искусство отсталых племен отражает начавшийсяв мезолите поворот от реализма к условности.
Возникновение других видов искусства прослеживается этнографически. В устном творчестве раньше всего развились предания о происхождении людей и их обычаев, подвигах предков, возникновении мира и различных явлений природы. Вскоре сюда добавились рассказы и сказки. В музыке вокальная или песенная форма, по-видимому,, предшествовала инструментальной. По крайней мере, огнеземельцам и ведда, имевшим несложные охотничьи и другие песни, не было известно ни одного музыкального инструмента. Но вообще музыкальные инструменты появились рано. Эти ударные приспособления из Двух кусков дерева или натянутого куска кожи, простейшие щипковые инструменты, прототипом которых, вероятно, была тетива лука, различные трещотки, гуделки, свистелки, трубы, флейты. Последние, видимо, представлены и археологически — трубчатыми костями с боковыми отверстиями, найденными в памятниках позднего палеолита. К числу древнейших видов первобытного искусства относятся танцы, засвидетельствованные одним из мадленс-кйх рисунков. Как правило, первобытные танцы коллективны и изобразительны: это имитация, часто с помощью масок, сцен охоты, рыболовства, собирательства, брачных отношений, военных действий и т. п. Соединяясь с устным, музыкальным, изобразительным творчеством и подчас превращаясь в примитивные драматические представления, такие танцы наиболее наглядно выражали эмоционально-познавательную и воспитательную сущность первобытного искусства.
Таким образом, в духовной культуре ранней родовой общины с самого начала наличествовали и развивались элементы рационального миросознания. Но в целом эти элементы были еще очень невелики: островки знания терялись в море незнания. Между тем люди в родовой общине, в противоположность людям первобытного стада,
t достигли такой ступени развития интеллекта, когда . потребность объяснить все, с чем им нрихо-| дятся сталкиваться, в том числе и то, что оставалось ;,непонятным, заставлялочувствовать свое бессилие. По-|этому рядом с рациональным миросознанием возникла ^религия.
Главной особенностью превратного миросознания I членов ранней родовой общины было то, что они еще не ^ выделяли себя из окружающей среды. Кормовая территория, ее животные, растительные и минеральные богатства, действующие: на ней стихийные силы и живущая здесь f человеческая группа—все это мыслилось как единое, сли-
*Toe целое, в котором люди были тождественны с приро-
*дой. Природе приписывались человеческие свойства вплоть
до кровнородственной организации и дуалистического раз
деления на две взаимобрачных половины; людям—свой
ства природы вплоть до воспроизводства ее стихийных
явлений. Эта специфика первоначальной религии сказа
лась во всех ранних видах фантастических представлений:
тотемизме, фетишизме, анимизме, магии.
Тотемизм, особенно полно сохранившийся у аборигенов Австралии, — это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, например, кенгуру или луковицы, и верил,
|' что происходит от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его отцом, старшим братом и т. п., помогающим людям
|f данного рода. Последние, со своей стороны, не должны были убивать свой тотем, причинять ему какой-либо вред,
'*.употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тоте-мических предках и оставленных ими «детских зароды- шах», дающих начало новым жизням; здесь хранились ; тотемические реликвии и совершались различные тотеми-
♦о* |