая проникнуть в сущность вещей, растворялась в низшей.

Сведение понятий к представлениям и однородности к субъективно определяемому упорядочению восприятий игнорирует различие между сходным и общим. Хотя в основе того и другого лежат объективные признаки, сходство познается в результате непосредственных чувственных восприятий, общее – путем абстрактного мышления в отличие от представлений, имеющих опосредованный характер.

Опираясь на учение Локка о первичных и вторичных качествах, Беркли с позиций идеалистического сенсуализма признавал лишь вторичные качества, сводя первичные к вторичным. Но для Локка вторичные качества были не чисто субъективными, а чувственным преломлением объективных (первичных) качеств. Беркли совершенно отрывал вторичные качества от их объективной основы, дал им законченно – субъективистскую интерпретацию. Он стремился доказать, что субъективность, присущая вторичным качествам, в равной мере присуща и первичным качествам. Таким образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъективны.

Рассуждения Беркли означали субъективный идеализм: по сути, он признавал существование только человеческого сознания, в котором различал «идеи» и «души». Идеи – это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души – воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличии от идей активны. Это различение необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он подчеркивал, что душа является носителем идей как субстанция и не может быть воспринята сама по себе, а лишь по производимым ей действиям. Поэтому человеческая душа бестелесна и бессмертна.

Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один единственный воспринимающий субъект. Поэтому вопреки исходному положению субъективного идеализма он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог – это такой субъект, который, во всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней. Именно бог «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих при созерцании мира и отдельных вещей. Признавая сверхприродную духовную силу – Бога, Беркли делает шаг к объективному идеализму.

Как видно, гносеологические построения переходят в его онтологические умозаключения. Одной из своих главных задач Беркли видел в опровержении понятия материи. Поскольку материя как субстанция не есть «идея», не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего – либо, постольку наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи. Если же материя не может быть воспринята, если она есть нечто незримое, неосязаемое и т.д., то на каком основании мы можем утверждать, что она существует? Материя, по его мнению, наиболее абстрактная и непонятная из всех идей. Как известно, Беркли отрицал наличие абстрактных идей, поэтому считал, что следует раз и навсегда покончить с тем, что философы называют материей или телесной субстанцией. Он убеждал, что отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который… никогда не заметит ее отсутствия. И, хотя Беркли освобождается от материи, тем не менее, идею духовной субстанции он сохраняет, говоря о человеческой душе как носителе идей. Внутреннюю активность материи, ее самодвижение он отрицал, считая их лишь видимостью, восприятием. Пространство и время также относил к понятиям, не имеющим никакого объективного содержания, а выражающим лишь сосуществование «идей». Законы природы, открытые естествознанием, он объявлял производными от «верховного духа», или «высшего деятеля», который способен как прерывать ход природы чудесным образом, так и направлять ее движение обычным порядком. Причем, трактовка законов у него не сводилась просто к богословскому толкованию, он видел их как определенное чередование ощущений, порождаемых или возбуждаемых в нас Богом, или душой.

Подобным же образом решалась Беркли и проблема причинности. Физическая причинность, будь то притяжение или действие иных материальных сил, им категорически отвергалось. Нет и не может быть иной действующей причины, кроме воли «некоторого духа», производящей явления, порождающей наши ощущения, или идеи. Но связь идей не предполагает, как он считал, отношения причины к следствию, это всего лишь знаки к вещи обозначаемой. Так, видимый огонь есть не причина боли, испытываемой мной при прикосновении к нему, это только предостерегающий меня от нее знак. Этими знаками – метками божество осведомляет нас относительно того, что мы можем ожидать от тех или иных действий и каким образом возбуждаются в нашем уме те или иные ощущения. Таким образом, причинность есть, по Беркли, лишь символ определенной связи между ощущениями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Джордж Беркли.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.
Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее

Философия – это концептуализированная система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру.
Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом: 1. Как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; 2. Как комплекс

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческим характером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Особенности философского знания определяют предмет философии. Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную з

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, пос

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.
Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования

Философия Древней Индии.
Возникновение философии Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до нашей эры, когда стали складываться государства. Особенность социального устройства заключалась в кастовом рассл

Древнекитайская философия.
Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, резко не размежовываясь с ними. Но религиозная традиция не получила столь интен

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Античная философия сформировалась в VII-VI в.в. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она существенно отличалась от древневосточной. В историю фил

Школа элеатов.
Школа элеатов сложилась в VI в. до н. э. в Южной Италии в городе Элее. Главные представители этой школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческо

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).
С творчества Сократа начинается второй период античной философии, исключительно важный в последующем развитии мировой философии. Он закрепляет основные формы философствования и развивает их дальше

Демокрит (ок. 470 – 370 гг. до н.э.).
Демокрит являлся представителем так называемого атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа. Онтология. Демокрит занимался широким кругом вопросов фило

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).
Платон продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Общие понятия он называл эйдосами,

Аристотель (384 - 322гг. до н.э.).
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение – одно из величайших в древнегреческой философии. Онтология. Учени

Киники.
Термин «киник» в древнегреческом языке звучал как «собачий», отсюда – «собачья философия». Поведение, которое вытекало из их учения, шокировало окружающих своей экстравагантностью. Они исходили из

Скептицизм.
Первое течение скептицизма охватывало период от IV в. до н.э. до III в. до н.э., второе от I в. до н.э. до II в.н.э. Постклассический период античной философии смещает ее проблематику в ст

Эпикуреизм.
Главный представитель и родоначальник направления – Эпикур (341 -270 гг. до н.э.). Основная задача эпикурейцев – создание этики – учения о поведении человека, приводящем к с

Стоицизм.
Школа стоиков (конец IV – III в. до н.э.) основана Зеноном из Китиона на Кипре (ок. 366 – 264 гг. до н.э.). Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии

Неоплатонизм.
Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Круп

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Средневековая культура рождает новую философию, которая была ориентирована на религиозные позиции христианства. Христианство возникает в I- II столетиях в Римской империи, а затем распространяется

Фома Аквинский.
Творчество Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) относится уже к периоду поздней средневековой философии – к схоластике. Особенность его философии в том, что он в отличие от Августина опирается не на нео

Западноевропейская философия Нового времени.
Начавшийся в период Ренессанса новый способ философствования закрепляется и развивается в последующий период и получает название: философия Нового времени. Этому способствовали социально-экономичес

Фрэнсис Бэкон.
Ф.Бэкон (1561 – 1626 гг.) считается родоначальником Новоевропейской философии, поскольку именно ему принадлежит новый взгляд на философию, который в последствии получил широкое развитие: «…привнесе

Рене Декарт.
Французский философ Р.Декарт (1596 – 1650 гг.) происходил из семьи дворянина, получил образование в привилегированной школе, некоторое время служил в армии. Основная его творческая жизнь прошла в Н

Джон Локк.
Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Д.Локк (1632 – 1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма – происхождение всех знаний из чувствен

Бенедикт (Барух) Спиноза.
Рационализм, развитый Декартом, хотя и вызывал возражения со стороны сенсуалистов, получил свое дальнейшее развитие в трудах виднейших философов того времени, например, Б.Спинозы (1632 – 1677) – ни

Давид Юм.
Английский философ, психолог, историк и экономист Д.Юм (1711 – 1776 гг.) был современником Д.Беркли. Он обучался в Эдинбургском университете, однако преподавательской работой практически не занимал

Французский материализм XVIII века.
В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на ос

Иммануил Кант.
И.Кант (1724 – 1804 гг.) был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. Философское творчество Канта делится на два периода.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831 гг.) впервые в систематической форме представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

Людвиг Фейербах.
Последним из выдающихся философов немецкой классической философии был Л. Фейербах (1804 – 1872). В отличие от других представителей он развивал материалистическое направление в философии, продолжив

Карл Маркс (1818 – 1883 г.г.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.г.) создали учение, которое получило название диалектический материализм.
Философские понятия и построения марксизма во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологического материализма Фейербаха.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
С принятием христианства на Руси в X веке центрами духовной культуры стали церкви и монастыри, в которых создавались не только церковные книги, но и летописи, а позднее всевозможные поучения, имевш

Славянофилы.
Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, И.А.Третьяков, А.Я.Поленов, Я.П.Козе

Революционные демократы.
Формирование и развитие в России революционно – демократической идеологии связано прежде всего с именами В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева,А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского. В

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
С середины XIX века в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. В первую очередь – это переход от классической философии к неклассической: отход от классических

Неопозитивизм.
Неопозитивизм, логический эмпиризм явился третьим этапом позитивизма (сер. XIX в.). Его видные представители: Б.Рассел, Р.Карнап, П.Витгенштейн и др. Неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию

Постпозитивизм.
Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские пр

Герменевтика.
Герменевтика – древнее слово, обозначало умение толковать непонятное. В современном понимании она представляет собой учение о понимании и интерпретации документов, содержащих смысловые связи, и о п

Психоанализ.
З. Фрейд ввёл психоанализ в ранг философско-антропологических принципов. В этом учении осуществлялся переход от внешнего описания изолированных психических явлений к раскрытию лежащих в их основе «

Экзистенциализм.
Экзистенциализм (от лат. Exsistentia – существование), или философия существования – философское направление, получившее широкое распространение во многих европейских странах. Его основные представ

КАРТИНА МИРА И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Проблема мира является составной частью философского учения. Только через понятие мира, его сущности, законов развития и существования человек может познать самого себя, определить свое место в мир

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ.
Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его созн

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывност

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.
Диалектикакак принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и ме

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.
Мир существует в пространстве и времени: «основные формы всякого бытия – писал Энгельс – суть пространство и время, бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как быти

Ds2=dx2+dy2 +dz2-c2t2.
На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными сущностями. Реально тол

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА.
Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных философских по

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО.
В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного соде

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ.
При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности. Это единство прослеживается по ряду н

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё бессознательное. Бессознательное– это совокупн

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др., поскольку специфика философского знания – в его антропоориентированн

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
Человек – часть природы, существо биологическое, как высший вид млекопитающих – Homo sapiens. В этом смысле он обладает определенной совокупностью видовых признаков, которые могут претерпева

ДУХОВНАЯ СТОРОНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Определить человека можно через специфические формы его общения с миром, которые опосредованы и обусловлены его духовностью. Именно она дает качественное своеобразие его существованию. Раз

СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.
Становление человека как такового связано с развитием общественных отношений в отличие от природных. Индивидуальное формирование человека также протекает только во включенности его в общественные о

СМЫСЛ ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Проблема смысла человеческого бытия, смысла жизни, назначения человека относится к числу вечно актуальных. Люди живут, действуют, изменяют себя и историю, а для чего? В философии существуе

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на сам

ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ОБЩЕСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятель

ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ.
В процессе познавательной деятельности вырабатываются знания. Что обозначается понятием «знание»? Чаще всего принималась отражательная концепция знания – знание понималось как отражение. Но в какой

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.
При характеристике знания возникает проблема его истинности. В гносеологии существует несколько трактовок истины, например: 1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспонд

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Наиболее рельефно познавательная деятельность человека проявляется в научном познании, т.к. именно наука по отношению к другим формам общественного сознания более всего нацелена на познавательное о

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА.
Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного (совершаемого совместно с другими

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
В обществе выделяются три главные подсистемы, или сферы: производственно-деятельностная, социально-политическая и духовная. Они представляют собой также сложные образования – системы, которые облад

Идеология.
В широком смысле идеология понимается как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. С

Правовое сознание. Философия права.
Существуют различные типы правопонимания. Так, с точки зрения либертарно – юридического подхода, предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официаль

Философия и религия.
Философский анализ религии отличается от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой приро

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (

ЭЛЕМЕНТЫ И СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Поскольку культура понимается как совокупность устойчивых форм – образцов деятельности, то логично предположить, что в качестве ее элемента может быть взят любой регулятив, структурирующий эту деят

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Во второй половине XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, инфор

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА.
Прогрессирующие влияние науки и техники в современном обществе накладывает глубокий отпечаток на сам характер существования человека. Радикальные изменения: перемены в условиях участия людей в сист

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Глобальные проблемы означают всеобщие проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества. Это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогр

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО.
Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно–биологическое существование. Задача сложна, посколь

НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО.
Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно – биологического своеобразия (эволюцию, типы нервной деятельности, законы биологического рег

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную всеобщность, т.е. субстанцию. Абстракция

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги