Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831 гг.) впервые в систематической форме представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, сделал попытку, раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Подвергнув глубокой критике метафизический метод, он разработал диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования, сформулировал законы и категории диалектики.

Опираясь на диалектические идеи других представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель выстроил свою диалектическую систему.

Исходным пунктом его философии явилось положение о тождестве бытия и мышления. Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут расматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания. Оно само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного субстанционального первоначала. Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу мира, есть, по Гегелю, тождество бытия и мышления, в котором, однако, изначально имеется различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Объективно существующее мышление Гегель обозначил как абсолютную идею. Она «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть ее «инобытие». Получается, что мир существует и развивается по законам надмирового разума – абсолютной идеи. Таким образом, мышление, разум рассматривались Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Причем, эта субстанциональная сущность находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности. Поэтому Гегель относил себя к пантеистам.

Абсолютная идея – не неизменная сущность, она трактуется Гегелем как непрерывно развивающийся процесс познания от более низкой ступени к более высокой. Высшую ступень развития абсолютной идеи составляет «абсолютный дух» – человечество, человеческая история.

Поскольку мышление – это чистая мысль, мыслящая самое себя,то по сути процесс развития означает самопознание идеи. Он стремится найти и познать себя в каждой вещи в каждом движении, тем самым он обогащается, становясь все более развернутым. Иначе говоря, Гегель отождествлял разум и действительность. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом. Отсюда исходит один из его важнейших тезисов: все действительное разумно, все разумное действительно.

Действительным Гегель называл не все то, что существует, а лишь наиболее важное, существенное, исторически необходимое. Только действительность (необходимость) разумна, да и то лишь до тех пор, пока сохраняются обстоятельства, обусловливающие ее необходимость. Вторая половина тезиса Гегеля – все разумное действительно – означает, что разумное не беспочвенно, все разумные человеческие идеалы представляют собой не недосягаемые мечтания, а нечто осуществляющееся в действительности. Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Однако как было сказано, он отождествлял отражение действительности (разум) и то, что отражается, – объективную реальность.

Таким образом, понятие «абсолютной идеи», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается неким представлением о боге, правда, освобожденным от обычно приписываемых ему религией человеческих черт.

Первоначально саморазвитие идеи как ее самопознание заключено в сфере чистого мышления, где рассматриваются общие понятия, их взаимосвязь. Этому посвещена «Наука логики» Гегеля. Затем, познав себя на этом уровне, она разворачивается в природе, т.е. переходит в инобытие, обогащает свое познание в конкретных прородных процессах. В «Философии природы» Гегель подробно описал данный этап развития. Третий этап – заключительный , когда идея, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа», развившись как самосознание человечества. На этом саморазвитие абсолютной идеи заканчмвается.

Как видно, философская система Гегеля состоит из трех частей:

1) логики – учения о всеобщих законах движения и развития, о разумных принципах, лежащих в основе всего существующего;

2) философии природы – картина развития мира;

3) философии духа – истории человека и его самосознания.

Основной формой мышления, по Гегелю, является понятие. Оно, по его мнению, – начало всякой жизни. Тем самым, не бытие определяет мышление, а мышление определяет бытие. Хотя Гегель и высказывал эту идеалистическую мысль, но она содержит глубокую мысль о значении понятия в мышлении, о его относительной независимости от чувственных данных, из которых оно исходит, далеко выходя вместе с тем за их пределы. Но у Гегеля понятие противопоставляется чувственно воспринимаемой действительности.

Логика, как вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания. Гегель ставил перед логикой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания, т.е. логика выступила учением о сущности вещей. Поэтому в «Науке логики» рассматривались вопросы о закономерностях действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий, о природе механических, химических, жизненных процессов и т.д. Здесь же он рассматривал общие понятия: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, тождество, различие, противоречие и т.д. Все эти понятия связаны и, по мнению Гегеля, выражают различные ступени познания.

Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего содержания к понятию более богатого содержания, охватывающему в единстве различные, даже противоположные стороны. Так, анализируя понятия количества и качества, Гегель показывал, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершающимся путем скачка, перехода из одного качественного состояния в другое ( закон перехода количественных изменений в качественные, по Гегелю). Например, переход воды из одного состояния в другое под влиянием температур.

Раскрывая взаимопереход наиболее общих категорий, он критиковал метафизическое противопоставление тождества и различия, сущности и явления, свободы и необходимости и т.д., подчеркивая, что противоположности не абсолютны, а относительны. Анализируя отношения тождества и различия, Гегель раскрывал лежащее в их основе противоречие. Положение о противоречии как внутреннем источнике движения, развития составляет главное в гегелевском учении о сущности (по Гегелю, закон единства и борьбы противоположностей). С учением Гегеля о противоречии связано его понимание отрицания и отрицания отрицания. Развитие приводит к отрицанию данной формы явления, причем оно заложено в нем. Отрицание есть закономерная ступень процесса развития. Диалектическое отрицание означает не полное отрицание, а сохранение преемственности в развитии – положительных качеств явления. В дальнейшем отрицание подвергается вновь отрицанию. Это Гегель выразил в законе отрицания отрицания.

В «Философии природы» Гегелем дается характеристика развития абсолютной идеи уже «не в себе, не для себя», а как инобытие – воплощение в природе. Главными форами природного бытия идеи Гегель называл механику, физику, органику. В связи с этим он рассматривал пространство и время, материю, движение, всемирное тяготение. Все они являются внешним проявлением абсолютной идеи. Не отрицая многообразия изменений в природе, Гегель тем не менее утверждал, что все они совершаются в рамках вечно повторяющегося, раз и навсегда установленного круговорота. Получается, что природа не способна к развитию во времени.

Третья часть системы Гегеля – философия духа – посвещена рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, возвращается к самой себе в качестве абсолютного духа, т.е. воплотившись в самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. Таким образом, философия духа есть идеалистическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и самопознания. Феноменология духа состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство), учения об абсолютном духе как высшей ступени самосознания абсолютной идеи (искусство, религия, философия).

Метод и система Гегеля органически связаны, тем не менее, между ними имеется неразрешимое противоречие, поскольку система вопреки его диалектике ставит предел развитию. Если диалектический метод учит, что развитие всеобще, то система отрицает всеобщность развития, т.к., по Гегелю, природа не развивается во времени, а лишь разнообразится в пространстве. Далее. Если метод утверждает, что развитие не имеет предела, то система ставит предел развитию мышления (формы которого исчерпываются в «Науке логики»), развитию познания вообще (завершающегося созданием его философии), развитию общества. Пределом общественного развития Гегель считал установление конституционной монархии и связанное с ней преобразование общества.

В этом и состоит глубокое противоречие между философской системой Гегеля и его диалектическим методом, между консервативной и прогрессивной сторонами его философского учения.

К числу заслуг Гегеля относятся прежде всего гениальные догадки о взаимосвязи, движении, развитии явлений, о противоречии как источнике движения, развития, о превращении количественных изменений в качественные, о природе теоретического и логических форм и категорий, посредством которых оно осуществляется.