рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. - раздел Философия, РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В Обществе Выделяются Три Главные Подсистемы, Или Сферы: Производственно-Деят...

В обществе выделяются три главные подсистемы, или сферы: производственно-деятельностная, социально-политическая и духовная. Они представляют собой также сложные образования – системы, которые обладают в обществе относительной самостоятельностью. Связи между сферами носят причинно-следственный и функциональный характер. Существенные изменения в какой – либо из сфер, как причина, влекут за собой изменения и в других сферах. Функциональные зависимости существуют в рамках сложившейся качественно устойчивой общественной системы, предназначены для поддержки, дополнения другой сферы. Скажем, научные достижения как продукт духовной сферы способствует функционированию материального производства, или, управленческая деятельность обеспечивает организацию духовной, материальной сфер.

В производственно - деятельностной сферечеловек удовлетворяет свои материальные потребности. Она является социальной формой, в рамках и посредством которой осуществляется производство.

Вопрос о роли материального производства наиболее разработан в учении К.Маркса. Он вводит понятие способа производства. Способ производства – это конкретно-историческая, устойчивая система связей, отношений, в которой люди, соединяясь определенным образом с орудиями труда и выступая на основе их взаимного отношения к средствам производства и в общении друг с другом, осуществляются, регулируют и контролируют вещественный обмен между природой и обществом, а также между собой для удовлетворения своих жизненных потребностей, т. е. для обеспечения своего существования, функционирования, развития.

Способ производствапредставляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя людей с их способностями и навыками применять орудия труда, а также средства производства, с помощью которых человек, воздействуя на природу, создает мир очеловеченной природы. Производительные силы – это наиболее подвижный элемент. Дело в том, что каждая удовлетворенная потребность, процесс ее удовлетворения, ведут к рождению новой потребности. А более совершенная потребность вызывает необходимость усовершенствования орудий труда для ее удовлетворения, а также развития способностей, возможностей, навыков человека как главной производительной силы. Таким образом, уже в самих производительных силах заложена внутренняя противоречивость, которая обуславливает изменение и развитие общества.

Социальной формой, в рамках и по средствам которой осуществляется производство, предопределяется взаимоотношение не только между людьми, но и между обществом и природой, являются производственные отношения. Возникнув как результат процесса производства, они превращаются в его предпосылку: оказывают активное воздействие на производительные силы, способствуя или препятствуя их развитию.

Производственные отношения – относительно самостоятельная система отношений, которая характеризуется присущей ей внутренней структурой. В наиболее общем виде производственные отношения можно охарактеризовать как систему связей и отношений, в которые вступают люди в процессе производства. С точки зрения внутренней структуры они выступают:

– как взаимоотношения между людьми, обусловленные их взаимным отношениям к средствам производства и выражающиеся: а) в конкретно-исторических формах собственности; б) в способе соединения рабочей силы с орудием труда;

– как обусловленные различием места, положения лиц, групп и классов в системе общественного производства формы обмена деятельностью;

– как формы распределения, обмена и потребления.

Производственные отношения могут стимулировать или, наоборот, сдерживать, тормозить развитие производительных сил. В этом случае происходит смена производственных отношений.

Социально-политическая сферавключает в себя социальные образования (группы, классы, организации, этнические общества и т. п.) и их взаимодействие. Содержание этой сферы объемно, зависит, прежде всего, от степени развития духовности самого человека. Назначение социальной сферы заключается в воспроизводстве общества как такового, сохранения его устойчивости . Поэтому особое место занимают организации и учреждения, призванные осуществлять управление обществом: социальные институты, государство. Особое значение для обеспечения устойчивости отношений, от которых зависит бытие общества,имеют социальные институты. Они получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп, вырабатывают способы действия как безличные. Социальные институты многообразны, т.к. многобразна и сама общественная жизнь: экономические, политические, воспитательные и культурные, социальные в узком смысле слова (добровольные объединения – клубы, общества), религиозные и многие другие.

Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. В этом смысле субъект управления также имеет сложную структуру, главным составляющим которой выступает государство. Именно оно обладает основной властью в обществе. Маркс отмечал, что деятельность государства «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами» (К.Маркс. Капитал. Т.3 // соч. т. 25, ч. 1, стр. 422).

Возникает вопрос: каково соотношение между государством и гражданским обществом?

Гражданское общество– это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей (индивидуальных, коллективных).

Именно гражданское общество обеспечивает плюрализм и демократию, широкое признание принципа социальной справедливости, перераспределение доходов в пользу менее имущих групп и т. п., способствуя гуманизации общества.

Духовная сферасвязана с производством и удовлетворением людьми своих духовных потребностей.

Как реальный процесс жизнедеятельности она включается во все социальные процессы, в то же время в силу своей специфики выступает в качестве относительно самостоятельной сферы.

В процессе духовной деятельности люди вступают в духовные отношения. Достижения этой деятельности закрепляются в общественном сознании как части духовной сферы.

Общественное сознание– это воспроизведение людьми действительности в виде идей, теорий, взглядов, привычек, нравов и т. п.

Общественное сознание многообразно и проявляет себя с различных сторон. Выделяют типы, виды, уровни, сферы, формы общественного сознания.

Типопределяется историческими условиями и культурными особенностями того или иного общества. Например, первобытное сознание и современное, восточный тип сознания и западный и т. д.

Виды общественного сознания выделяются в зависимости от социального субъекта: индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

На ранних стадиях развития общества не было такой дифференциации, т. к. сама социальная структура общества была достаточно проста.

Индивидуальное сознание – это социальное содержание психики и мышления отдельного человека. Групповое – общие идеи, настроения, ценности –«общий дух» отдельной группы. Массовое сознание присуще большим сообществам людей: классам, нациям. Это общеклассовые и общенациональные ценности, нормы, традиции и т. п. Складывается оно посредством массовых коммуникаций. Общественное сознание интегрирует все виды общественного сознания, не сводится к их простой сумме. В отличие от массового оно включает в себя лишь наиболее общие, актуальные («работающие», используемые только в данный период истории) составляющие сознания, наполненные соответствующим содержанием.

Уровниобщественного сознания: обыденное и теоретическое сознание.

Они различаются по степени близости к практической деятельности. Содержание обыденного сознания – это чувственно-наглядный опыт практики, живое созерцание, приемы, стереотипы, доведенные до автоматизма. Основа же теоретического сознания – обобщенный чужой опыт. Это сознание уже не имеет чувственно-наглядной формы, оно выражено в понятиях, чертежах, формулах.

Различны они и по способу передачи информации. Объединенное сознание существует через непосредственное общение, натуральный показ. В нём ярко выражен личностный акцент. Теоретическое сознание передается через массовые коммуникации. Образно говоря – это диалог одного со многими или многих со многими. Информация теоретического уровня обезличена.

Формы, в которые облекается информация того и другого уровня, также отличаются друг от друга. В обыденном сознании превалирует наглядный образ, жест, действие. Из них складываются навыки, умения, привычки, наблюдения, приметы и т. п. Именно на этом уровне, прежде всего, закрепляется менталитет общества.

Менталитетобщества – это образ мышления, стереотип навыков, привычек, руководящих поведением индивидов и групп, толп, масс, народов. Это не индивидуальная мысль, или образ поведения. Это – автоматизм сознания.

На теоретическом же уровне информация существует в последовательной, систематизированной, обобщенной форме. Элементы теоретического сознания: абстракции, идеализации, символы, трактаты, концепции, гипотезы, учения и т. п. Обыденное и теоретическое сознание не разделены непроходимой границей, а непрерывно обмениваются содержанием.

Сферы общественного сознания общественная психология и общественная идеология. «Психея» – душа (греч.). «Идея» – образ (греч.).

Общественная психология – эмоции, чувства, настроения, потребности. Иначе говоря, – это отражение действительности посредствам чувств.

Общественная идеология – формирование мысленного образа предмета на уровне абстрактно – понятийной формы. Это система идеального мыслеобразования, воспроизводящая способ жизнедеятельности общества.

В ней раскрываются объективные стороны и отношения вещей. Элементы идеологии: идеи, понятия, суждения, взгляды, т. е. все то содержание сознания, которое связано с осмыслением сторон и отношений предмета.

Там, где у человека «вижу», и, «чувствую» – психология. Там, где «мыслю» и «понимаю» – идеология.

Сферы в общественном сознании находятся в неразрывном единстве. Любое явление в своей жизни и любое событие человек одновременно и переживает, и осмысливает. В реальной жизни люди в своем сознании подвергают проверке мышлением все свои переживания и впечатления, или, наоборот, те или иные мысли приводят их в восторг, вызывают негодование.

Формы общественного сознанияформируются в зависимости от разнообразия общественной духовной деятельности людей. Складывающиеся в результате этой деятельности отношения людей проходят через их сознание, выступают уже в виде идей и чувств. Выделяются следующие формы общественного сознания: политика, право, мораль, наука, искусство, религия, философия.

В литературе сейчас говорят ещё об экономической, экологической, космологической формах сознания, но это, скорее, есть разновидности научного сознания.

В каждой форме есть уровни и сферы сознания. Формы отличаются по предмету отражения и регулирования, по форме существования и по специальным функциям.

Следует иметь в виду, что в реальном общественном сознании эти формы отражения связаны и взаимопроникают друг в друга.

Политическое сознаниевозникло с делением общества на классы, когда возникает политическая деятельность. Политика ближе всего располагается к экономике и пронизывает все другие формы общественного сознания.

Предмет отражения и регулирования политических отношений – это отношения между людьми, соответствующий вид деятельности, касающейся вопросов государственного устройства, управления, политической власти. Политические отношения складываются в соответствии с определенными взглядами и представлениями людьми, которые имеют своими корнями экономику.

Формы существования политического сознания – политические идеи и взгляды, политические задачи социальных групп, политические настроения, чувства.

Политическое сознание играет наиболее активную роль в обществе, т. к. служит связующим звеном между экономикой и другими формами общественного сознания. Его задача – представлять те изменения и то состояние, которое происходит в области политики, и регулировать политическую деятельность.

Это целеполагающее сознание, оно отражает общественное бытие в виде постановки целей и задач социальных групп.

Пока существуют классы и государства, а, следовательно, и политические отношения, политическая деятельность сохранится и политическое сознание.

Право, как политика, есть продукт возникновения государства. Предмет отражения и регулирования - отношения людей к действующему праву, т.е. к правовой организации общества.

Формы существования правового сознания: правовые взгляды, нормы, представления о своих правах и обязанностях, о правомерности и неправомерности того или иного поведения, о справедливости и несправедливости тех или иных норм права. Включаются также новые правовые требования, которые включают в свое содержание представления о желаемом в области права. Содержание правосознания во многом зависит от правоотношений, но самая глубокая основа лежит в экономических отношениях.

Право по сравнению с другими формами общественного сознания очень подвижно и ранее других отражает противоречия между изменившимися условиями жизни и действующим законодательством.

Главная функция права – регулирование отношений между государством и отдельными людьми, группами людей.

Общественные отношения по мере становления человеческого общества выражались, прежде всего, в моральных отношениях, которые и определяли специфику морального сознания.

Таким образом, предметом отражения и регулирования морали являются нравственные отношения. Это отношения между отдельным человеком и коллективом, заключающиеся в соблюдении интересов и требований коллектива (позже в истории общества – и личности). Общее требование состояло в том, чтобы индивиды удовлетворяли свои потребности только через удовлетворение потребностей коллектива. Соблюдение общих интересов выступало нормой поведения и закреплялось в привычках, традициях, обычаях.

Формы отражения и регулирования морали: представления и взгляды о должном поведении, принципы и правила такого поведения. Все это формирует нравственные ценности людей.

Оценочная форма моральных суждений находит выход в главной функции морали – регулятивной, а именно, регулировать отношения между личностью и коллективом, ориентация на лучшие примеры поведения. С ней связана воспитательная функция.

По определению Энгельса, религияесть фантастическое, иллюзорное отражение в головах людей тех внешних сил (природных и общественных), которые господствуют над ними в их повседневной жизни.

Но не всякая фантазия выступает как религия, а лишь такая, которая обращена к неземному. Появление религии было обусловлено таким отношением к природе, в котором главной стороной является не господство людей над природой, а, напротив, господство природы над людьми. Это привело к тому, что люди прибегали к мнимым, иллюзорным средствам воздействия на природу. Они имитировали многие производственные процессы: охоту, рыболовство. Возникла целая система приемов, в основу которых легла вера в сверхъестественное воздействие на окружающие человека предметы и явления.

Предмет отражения и регулирования религиозного сознания выступают отношения, основанные на вере в сверхъестественное, т. е. своеобразное отношение к воображаемым объектам в религиозной деятельности. Особенности этой деятельности:

– вера в реальность существования сверхъестественных существ, свойств и отношений;

– переживание своего отношения к сверхъестественному;

– иллюзорно-практическое (воображаемое) отношение людей к сверхъестественному.

 

Литература.

1. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М., 2002.

2. Спиркин Г.А. Философия. – М., 2003. Гл. 17-18.

3. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 6, п. 1, 3.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VII, гл. 2.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЛОСОФИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.
Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее

Философия – это концептуализированная система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру.
Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом: 1. Как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; 2. Как комплекс

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческим характером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Особенности философского знания определяют предмет философии. Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную з

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, пос

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.
Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования

Философия Древней Индии.
Возникновение философии Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до нашей эры, когда стали складываться государства. Особенность социального устройства заключалась в кастовом рассл

Древнекитайская философия.
Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, резко не размежовываясь с ними. Но религиозная традиция не получила столь интен

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Античная философия сформировалась в VII-VI в.в. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она существенно отличалась от древневосточной. В историю фил

Школа элеатов.
Школа элеатов сложилась в VI в. до н. э. в Южной Италии в городе Элее. Главные представители этой школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческо

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).
С творчества Сократа начинается второй период античной философии, исключительно важный в последующем развитии мировой философии. Он закрепляет основные формы философствования и развивает их дальше

Демокрит (ок. 470 – 370 гг. до н.э.).
Демокрит являлся представителем так называемого атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа. Онтология. Демокрит занимался широким кругом вопросов фило

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).
Платон продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Общие понятия он называл эйдосами,

Аристотель (384 - 322гг. до н.э.).
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение – одно из величайших в древнегреческой философии. Онтология. Учени

Киники.
Термин «киник» в древнегреческом языке звучал как «собачий», отсюда – «собачья философия». Поведение, которое вытекало из их учения, шокировало окружающих своей экстравагантностью. Они исходили из

Скептицизм.
Первое течение скептицизма охватывало период от IV в. до н.э. до III в. до н.э., второе от I в. до н.э. до II в.н.э. Постклассический период античной философии смещает ее проблематику в ст

Эпикуреизм.
Главный представитель и родоначальник направления – Эпикур (341 -270 гг. до н.э.). Основная задача эпикурейцев – создание этики – учения о поведении человека, приводящем к с

Стоицизм.
Школа стоиков (конец IV – III в. до н.э.) основана Зеноном из Китиона на Кипре (ок. 366 – 264 гг. до н.э.). Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии

Неоплатонизм.
Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Круп

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Средневековая культура рождает новую философию, которая была ориентирована на религиозные позиции христианства. Христианство возникает в I- II столетиях в Римской империи, а затем распространяется

Фома Аквинский.
Творчество Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) относится уже к периоду поздней средневековой философии – к схоластике. Особенность его философии в том, что он в отличие от Августина опирается не на нео

Западноевропейская философия Нового времени.
Начавшийся в период Ренессанса новый способ философствования закрепляется и развивается в последующий период и получает название: философия Нового времени. Этому способствовали социально-экономичес

Фрэнсис Бэкон.
Ф.Бэкон (1561 – 1626 гг.) считается родоначальником Новоевропейской философии, поскольку именно ему принадлежит новый взгляд на философию, который в последствии получил широкое развитие: «…привнесе

Рене Декарт.
Французский философ Р.Декарт (1596 – 1650 гг.) происходил из семьи дворянина, получил образование в привилегированной школе, некоторое время служил в армии. Основная его творческая жизнь прошла в Н

Джон Локк.
Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Д.Локк (1632 – 1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма – происхождение всех знаний из чувствен

Бенедикт (Барух) Спиноза.
Рационализм, развитый Декартом, хотя и вызывал возражения со стороны сенсуалистов, получил свое дальнейшее развитие в трудах виднейших философов того времени, например, Б.Спинозы (1632 – 1677) – ни

Джордж Беркли.
Английский философ Д.Беркли (1684 – 1753) вошел в историю философии как представитель субъективного идеализма и агностицизма. Образование он получил в Дублинском университете, занимался в основном

Давид Юм.
Английский философ, психолог, историк и экономист Д.Юм (1711 – 1776 гг.) был современником Д.Беркли. Он обучался в Эдинбургском университете, однако преподавательской работой практически не занимал

Французский материализм XVIII века.
В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на ос

Иммануил Кант.
И.Кант (1724 – 1804 гг.) был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. Философское творчество Канта делится на два периода.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831 гг.) впервые в систематической форме представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

Людвиг Фейербах.
Последним из выдающихся философов немецкой классической философии был Л. Фейербах (1804 – 1872). В отличие от других представителей он развивал материалистическое направление в философии, продолжив

Карл Маркс (1818 – 1883 г.г.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.г.) создали учение, которое получило название диалектический материализм.
Философские понятия и построения марксизма во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологического материализма Фейербаха.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
С принятием христианства на Руси в X веке центрами духовной культуры стали церкви и монастыри, в которых создавались не только церковные книги, но и летописи, а позднее всевозможные поучения, имевш

Славянофилы.
Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, И.А.Третьяков, А.Я.Поленов, Я.П.Козе

Революционные демократы.
Формирование и развитие в России революционно – демократической идеологии связано прежде всего с именами В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева,А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского. В

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
С середины XIX века в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. В первую очередь – это переход от классической философии к неклассической: отход от классических

Неопозитивизм.
Неопозитивизм, логический эмпиризм явился третьим этапом позитивизма (сер. XIX в.). Его видные представители: Б.Рассел, Р.Карнап, П.Витгенштейн и др. Неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию

Постпозитивизм.
Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские пр

Герменевтика.
Герменевтика – древнее слово, обозначало умение толковать непонятное. В современном понимании она представляет собой учение о понимании и интерпретации документов, содержащих смысловые связи, и о п

Психоанализ.
З. Фрейд ввёл психоанализ в ранг философско-антропологических принципов. В этом учении осуществлялся переход от внешнего описания изолированных психических явлений к раскрытию лежащих в их основе «

Экзистенциализм.
Экзистенциализм (от лат. Exsistentia – существование), или философия существования – философское направление, получившее широкое распространение во многих европейских странах. Его основные представ

КАРТИНА МИРА И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Проблема мира является составной частью философского учения. Только через понятие мира, его сущности, законов развития и существования человек может познать самого себя, определить свое место в мир

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ.
Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его созн

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывност

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.
Диалектикакак принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и ме

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.
Мир существует в пространстве и времени: «основные формы всякого бытия – писал Энгельс – суть пространство и время, бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как быти

Ds2=dx2+dy2 +dz2-c2t2.
На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными сущностями. Реально тол

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА.
Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных философских по

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО.
В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного соде

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ.
При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности. Это единство прослеживается по ряду н

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё бессознательное. Бессознательное– это совокупн

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др., поскольку специфика философского знания – в его антропоориентированн

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
Человек – часть природы, существо биологическое, как высший вид млекопитающих – Homo sapiens. В этом смысле он обладает определенной совокупностью видовых признаков, которые могут претерпева

ДУХОВНАЯ СТОРОНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Определить человека можно через специфические формы его общения с миром, которые опосредованы и обусловлены его духовностью. Именно она дает качественное своеобразие его существованию. Раз

СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.
Становление человека как такового связано с развитием общественных отношений в отличие от природных. Индивидуальное формирование человека также протекает только во включенности его в общественные о

СМЫСЛ ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Проблема смысла человеческого бытия, смысла жизни, назначения человека относится к числу вечно актуальных. Люди живут, действуют, изменяют себя и историю, а для чего? В философии существуе

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на сам

ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ОБЩЕСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятель

ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ.
В процессе познавательной деятельности вырабатываются знания. Что обозначается понятием «знание»? Чаще всего принималась отражательная концепция знания – знание понималось как отражение. Но в какой

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.
При характеристике знания возникает проблема его истинности. В гносеологии существует несколько трактовок истины, например: 1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспонд

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Наиболее рельефно познавательная деятельность человека проявляется в научном познании, т.к. именно наука по отношению к другим формам общественного сознания более всего нацелена на познавательное о

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА.
Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного (совершаемого совместно с другими

Идеология.
В широком смысле идеология понимается как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. С

Правовое сознание. Философия права.
Существуют различные типы правопонимания. Так, с точки зрения либертарно – юридического подхода, предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официаль

Философия и религия.
Философский анализ религии отличается от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой приро

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (

ЭЛЕМЕНТЫ И СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Поскольку культура понимается как совокупность устойчивых форм – образцов деятельности, то логично предположить, что в качестве ее элемента может быть взят любой регулятив, структурирующий эту деят

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Во второй половине XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, инфор

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА.
Прогрессирующие влияние науки и техники в современном обществе накладывает глубокий отпечаток на сам характер существования человека. Радикальные изменения: перемены в условиях участия людей в сист

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Глобальные проблемы означают всеобщие проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества. Это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогр

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО.
Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно–биологическое существование. Задача сложна, посколь

НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО.
Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно – биологического своеобразия (эволюцию, типы нервной деятельности, законы биологического рег

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную всеобщность, т.е. субстанцию. Абстракция

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги