рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сергей Николаевич Булгаков

Сергей Николаевич Булгаков - раздел Философия, Хрестоматия по курсу философии для студентов всех форм обучения и специальностей Об Авторе. Протоиерей Сергий Николаевич Булгаков (1871 - 194...

Об авторе. Протоиерей Сергий Николаевич Булгаков (1871 - 1944) был сыном настоятеля кладбищенской церкви в старинном городке Ливны Орловской губернии и имел в своем роду многие поколения священников. Однако, он не пошёл по стопам своих предков, и в молодые годы довольно долгое время исповедовал марксизм, и сопутствующий ему атеистический материализм, легальный марксизм он пытался соединить с неокантианством; также он занимался экономикой, философией, теологией. Неоднозначно оценивается в православном мире и позднейшее его Богословское творчество, в частности, учение о Софии Премудрости Божией ("софиология"). При всем этом, работа «Православие», которую написал Булгаков в довольно поздние годы, будучи уже священником, является весьма полезной для современного русского читателя, интересующегося религиозными учениями в целом и Православным вероучением в частности.

Под влиянием идеи Владимира Соловьёва Булгаков обратился к религиозно-мистической философии, которая «имеет своей единственной проблемой бога и только бога». Поиски ответа на «вечные вопросы» - об абсолютном основании мира, о природе добра и зла в нём, о смысле человеческого существования, о конечной цели исторического процесса и запредельном, метаисторическом существовании мира и человека – толкали Булгакова к религиозной философии всеединства. Основной пафос религиозно-философских исканий Булгакова был подчинён оправданию мира. Основным философским ключом Булгакова стала одна из любимых идей Соловьёва, которую он не развил до конца, - идея Софии, или Премудрости Божьей. Булгаков преуспел во многих областях – науке, экономике, но всё же, в конце концов, он вернулся к религии и стал священником. Уже в последний период своей жизни в Париже Булгаков пишет книгу «Православие», где рассказывает об устройстве Православной Церкви, рассматривает православие в различных областях (например, в хозяйственной жизни, в государстве), показывает основные символы веры в Православии, ну и конечно же говорит о едином Боге Православия в его трёх ипостасях.

Итак, приведём отрывок из книги С.Булгакова «Православие», а именно главу «Вероучение».

Фрагментиз книги «ПРАВОСЛАВИЕ»

«Православие есть Церковь Христова

на земле. Церковь Христова есть

не учреждение, но НОВАЯ ЖИЗНЬ

СО ХРИСТОМ И ВО ХРИСТЕ,

движимая Духом Святым »

Глава «ВЕРОУЧЕНИЕ»

 

Православная Церковь имеет лишь ограниченное число догматических определений, которые являются общеобязательным исповеданием для каждого ее члена. Строго говоря, этот минимум ограничивается никео-константинопольским символом, который и читается при крещении и на литургии, и постановлениями семи вселенских соборов. Это не означает, чтобы ими исчерпывалось все вероучение, которое жизненно содержится Церковью, но все это остальное вероучение не получило для себя обязательного догматического формулирования, оно содержится лишь в богословском учении, хотя и касается предметов чрезвычайной важности (как, напр., почитание Богоматери, святых, учение о таинствах, о спасении, эсхатология и т.д.). Таков вообще стиль православия, которое удовлетворяется насущным минимумом обязательных догматов, в отличие от католичества, стремящегося формулировать в канонах весь догматический инвентарь Церкви. Разумеется, для православия не исключена возможность и новых общеобязательных догматических формул, принимаемых на новых вселенских соборах, однако, строго говоря, существующий минимум достаточен и по существу, чтобы быть незыблемым фундаментом, на котором может развиваться вероучение и без каких-либо новых формулировок, раскрываясь в соборности церковной и отлагаясь в богословском учении Церкви (Theologumena). Преобладание Theologumena над догматами есть особое преимущество православной Церкви, которой чужд дух законничества и в догматах. Жизненного практического ущерба, даже при наличии многообразия богословских мнений, это для православия не составляло и не составляет.
Есть один основной христианский догмат, который является общим и для всего христианского мира, - исповеданный ап. Петром от лица всего апостольского лика, а в нем и от лица Церкви: "Ты еси Христос, Сын Бога Живого". Это же было предметом апостольской проповеди от дня Пятидесятницы. Иисус Христос есть предвечное Слово, Сын Божий, принявший человеческое естество, нераздельно и неслиянно, истинный Бог и истинный человек, пришедший в мир для спасения человека, приявший вольные страдания и крестную смерть, воскресший, вознесшийся на небеса и седящий одесную Отца и снова грядущий в мир для последнего суда и вечного своего царства. В этой вере православие не расходится ни с католичеством, ни с англиканством (по крайней мере, с англокатоликами), ни с ортодоксальным протестантизмом. При этом, христологический догмат понимается во всей силе реализма, который дан ему в эпоху вселенских соборов. Это выражение его, в своем роде, является законченным и совершенным для всех времен. Разумеется, мы воспринимаем его теперь философскими и богословскими средствами нашего времени. Здесь нет архаизирования, как нет и модернизма (в дурном смысле). При этом, догмат не боится рационалистических реактивов, которым подвергает его либеральный протестантизм. Христологический догмат для православия и в наши дни является столь же современным, как и в эпоху вселенских соборов. Для православия представляется слепотой и ограниченностью современный рационализм, который из полноты веры во Христа вылущивает субтильности веры во Иисуса, как явившего собою богосыновство, хотя и человека, но сына Божия. Этот "иезуанизм", в качестве христианства, является не только духовной безвкусицей, но и богословской ограниченностью. Идея жертвенной любви Бога к Своему падшему творению, доходящей до воплощения и крестной смерти, а с другой стороны, идея богочеловечества, как положительного соотношения между Богом, сотворившим человека по образу Своему, и человеком, возведенным чрез боговоплощение в состояние обожения, - они суть высшие самоочевидности для религиозной философии, и они раскрываются, как таковые, с особенной любовью в новейшем русском богословствовании. Во всяком случае, протестантский предрассудок о том, что православная христология есть "острое эллинизирование христианства" или что православие есть "петрификация древности", является богословской наивностью и порождается рационалистической надменностью и ограниченностью. Православие совершенно в своем богословии отнюдь не меньше, но больше, чем "религиозно-исторический иезуанизм".
И вера во Христа, как Сына Божия, для православия есть не христологическая доктрина, но сама жизнь, она проникает все его сверху донизу, каждый повергается к ногам Спасителя с радостным воплем веры: "Господь мой и Бог мой", присутствует при Его Рождестве, страждет Его крестной мукой, совоскресает с Ним в воскресении, трепещет Его славного пришествия. Без этой веры просто нет христианства. И поистине, новейшие христиане без Христа (иезуанисты), стремясь сделать религию научной, достигли одного: они лишили христианство его духа и огня и сделали его скучным и посредственным. Христианство есть вера во Христа, Сына Божия, Господа нашего, Спасителя и Искупителя, это есть "победа, победившая мир, сия есть вера наша" (I Ио. 5, 4-5).
Но вера во Христа, как Сына Божия, есть вместе с тем и вера во Св. Троицу, во имя которой, по заповеди Христовой (Мф. 28, 19), и совершается крещение. Она уже включается в веру в Сына, посылаемого Отцом и посылающего Духа Святого. Христианство есть религия Св. Троицы - настолько, что даже одностороннее сосредоточение богопочитания только на Христе является уже практическим отклонением в сторону иезуанизма. Заслуживает внимания, что и в литургической жизни православия, в возглашениях, доксологиях, молитвенных обращениях решительно преобладает Имя всей Пресв. Троицы перед Именем Иисусовым в отдельности, - чем свидетельствуется, что ведение Христа нераздельно связано в ведением Св. Троицы. Бог есть Дух, имеющий триединое сознание при единстве жизни и существа, и в этом триединстве соединяется самобытность и раздельность трех божественных ипостасей с единством божественного самосознания. Бог есть Любовь. Как таковой, Он не есть моноипостасный субъект, для которого единственность, обрекающая его на всепожирающий эгоизм, есть и ограниченность. Бог есть самоотвергающаяся Любовь Трех, которая имеет такую полноту взаимности, что соединяет трех в одной жизни. Тем преодолевается ограниченность моноипостасности и раскрывается полнота жизни абсолютного самодовлеющего духа. Догмат Св. Троицы является в православии также общим со всем христианским миром, как католичеством, так и протестантизмом, кроме тех его течений, которые отвергают троичность во имя унитаризма, воспроизводя савелианство или модализм или сближаясь с иудаизмом и исламом (тем и обличая себя как религиозную реакцию). Догмат Св. Троицы исповедуется православием также в таком виде, как он был выражен в эпоху вселенских соборов и закрепился в символе веры. Но и это не делает его в какой-либо мере архаическим, потому что он и для современного религиозно-философского сознания является высшей истиной умозрения. То, что он является невместимым для рационализма, который подходит к постижению вещей божественных с рассудочными категориями неподвижного единства или множества, совершенно не делает его чуждым богословствующему разуму. Мы в своем собственном самосознании находим такие ослепительные знаки триипостасного триединства (я-ты-мы), что догмат этот является и необходимостью для мысли и исходной темой для метафизических построений. Догмат Св. Троицы есть не только вероучительная формула, но живой и непрестанно развивающийся христианский опыт, факт жизни христианина. Ибо жизнь во Христе соединяет со Св. Троицей, дает ведение любви Отчей и даров Духа Св. Нет христианской жизни вне познания Св. Троицы (о чем свидетельствует изобильно вся христианская письменность). И унитаризм уже не есть христианство, не может быть им, и с ним для православия не может быть никаких точек соприкосновения. Фактически, новейшее арианство, иезуанизм и унитаризм между собой оказываются связаны и одинаково остаются вне церковного христианства. Исповедание веры в Св. Троицу есть общее достояние как неразделенной Церкви, так и после ее разделения. Отличие между восточной и западной церковью, постепенно утвердившееся с V-го века, состоит, как известно, в учении об исхождении Св. Духа. Согласно православному учению, Отец, как первоначало, предвечно рождает Сына и изводит Св. Духа, это есть божественное единоначалие во Св. Троице. При этом возникает вопрос о взаимоотношении Второй и Третьей ипостаси. Согласно отеческой письменности. Дух Св. исходит чрез Сына и на Нем почивает, в этом и выражается их связь по происхождению. На западе это соотношение, которое вообще не было выяснено до конца в Церкви, стало пониматься как соучастие Сына в самом изведении Св. Духа, с нарушением принципа монархии и рассечением Св. Троицы на две двоицы (Отец - Сын, Отец и Сын - Св. Дух). Отсюда возник богословский спор о filioque, который из различия богословских мнений превратился в догматическое разногласие, после того как западный theologumenon, сам по себе являющийся порождением прежде всего богословской неточности, был превращен в нерушимый догмат чрез infallibile magisterium папы. Как показал опыт Боннской конференции православных со старокатоликами, здесь возможно искать почву для взаимного богословского понимания, и разделяющим здесь является, в первую очередь, папство со своим притязанием на непогрешимость и упорством в местных односторонностях или заблуждениях, принимаемых за саму истину более, нежели самое учение. Бог есть Творец мира, создавший его из ничего. Бог всеблаженный не ищет в нем для себя восполнения, но по благости Своей Он хочет сделать причастным к бытию и не-бытие и в нем отразить образ Свой. Сотворение мира из ничего есть дело любви, всемогущества и мудрости Божией. Сотворение мира совершается Св. Троицей, Отцом, глаголющим Слово в Духе Св. Это образно выражено в повествовании I гл. Бытия: Бог (Отец) говорит (Словом Своим): да будет, и вся бысть добро зело (Дух Св. животворящий и совершительный). Св. Троица непосредственно обращена к миру Словом, им же вся быша (Ио. 1, 3), Сын есть миротворящая, космоургическая ипостась, Словом сказующая идеальное бытие мира, но и Дух Святый совершает, животворит, дает миру реальность. Образы мира имеют предвечное основание в Боге, и эти предвечные семена бытия, погружаемые в небытие, произращивают мир духовный, ангельский ("небо") и мир земной ("землю"). Духовный организм этих предвечных первообразов бытия составляет единое первоначало мира в Боге, ту божественную премудрость, которую "Господь имел началом пути Своего прежде созданий Своих искони" (Притчи, 8, 22), которая "была пред Ним художницей и радостью Его всякий день, веселясь пред лицом Его во все времена" (8, 30-31. Ср. Книги Премудр. Сол. и Прем. Иисуса с. Сираха). Этот божественный первообраз творения имеет вершину и средоточие в человеке; "радость моя, говорит Премудрость (8, 31) - с сынами человеческими". Человек есть цель и вершина творения, он есть микрокосм, мир стяженный, и весь шестоднев может быть понимаем как постепенное сотворение человека, который создается в последний день, чтобы стать господином творения. Ангельский мир находится в служебном отношении к этому миру, возглавляемому человеком, несмотря на свою иерархическую высоту, проистекающую из близости к престолу Божию.

Человек сотворен по образу Божию. Это есть божественная и нерушимая основа человеческого существа, силою которой человек имеет назначение стать "богом по благодати", сыном и другом Божиим. Этот образ раскрывается и из его духовного лика и из его отношения к миру чрез посредство своего тела. Человек имеет духовное богоподобие не только как разумно-нравственное существо, одаренное познанием истины, волей к добру и ведением красоты, но прежде всего как ипостасный дух. В своем личном самосознании он имеет образ божественной ипостаси, а в родовом существе своем он имеет и образ ипостасного триединства, осознает себя не только как я, но и как ты, и мы. В мужеском и женском естестве своем человек содержит двоякий образ духовного бытия, с приматом разума и с приматом красоты и любви, в соответствии лику Второй и Третьей ипостаси. Чрез обладание телом человек является не только гражданином, но и господином этого мира, в нем совершается Премудрость Божия, явленная в творении. Этот образ Божий, явленный в человеке, есть основание его сотворения и предназначение его, но оно должно быть им самим в себе осуществлено свободно, и это есть подобие Божие. Мир и человек вышли из рук Творца непорочными и совершенными, однако это была лишь мера тварного совершенства, которое должно быть утверждено собственным свободным подвигом человека в исполнении воли Божией и в осуществлении своего собственного совершенства. Первозданный человек находился в состоянии непорочности и проистекающей отсюда близости к Богу, с возможностью прямого богообщения, но он должен был сам самоопределиться и утвердиться в Боге, а тем самым упрочить свое телесное бытие, возведя его к бессмертию. С человеком же связаны были и состояние и судьбы мира, которого он явился средоточием. Он получил от Бога все, что Бог мог дать ему всемогуществом Своим, но он не мог и не должен был получить от Бога то, что он сам призван был осуществить своею тварною свободой, в известном смысле, сам сотворить самого себя. Это самосотворение в свободе символически выражено в заповеди о невкушении от древа познания добра и зла. Человек пал, совершив непослушание, и отягчил себя так называемым первородным грехом. Он допустил в себе преобладание себялюбивой тварной стихии, от Бога обратившись к миру, и тем дал силу небытию, из которого он был создан. Он стал плотским, а потому и смертным. Во всей жизни его проступила тварная его ограниченность, которая вела далее и к прямому злу и заблуждению, и в познании, и в воле, и в творчестве. Человек остался в мире одинок, ибо прямое богообщение прервалось с изгнанием его из рая. Он должен был искать Бога, который сам приходил беседовать с ним до грехопадения. В чем отразилось влияние этого первородного, метафизического греха на человеческой природе? Первородный грех означает общее повреждение человеческого естества, отклонившегося от своей собственной нормы. Оно имеет первым последствием утрату того благодатного состояния, которое было свойственно человеку в силу присущего ему образа Божия и основанного на нем богообщения, а также и общего повреждения человеческой природы, которая, отделившись от жизни в Боге, приняла смерть и стала смертной. Плотское естество человека утратило свою послушность душе и, наоборот, получило над нею недолжное возобладание, человеком овладела похоть. В духовной жизни поднялось себялюбие, зависть и гордость, - действительное познание добра и зла, т.е. непрестанной борьбы мрака и света. Чрез это ограничилась и свобода человека: он стал невольником естества, пленником плоти и рабом страстей. И тем не менее все эти извращения и ущербления истинной человечности человека были не таковы, чтобы ее совершенно парализовать и обессилить человеческую свободу. Человек остался человеком, свободно-духовным существом, которое духовным подвигом, вспомоществуемым нарочитою помощью Божией, способно восходить к своей изначальной норме. В жизни человека обозначился этот путь благодатного восхождения, которое имеет вершиною своею Деву Марию, явившую собою предельную человеческую святость и собою засвидетельствовавшую, что человечество и в состоянии первородного греха сохранило истинную свою человечность, способную и достойную приятия Божества, боговоплощения.

Человек, созданный по образу Божию, чрез осуществление в себе богоподобия, предназначенный к обожению, отклонился от этого пути. Но сам Бог, давший образ Свой, сделался человеком, родившись от Духа Св. и Девы Марии, миновав плотское зачатие во грехе, и чрез то соединил в Своей ипостаси божеское и человеческое естество. Он стал человеком Иисусом, имеющим Свою индивидуальность, но в человеческом естестве Он принял всю человечность, будучи новым Адамом, всечеловеком, и все дела Его имеют всечеловеческое значение. В Своем земном пути, вместе с Божественным могуществом чудотворца и божественной мудростью пророка Он явил истинного и совершенного Человека, до конца, до крестной смерти послушного воле Божией, сделавшего Свою человеческую волю с нею согласной, и тем возвел Свою человечность к высшему достоинству бессмертия и духовности. В Своих страданиях духовных (Гефсимания) и телесных (крестная смерть) Он понес на Себе всю тяжесть человеческого греха и богоотверженности, принес Богу правды жертву умилостивления, искупил наш грех и примирил нас с Богом. Поэтому, взирая на Голгофский крест, мы, доселе чада тела, являемся уже чадами Божиими. Возведя человеческую природу к ее первозданному естеству, Он соединил ее - нераздельно и неслиянно - с божеской и чрез то обожил его, вследствие чего божеское естество облекло человеческое, не уничтожая его, как огонь накаляет железо, и тем даровал человеку спасение, вечную жизнь в Боге, уже здесь, среди скорбей, и в будущем веке, в жизни воскресения, ибо, воскреснув сам, Он воскресит с Собою во плоти все человечество.
Итак спасение всеобщее есть обожение человеческого естества; спасение личное есть усвоение этого дара личным подвигом, ибо обожение не есть физическое или магическое действие над человеком, но внутреннее благодатное действие в человеке, которое совершается при участии человеческой свободы, не помимо самого человека. Это есть жизнь во Христе, совершаемая Духом Св. Здесь человеческое усилие таинственно сочетается с Божественным даром богосыновства, силою обожения. Усилие это должно взять всего человека, а не одну лишь его сторону: оно выражается в подвиге веры, удостоверяющей для человека его искупление кровию Христовой и примирение с Богом, и делами, жизнью, которая есть естественный плод веры, а вместе и путь, жизнь веры: "вера без дел мертва есть". Вера и дела есть участие самого человека в своем обожении силою Христовой, это есть осуществление подобия Божия силою восстановленного в человеке образа Божия, который есть Христос. И степень осуществления этого подобия остается различна: "ина слава солнцу, ина слава звездам, звезда бо от звезды разнствует во славе" (1 Кор. 15, 41). Личное спасение есть духовное рождение самого себя своею свободой для вечной жизни чрез усвоение благодатного дара искупления и обожения. Здесь неуместна мысль о каких-либо заслугах человека (должных или сверхдолжных), которыми он по праву приобретает этот благодатный дар, ибо он несоизмерим ни с какими заслугами и является благодатным (gratia gratis data). Идея эквивалентности благодатного дара и человеческого подвига просто неуместна и недоразуменна. Подвиг (добрые дела) есть не заслуга (ибо благодатного спасения человеческими делами никто не заслуживает и заслужить не может), но личное участие человека в осуществлении своего спасения, которое вообще не имеет меры, ибо сила обожения бесконечна, как вечность. Поэтому и мысль о должных и сверхдолжных делах столь же ошибочна, как и мысль о том, что человеку не принадлежит никакого собственного участия в усвоении, в осуществлении для себя спасения, на том основании, что оно уже соделано за нас Богом, и его достаточно только опознать актом веры. (...). Но человек сохранил остатки первозданной свободы, и не может ее утерять, не теряя образа Божия и духовности своего существа, а следовательно, он призван и сам созидать в себе свое спасение. При этом могут различаться его индивидуальные образы, пути и степени, одним словом, личное соучастие человека в своем спасении. Человек не становится от этого своим собственным со-искупителем или со-спасителем вместе с Спасителем; но он совершает свою долю участия в своем личном усвоении спасения, лично спасается и лично содевает дело своего спасения в течение своей жизни. И в отношении к этому личному спасению подвиг - "дела" могут быть называемы заслугой, а достигаемое спасение - мздой, воздаянием, наградой; в указанном относительном смысле, следовательно, можно сказать, что человек заслуживает для себя свою долю участия в вечном блаженстве. Но это ничего общего не имеет с фарисейским, юридическим самоспасением добрыми делами. Вообще в православном понимании спасения совершенно отступает тот правовой критерий, который занимает первенствующее место как в католичестве (учение о satisfactio), так и в протестантизме (justificatio forensis). Не умаляя справедливости и правды Божией, которая должна иметь удовлетворение, православие ставит в центре учения о спасении любовь Божию, не пощадившую Сына Божия ради спасения мира чрез его обожение. Боговоплощение, которое совершается непосредственно для искупления падшего человека и его примирения с Богом, в православии воспринимается, прежде всего, в своем общем и самостоятельном смысле, - обожения человека, сообщения ему божественной жизни. Так как человек пал, то боговочеловечение становится, прежде всего, путем примирения человека с Богом, искуплением, которое имеет последствием спасение в смысле его обожения. Искупление есть вольная жертва Христа, вземлющего на себя грех человека, естество которого Он на Себя воспринял. Эта жертва приносится всей жизнью Его, исполненной горестей и страданий, и крестной смертью Его. В Гефсиманском борении она вольно приемлется, как чаша страданий, подаваемая Ему Отцом, Голгофская жертва есть умилостивление и воздаяние Правде Божией. Она есть тайна искупления предстательством Одного за все человечество. Иногда эта мысль и в православном богословии выражается в терминах Ансельма Кентерберийского, как удовлетворение (satisfactio). Однако мысль о Правде Божией здесь неизменно сочетается с мыслью о Любви Божией к человеку, милующей и спасающей. Искупление чрез боговоплощение есть не только освобождение человека от греха заслугами и крестной жертвой Спасителя, оно есть и новое окончательное сотворение человека, как бога по благодати, уже не только всемогуществом Божиим, как первое творение, но жертвенной любовью Его. Мир с человеком в центре его был создан в его природе творческим словом Божиим, но он созидается и слагается в его свободе жертвенным вочеловечением самого Бога, Слова Божия, чрез Которое все произошло (Ио. 1, 2). Христос во святом и безгреховном человечестве Своем освятил и обожил всякое человеческое естество.

Но это спасение человека, которое совершено было Новым Адамом, Христом, для всего человечества свободным подвигом, свободно же усвояется и каждым отдельным человеком. Оно не может быть достигнуто своими силами, однако его свободе оставляется его приятие или же неприятие, усвоение спасения чрез возрождение в себе подобия Божия. Именно этот смысл и имеет подвиг веры, осуществляемый и в подвиге жизни, в делах. Своими человеческими силами человек не мог бы примириться с Богом, восстать от своего падения. И для человека уже вполне недоступно обожение, которое может совершиться для него лишь божественным снисхождением. Объективную сторону, основание спасения для человека совершает Бог, но субъективную сторону, усвоение спасения совершает сам человек. Поэтому для человека недостаточно пассивного уверования в свою спасенность, которое оставляет его в сознании своего личного греховного бессилия и дает ему лишь уверенность в своем оправдании на суде Божием, in acto forensi, чрез применение некоей амнистии. И человек не может также своими усилиями (верой и делами) заслужить для себя спасение, которое подается ему даром любви Божией, или этот дар для себя умножить на основании принадлежащего ему права, но он может и должен этот безмерный дар обожения себе усвоять в меру своего свободного усилия, сотворяя в себе подобие Божие на едином основании, которое есть Христос.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Хрестоматия по курсу философии для студентов всех форм обучения и специальностей

Тема Восточная философия... Зарождение философии... Китайская философия Конфуций quot Лунь Юй quot с двумя комментариями...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сергей Николаевич Булгаков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Хрестоматия по курсу философии для студентов всех форм обучения и специальностей
Авторы. Белоусова Л.А., Дороненко О.Е., Кузубова Т.С., Маклаков В.Т., Михайлова О.В., Москвина Р.Р., Никишин Д.В, Петько А.А., Селезнев В.М., Скоробогатская Н.А.- кафедра философии

Тема: Специфика философии в системе культуры 4
Мамардашвили М. Как я понимаю философию (фрагмент интервью) 4 Проблема сознания и философское призвание /с комментарием 6 Соловьев Вл. Философские

Тема: Философия античности 74
Платон: О биографии и творчестве Платона 74 Миф о колеснице:природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание 79 Миф о пещере: теоретическое знание и философск

Тема: Философия Средневековья
Библия. Ветхий Завет. Книга Иова (комментарий) 124 Библия. Ветхий Завет. Книга Экклезиаста (с предисловием и комментарием) 159 Библия. Новый Завет. Евангелие от И

Тема: Философия Нового времени и Просвещения
Новоевропейская картина мира.. 246 Рене Декарт: Эпоха, биография и учение 247 Научное познание: методология рационализма 251 Интеллектуальная интуиция 25

Экзистенциализм
Ж.-П. Сартр - из статьи "Экзистенциализм - это гуманизм" (ком. и фрагм.) 385 А. Камю Миф о Сизифе 393 из работы "Эссе об абсурде&quo

Тема. Русская философская мысль Х1Х-ХХ веков: время, забвение, актуальность 452
А. Лосев - Характерные черты русской философии 452 П. Чаадаев - Философические письма. Письмо первое и второе с комментариями 458 - Апология сумасш

Как я понимаю философию
/фрагмент интервью 1988 г. для журнала «Вестник высшей школы»/   Вопрос: Мераб Константинович, сегодня можно услышать много всяческих, порой противоречивых м

Комментарий
(подготовила студентка группы М-24062 Суслова Т.С., 2006 г.) Мераб Константинович Мамардашвили сказал, что философом можно стать только после 50-ти, имея, очевидно, в виду, прежде всего св

Философские начала цельного знания
/фрагмент работы 1877 г./ Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне

Трагедия философа и задачи философии.
Самый могущественный человек тот, кто стоит на жизненном пути одиноко. Генрик Ибсен   Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит.

Размышления об отношении философии и науки
Мы привыкли считать философию, по крайней мере марксистскую философию, наукой. В наших учебных курсах, популярных изданиях, да и серьёзных работах диалектический материализм определяется как «наука

Биография, "дело Хайдеггера", философское наследие
(составитель материала Корикова М., Р-26043, 2008 г.) "Вначале было Слово?" С первых строк Загадка. Так ли понял я намек? Ведь я так высоко не ставлю слова,

НЕСРАВНИМОСТЬ ФИЛОСОФИИ
а) Философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь Наш курс объявлен под названием «Основные понятия метафизики». Это название мало о чем дает догадываться, при том что по своей форме

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИЗ НЕЕ САМОЙ ПО ПУТЕВОДНОЙ НИТИ ИЗРЕЧЕНИЯ НОВАЛИСА
а) Ускользание метафизики (философствования) как человеческого дела в темноту существа человека Итак, во всех этих обходных попытках характеристики метафизики мы в последний раз провалилис

МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ, ОХВАТЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ЭКЗИСТЕНЦИЮ
Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную установку. Вопреки первоначальной ясности заглавия

М. Хайдеггер. Что значит мыслить?
(из цикла лекций 1951-52 гг., прочитанных во Фрейбургском университете)   Мы попадаем в то, что называется мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть

ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно VI век до н.э. выделяется из всех столетий I тысячелетия до н.э. как время взрыва интеллектуальной энергии. Но уже сейчас известны многие п

КОСМОГОНИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ НАЧАЛА
Что же волновало первых философов, размышления над какими проблемами вызывали в их среде не только дискуссии, полемику, но и ожесточенную борьбу? Видимо, те самые вопросы, которые остаются вечными,

БИОГРАФИЯ
Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследни

УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ
«Я передаю и ничего не выдумываю» — говорил Конфуций. Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге «Лунь-Юй» (VI в. до н. э.), название которой принято переводить как «Бе

Комментарий первый к Лунь-Юй
Начиная изучение восточной философии, достаточно логичным было бы для начала обратиться к одному из самых знаменитых философов Востока – Конфуцию. Конфуций был жителем Китая и, родившись в достаточ

БИОГРАФИЯ
Китайский философ Лао-Цзы жил в VI – V в. до нашей эры. О его жизни доподлинно ничего не известно, хотя китайский историк и философ Сыма Цянь в своем труде «Ши Цзи» («Исторические записки) поместил

УЧЕНИЕ ЛАО ЦЗЫ
Лао Цзы записал суть своего учения, пытаясь объяснить его в доходчивой форме в книге «Дао дэ Цзин». Основной и единственный принцип его учения – это следование Дао. Что же это такое? Если

О биографии и творчестве Платона
  Платон (Platon) (428/7 — 347 гг. до н.э.) — греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощ

Мифы Платона даются в переложении Гурьевой Анастасии, Р-26081, 2007/08 уч.год.
"В первом своем мифе, мифе о «колеснице» Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (то есть разбивает душу человека на два вектора: благородное

Миф о колеснице: природа души и ее свойства, мир идей и его познание
Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то,

Миф о пещере: теоретическое знание и философское познание
  Диалог Сократа и Главкона из книги "Государство". – После этого, – сказал я[67] – ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещеннос

Диалог "Пир". Речь Сократа
  Я попытаюсь передать вам речь об Эроте, которую услыхал некогда от одной мантинеянки, Диотимы, женщины очень сведущей…. Итак, следуя твоему, Агафон, примеру, нужно сначала

Биография, наследие, современные трактовки идей Аристотеля
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был родом из города Стагира на фракийском побережье полуострова Халькидика. Его отец был врачом и другом македонского царя Аминта II. Аристотель рос и учился вмес

Логика и методология
Аристотеля считают основоположником логики. В определении Аристотеля логика представляет собой науку о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме. В соответствии с этим логи

Современные трактовки идей Аристотеля
Философия, как известно, - это буквально "любовь к мудрости". Но столь же известно, что на протяжении последних двух-трех веков философия меньше всего занимается мудростью. В послекантовс

О философии
Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих. Способностью

Фрагменты из сочинения «Нравственные письма к Луцилию» и комментарии
(Творческая работа по философии, основанная на критической статье С.А. Ошерова «Сенека: От Рима к миру». Составитель: Масленникова Е., мех.-маш. факультет, гр. 24062, 2005-06)  

Письмо XXXIV
Сенека приветствует Луцилия! Я радуюсь и ликую, и, стряхнув с себя старость, распаляюсь, как юноша, когда по твоим делам и письмам понимаю, насколько ты превзошел самого себя (потому что т

Письмо XLVII
Сенека приветствует Луцилия! Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами, как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Н

Об Эпиктете.
Историю того или иного периода духовного развития человечества, видимо, лучше всего можно понять, внимательно читая труды тех философов, которые были наиболее популярны у современников. В них в кон

Комментарий
Прежде всего, я хочу обратить внимание на название книги, а именно, следует уточнить, в чем наше благо. Я считаю, что благо каждый из нас понимает по-своему. Для меня благо заключается в счастье мо

Тема: Философия Средневековья
Основой философии средних веков стало христианство. Новое религиозное учение полностью изменило представления человека об устройстве мира. Главным ориентиром в ра

Книга Иова
1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. 2 И родились у него семь сыновей и три дочери. 3 Имения у него был

Библия. Ветхий Завет. КНИГА ЭККЛЕСИАСТА
Предисловие (от переводчика) О времени и месте написания Книги Экклесиаста достоверных сведений практически нет. Можно лишь достаточно уверенно утверждать

Книга Экклесиаста
1. 1 Слова Кохелета, сына Давида, царя в Иерусалиме: 2 Никчемно всё, — сказал Кохелет, — Напрасно всё и бесцельно всё. 3 Что пользы человеку в трудах его

Комментарии
1,1 Кохелет — слово нигде больше не зафиксированное. По форме — это причастие глагола кахаль "собирать, созывать" и обычно толкуется как "ведущий собрание, ораторствующий перед публи

Библия. Новый Завет
Евангелие от Иоанна (фрагменты) 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог 2 Оно было в

Комментарий к Евангелию от Иоанна
Апостол Иоанн Богослов (как именует Восточная Церковь четвертого евангелиста), младший брат апостола Иакова, был сыном рыболова Зеведея и Саломеи (Мф 20:20; Мк 1:19-20; Мк 9:38-40; Лк 9:54); мать е

Фрагмент из Откровения святого Иоанна Богослова/Апокалипсиса
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельс

Числовая символика в Апокалипсисе. Комментарий
  «Откровение» («Апокалипсис») св. Иоанна Богослова - заключительная книга библейского канона. Своим содержанием «Откровение» оправдывает утвердившееся за ним местоположение среди дру

Биография и учение, проблемы
Августин (Аврелий, 354-430 гг.) - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви (представитель патристики, патристика – от «патер»- отец), родился в Тагасте в северной Африке (со

Проблемы
Отношение "Бог, мир и человек". Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично («Теос» – Бог, Творец): в центре духовных устремлений - Бог как исходный и конечный п

Августин Аврелий о философии
  Тянули меня к себе …те занятия, которые считались почтенными: я мечтал о форуме с его тяжбами, где бы я блистал, а меня осыпали бы похвалами тем больше, чем искуснее я лгал. Такова

Фома Аквинский о философии
  …Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на Божественном

Августин Аврелий: обоснование божественного бытия
…А что же такое этот Бог? Я спросил землю, и она сказала: «Это не я»; и всё, живущее на ней, исповедало то же. Я спросил море, бездны и пресмыкающихся, живущих там, и они ответили: «Мы не Бог твой;

Фома Аквинский: обоснование божественного бытия
Бытие Божие может быть доказано пятью путями. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В самом деле, не подлежит сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире н

Августин Аврелий: проблема отношения веры и разума
Мне кажется, что в пользу своего мнения я имею уже многое, в чем и стараюсь найти для себя опору против учения академиков, хотя между ними и мною пока нет другой разности, кроме следующей. Им показ

Фома Аквинский: проблема отношения веры и разума
Глава 3. Каким способом можно изложить божественную истину. Поскольку не все способы изложения истины одинаковы, но «настоящий знаток пытается понять каждую вещь настолько, насколько позво

Августин Аврелий: проблема времени
Разве не обветшали разумом те, кто спрашивают нас: «Что делал Бог до того, как создал небо и землю? Если Он ничем не был занят, – говорят они, – и ни над чем не трудился, почему на всё время и впре

Об авторе и его книге
Эразм Роттердамский, Дезидерий (Desiderius), (1466 – 1536) - нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижск

Мишель Монтень
Об авторе (1533 – 1592) и его книге "Опыты" /Составитель материала: Берсенева Анастасия, радиотехнический факультет, 2-й курс, 2005-06 уч. г./ В Перигор

Комментарий к фрагменту из главы XIV
Прежде, чем приступить к комментарию непосредственно отрывка, хочу обратить внимание на название главы. А именно, следует уточнить, почему мы зло называем злом. Вернее, что первично – зло или страх

Биография и наследие
Никколо Макиавелли (1467 – 1527) – флорентийский политический деятель, историк и писатель. Макиавелли видел свое призвание в политической деятельности, всегда всей душой стремился принимать живое у

О тех, кто приобретает власть злодеяниями
Есть два способа сделаться государем –не сводимые ни к милости судьбы, ни к доблести; и опускать их, как я полагаю, не стоит, хотя об одном из них уместнее рассуждать там, где речь

О гражданском единовластии
Перейду теперь к тем случаям, когда человек делается государем своего отечества не путем злодеяний и беззаконий, но в силу благоволения сограждан – для чего требуется не собственно

О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают
Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности. Если же говорить не о вымышленн

О щедрости и бережливости
Начну с первого из упомянутых качеств и скажу, что хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее, тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Ибо если проявлять ее разу

О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх
Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его

О том, как государи должны держать слово
Государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – во

О том, каким образом избегать ненависти и презрения
Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть велик

Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять
Я знаю, сколь часто утверждалось раньше и утверждается ныне, что всем в мире правят судьба и Бог, люди же с их разумением ничего не определяют и даже ничему не могут противостоять; отсюда делается

НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КАРТИНА МИРА
«Распад космоса» означал коренное изменение мировидения, оно выражалось целым комплексом признаков, среди которых: выделение человека из космического порядка; возвеличивание разума (рождение нового

Эпоха, биография и учение
Эпоха, в которую жил выдающийся французский философ и математик Рене Декарт (1596 – 1650), отмечена серьезными преобразованиями в экономической и культурной жизни Европы. Первая половина XVII в. ха

Тема: интеллектуальная интуиция
…Заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасения принят

ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ
…Наиболее серьезная из всех ошибок состоит в отклонении от конечной цели науки. Ведь одни люди стремятся к знанию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие – ради удовольствия, третьи

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляетс

Блез Паскаль
/Составитель: Лемесева Анна, мех.-маш. фак., 2-й курс, гр 24062, 2005-06 уч. г./   Паскаль Блез (1623-1662)– французский философ, математик,

В чем выгода и долг человека: как добиться, чтобы он их постиг и руководствовался ими?
  1. Порядок. — Люди пренебрегают верой; им ненавистна и страшна мысль, что, может статься, в ней содержится истина. Дабы исцелить их от этого, первым делом докажите, что вера ничуть

Здравомыслие
  22. Разновидности здравомыслия: иные люди здраво рассуждают о явлениях определенного порядка, но начинают нести вздор, когда дело касается всех прочих явлений. Одни умеют д

Правила, лежащие в основе всех языков. Порядочность
  36. Когда читаешь сочинение, написанное простым, натуральным слогом, невольно удивляешься и радуешься: думал, что познакомишься с автором, и вдруг обнаружил человека! Но каково недо

Порядок
63. Лишь кончая писать задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать. 64. Говоря о своих сочинениях, иные авторы то и дело твердят: “Моя книга, мое толкование, мой

Человек, не познавший бога. Предуведомление
  76. Предуведомление к первой части. — Рассказать о тех, кто излагал свои взгляды на самопознание; о множестве частей, на которые его дробил Шаррон, нагоняя на читателей уныние и ску

Место человека в лоне природы: две бесконечности
  Кто вдумается в это, тот содрогнется и, представив себе, что материальная оболочка, в которую его заключила природа, удерживается на грани двух бездн — бездны бесконечности и бездны

Величие человека - в чем оно проявляется
  254. Человеческую натуру можно рассматривать двояко: исходя из конечной цели существования человека, и тогда он возвышен и ни с кем не сравним, или, исходя из обычных присущих ему с

Встреча с Паскалем
(к новому российскому изданию «Мыслей») Книгу, изданную санкт-петербургским «Северо-Западом», иначе как прелестной и роскошной не назовешь…Дело здесь в том, что «Мыслей», как таковых, Блез

В.Буряков. Комментарий
  В произведении Паскаля «Письма к провинциалу» проявились две характерные черты авторского стиля: владение «искусством убеждать» и непоколебимая приверженность моральному совершенств

Биография и учение
(составитель - Наумкина Дарья, гр. Р-25042, 2006/07 уч. г.) Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) родился в городе Лейпциге. Его отец был профессором университета, а мать отличалась большо

Монадология
1. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей. 2. И необходимо должны существо

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Для правильного понимания политической власти и определения источника ее возникновения мы должны рассмотреть, в каком естественном состоянии находятся все люди, а это – состояние полной свободы

НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБ ПЕРЕХОДА К ОБЩЕСТВЕННОМУ СОСТОЯНИЮ.
Сообщая словом или действием …о продуманном и твердом решении лишить жизни другого человека, сделавший это вовлекает себя в состояние войны с тем, в отношении кого он заявил о подобном намер

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
Народ не мог пользоваться ни безопасностью, ни покоем, ни считать, что живет в гражданском обществе, до тех пор, пока законодательная власть не была отдана в руки коллективного органа, который можн

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСТВА
Каждый человек, впервые вступая в какое-либо сообщество и присоединяясь к нему, присоединяет также и подчиняет обществу те владения, которые он имеет…. Так как правительство обладает непос

Ответ на вопрос: что такое Просвещение?
Собр. соч. в 6-ти т.т. Т. 6. М., 1963-1966. – С. 25-35(статья написана и опубликована в 1784 году. На русском языке впервые опубликована в 1966 году).   Прос

КОММЕНТАРИЙ
  “Beantwortung der Frage: Was ist Aufklarung?” — эта небольшая статья, опубликованная в 1784 г., непосредственно примыкает к напечатанной в том же году работе Канта “Идея всеобщей ис

НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
[разработка моральной философии] Крайне необходимо разработать наконец чистую моральную философию, которая была бы полностью очищена от всего эмпирического и принадлежащег

О ФИЛОСОФИИ
…В здешнем университете, в этом центральном университете страны, должна также найти свое истинное место и пользоваться наибольшим попечением та наука, которая образует центр всей духовной культуры,

НАУКА ЛОГИКИ КАК «НАУКА О ВЕЩАХ, ПОСТИГАЕМЫХ В МЫСЛЯХ». О ПРИРОДЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО.
...Логика есть наука о чистой идее, т.е. об идее в абстрактной стихии мышления. Логика есть наиболее трудная наука, поскольку она имеет дело не с созерцанием и даже не с абстрактными предс

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
...Философия истории означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее. […] Но единственною мыслью, которую привносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господ

Философия жизни
  А.Шопенгауэр (1818-1860) - выдающийся немецкий философ и писатель-эссеист, автор книг "Мир как воля и представление", "Об основе морали", "

Биография и учение
(Материал подготовила Васюкова М. Р-26081. 2008г.) Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900)родился 15 октября в день рождения прусского короля. Он был с

Смотрите Я – провозвестник молнии, Я – тяжелая капля из грозовой тучи; а имя той молнии - сверхчеловек
Здесь в мгновении преодолевается человек, понятие "Сверхчеловек" становится здесь высшей реальностью, - в бесконечной дали лежит здесь все, что называлось великим в человеке лежит ниже ег

Моя задача подвигнуть человечество к решениям, которые определят все будущее
В сверхчеловеке все высшие свойства человеческой природы получают полное развитие, исчерпываются все «великие возможности». Ницше окружил сверхчеловека своими любимыми образами и сравнения

Фрагменты изсочинений Ницше на тему: смерть Бога
    Я знаю свой жребий. Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном - о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой колл

Тема: НИГИЛИЗМ. ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
  "Что обозначает нигилизм? - То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?" Нигилизм как психологическое состояни

Тема: ЖИЗНЬ И ВОЛЯ К ВЛАСТИ. СВЕРХЧЕЛОВЕК. AMOR FATI
    Абсолютная перемена, наступающая с отрицанием Бога - Нет больше абсолютно никакого владыки над нами; прежний мир, мир оценок, - теологичен, и он опрокинут,

О чем Ницше говорит в этой главе?
  В сборнике афоризмов Ницше "Злая мудрость" сушествует несколько глав. В избранной мной главе "Мужчина и женщина" говорится о самом, на мой взгляд, интересном чув

Мои размышления о сути
  Настал черед привести мои мысли по поводу содержания статьи. Пусть Вас не удивляет то, почему я выбрал именно эту тему. Таков уж студенческий возраст. Ибо в именно в эти годы, молод

Позитивистская философия
  Бертран Рассел о позитивизме (фрагмент из книги "Мудрость Запада")   Совершенно отличный от позитивизма взгляд развит в философии Ч

Комментарий
"Мудрость Запада" - последнее большое произведение Бертрана Рассела, который определил его как "конспект западной философии от Фалеса до Витгенштейна". Однако это - вовсе не кон

Комментарий и фрагмент работы З.Фрейда
"Введение в психоанализ. Лекции" (лекция "Сознание и бессознательное")   Фрейд Зигмунд - один

Из предисловия к 25-му изданию.
Здесь также говорится об анализе феномена человеческого беспокойства, вызванныго распадом средневекового мира, где человек чувствовал себя уверенно. После столетий борьбы человек смог создать матер

Quot;Средневековая предыстория и возрождение".
Современный рационализм рассматривал средние века как мрачный период истории. Вместе с тем средние века идеализировались. Акцентировалось внимание на прямоту и конкретность человеческих отношений,

Эпоха реформации.
Именно на этой стадии развития и возникли лютеранство и кальвинизм. Они были обращены именно к этим слоям населения, потому что выражали и новое чувство свободы и независимости, и чувства бессилия,

Комментарий
1.В своей первой крупной работе "Бегство от свободы" (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает "свободу от" (негативную) и "своб

Экзистенциализм
Жан-Поль Сартр Комментарий к работе «Экзистенциализм – это гуманизм» Для начала необходимо пояснить тему статьи, дать определение. Экзистенциализм (от лат. Existentia - су

Миф о Сизифе
Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и без надежный т

Абсурдное рассуждение
Душа, не стремись к вечной жизни, Но постарайся исчерпать то, что возможно. Пиндар. Пифийские песни (III, 62-63) На нижеследующих страницах речь пойдет о чувстве абсурда, обна

Абсурд и самоубийство
Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос философии. В

Абсурдные стены
Подобно великим произведениям искусства, глубокие чувства значат всегда больше того, что вкладывает и них сознание. В привычных действиях и мыслях обнаруживаются неизменные симпатии или антипатии д

Философское самоубийство
Чувство абсурда не равнозначно понятию абсурда. Чувство лежит в основании, это точка опоры. Оно не сводится к понятию, исключая то краткое мгновение, когда чувство выносит приговор вселенной. Затем

МЫСЛИ О КАМЮ
Альбер Камю -- одна из ключевых фигур литературной жизни во Франции послевоенного времени, властитель дум целого поколения, прозаик, эссеист, драматург, журналист, участник подпольного Сопротивлени

М. Хайдеггер
Что такое метафизика?(фрагмент) Вопрос склоняет ожидать, что речь пойдет о метафизике. Мы поступим иначе. Разберем отдельный метафизический вопрос. Тем самым мы сумеем, ес

М. Хайдеггер. Вопрос о технике
(фрагмент с комментарием) В нижеследующем мы спрашиваем о технике. Наш путь — путь мысли. Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык

Комментарий к фрагменту о технике
Вместе с тем, взявшись за анализ хайдеггеровских суждений относительно техники, мы обязаны учесть два важных обстоятельства. Во-первых, Хайдеггер является, в известном смысле, фил

Источники
  1. http://www.heidegger.ru/ 2. Абдуллин А.Р. Об одном аспекте философии техники Мартина Хайдеггера //Современные проблемы естествознания на стыках наук: Сб. статей: В 2 т.

О Cмысле бытия
С момента публикации работы "Бытие и время”, принесшей ему широкую известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер не уставал повторять, что в центре его внимания находится пробле

О Ничто
Понятие Ничто у Хайдеггера впервые появляется в работе ,,Бытие и время”, однако не разрабатывается сколько нибудь детально. Но уже через два года после её публикации, в своей лекции ,,Что такое мет

А.Ф. Лосев
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (фрагмент) Статья написана в 1918 г. и напечатана в сборнике "Россия" в Швейцарии в 1919 г. на немецком языке. Лосев узнал

Комментарий. Общие особенности русской философии
В первой главе своей статьи А.Ф. Лосев размышляет о том, как осуществляется познание, только ли в русле мышления. И сразу же поясняет, что русская философия являет собой до-логическую, до-системати

Письмо первое
  Да приидет Царствие Твое. (Евангелие от Матфея, VI, 10). Сударыня, именно ваше чистосердечие и ваша искренность нравятся мне всего более, именно их

ПИСЬМО ВТОРОЕ
Если я удачно передал намедни свою мысль, вы должны были убедиться в том, что я отнюдь не думаю, будто нам не хватает одних только знаний. Правда, и их у нас не с

Первое письмо. Комментарий-1.
В письме нет ясного тезиса о “другом начале цивилизации”, присущем России, но вполне определенно сказано о бесплодности попыток “нагонять” Запад – попыток, неизбежно сводящихся к пустому “подражани

Комментарий-2
Я выбрала именно это письмо П.Я.Чаадаева, так как, на мой взгляд, в данном отрывке Чаадаев мировой философский опыт преломляет через опыт своего народа, своей нации, через особенности своего индиви

Данилевский Н.Я.
Из книги “Россия и Европа” (фрагмент с комментариями) <…>Рано или поздно, хотим или не хотим, но борьба с Европою (или, по крайней мере, с значительнейшею ч

Комментарии
Н. Н. Страхов о книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа" Память Н. Я. Данилевского драгоценна для "Славянского общества" не только как память полезного деятеля

Фрагмент работы «Смысл любви» с комментариями
Об авторе. Неординарная личность В.С. Соловьёва, масштаб которой со временем не претерпевает изменений, и его своеобразное философствование вызывают неослабевающий интерес, как поч

Источники
1. Булгаков В.В. Центральная проблема софиологии. М., 1996. 2. Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991 3. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев.- М., 1983 4. Лосский Н.О. История ру

Преамбула
Понятие "общее дело" появилось в общественном сознании XIX века не в результате воздействия на него трудов Федорова, а благодаря литературному персонажу - герою "Бесов" Достоевс

Комментарий
Обратимся к фрагменту. Рассматривая силу русского характера, Федоров видит ее истоки в широте земли русской. “Воспитанные широкими просторами суши и океана”, богатствами недр, лесов, полей русские

И вообще о дурных привычках.
...Хлестаков, по крайней мере, врал-врал у городничего, но всё же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спок

Голословные утверждения.
Статья моя «Приговор» касается основной и самой необходимой высшей идеи человеческого бытия – необходимости и неизбежности убеждения в бессмертии души человеческой. Подкладка этой исповеди погибающ

Кое-что о молодежи.
…наш индифферентизм, как современная русская болезнь, заел все души. Право, у нас теперь иной даже молится и в церковь ходит, а в бессмертие своей души не верит, то есть не то что не верит, а прост

Достоевский Ф. М. Сон смешного человека
/рассказ с комментариями. /   Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышение в чине, если б я все еще не оставался для них та

Комментарий-1
«Дневник писателя» и вошедший в него "Сон смешного человека"создавались Ф.М.Достоевским с 1873 по1881г. – в весьма напряженный для России момент истории. Это было время революционных идей

Комментарий-2
  Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляе

Комментарий
Глава «Вероучение» из книги С.Н. Булгакова «Православие» не случайно взята для понимания того, о чём пишет автор в своём творении, так как именно в этой главе раскрыт весь смысл, вся сущность, вся

Источники
А.Мень «Христианство»; Игумен Вениамин (Новик), кандидат богословия, «Христианский социализм прот.Сергия Булгакова»; Н.Лосский «История русской философии», глава XV «Отец Сергий Б

Составитель комментария Мелехина В.В., РтФ, гр. 25081, 2007 г.
  Бердяев Николай Александрович (1874-1948)   Об авторе.Н.А. Бердяев - русский религиозный философ. На рубеже 1900 находился п

КОММЕНТАРИЙ
  «Я… ищу «смысла», но мне нужно не только понять «смысл», мне нужно и реализовать его в полноте жизни. Современный же мир ищет «благ» жизни, силы жизни, но не ищет

Комментарий
Старый мир новой истории кончается и разлагается, и нарождается неведомый еще новый мир. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Вс

ЗАВИСТЬ КАК ИСТОЧНИК БЕДСТВИЙ
  Наше время принесло людям страдания, скажем прямо, беспримерные в истории; и конца этой эпохи еще не видно. И тот, кто даст себе труд вдуматься и вчувствоваться в развертывающиеся з

Комментарий
  Для самостоятельной работы я выбрала статью Ильина «Зависть как источник бедствий» потому, что вопрос, рассматриваемый автором, был и остаётся актуальным и в наше время. Для того, ч

Зависть как источник бедствий
Именно так назвал русский философ И.А. Ильин в 1952 году одну из своих статей на тему "О грядущей России". Прошло довольно много времени с тех пор, а еще больше приключилось важных событи

Зависть – болезнь души
«Зависть – ночь, страшней осенней ночи, Ни огня, ни звездного луча. Зависть – червь, что вечно душу точит, Острая секира палача…»

О зависти
Перворожденный сын Евы, Каин, убил брата своего и стал первым убийцей на земле. На страшное преступление его толкнула зависть. Каин убил брата только потому, что Всевышний выбрал не его жертву, а ж

Ильин И. А.
Русская идея (фрагмент статьи с комментарием)   Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем

Комментарий
Данная статья возвращает нас к обсуждению достаточно старого уже, но, тем не менее, не потерявшего актуальности, а в последнее время даже обретшего “второе дыхание”, вопроса, который, как это счита

Комментарий
Из статьи А. Хохлова «По страницам «Опавших листьев» Какие имена в первую очередь ассоциируется у нас с «русской философией»? Соловьев, Бердяев, Флоренский, Герцен (впроче

Главы XVI- XXII
Гл. XVI. Имена, как другие познания, всегда признаются мыслью, далекой от рефлексии, пока сбивающие вопросы и представленные трудности не собьют ее с наивной, но глубокой

Гл. XVII
. Здесь собственно не место обсуждать соотношение этих именных категорий и отношение к категориям других родов, поскольку наши соображения имеют задачу гораздо более частную. Но, чтобы дать мысли н

Гл. XVIII
. Противление признанию имен субстанциальными или эссенциальными формами личности нередко бывает движимо то сознательным, то полусознательным намерением отстоять свободу личности: эссенциальность и

Гл. XIX
Даже точно очерченное, имя предоставляет бесконечные возможности нравственных проявлений; но и самое русло личной жизни - имя - не может быть рассматриваемо как твердая механическая связь, безуслов

Гл. XXI
Имена гибки и емки, способны вместить самые различные частные обстоятельства, в которых живет данная личность. До сих пор говорилось о личном имени, и уже тут его применяемость к местным, народным,

Гл. XXII
До сих пор речь шла принципиально о значимости имен и о складе личности, носящей данное имя. Однако не достаточно в общем провести это положение и не показать, каковы же в частности типы дух

АЛЕКСАНДР
1922.XII.16. (1915.II.6) Это имя соответствует, в основе своей, сангвистическому темпераменту, с уклоном к холерическому. Благородство, открытость настроения, легкость обращения с л

Комментарий
Работа «Имена» Павла Александровича Флоренского была опубликована в 1988 году, значительно после жизни ее автора. «Имена» состоят из двух частей: ономатологии и словаря имен. В первой части говорит

Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение.
1. Предыдущее учение об идеальности мифа особенно резко проявляется в понимании мифологии как первобытной науки. Большинство ученых во главе с Контом, Спенсером, даже Тейлором думает о мифе

Комментарий
…Проблема взаимоотношения между научным знанием и другими формами знания – одна из ключевых для всей современной философской мысли. То, что это действительно так, можно проследить и на примере мифа

Составитель и редактор: к. ф. н., доцент кафедры философии УГТУ-УПИ МАКЛАКОВ В.Т.
[1] - предварительное решение (лат.) [2] Сиантизм (сциентизм) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги