рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основы философии нау

Основы философии нау - раздел Философия, Ответственный редактор: доктор философских наук,профессор В. П. Кохановский Вать Возможность Найти В Конце Концов Единую Структуру, Лещ Щую В Осно...

вать возможность найти в конце концов единую структуру, лещ щую в основе разных физических областей»1.

Это стремление к всеохватывающему объединению, попьц истолковать все физические и другие явления с единой точки э ния, понять природу в делом пронизывают всю историю нау Все ученые, исследующие объективную действительность, xoi постигнуть ее как целостное, развивающееся единство, понять} «единый строй», «внутреннюю гармонию». Для творцов теоЫ относительности и квантовой физики было характерно «стрем! ние выйти из привычной роли мысли и вступить на новые пу понимания целостной структуры мира..., стремление к цельно» пониманию мира, к единству, вмещающему в себя напряжен противоположностей»2. Последнее обстоятельство наиболее че ко было выражено в принципе дополнительности Н. Бора.

История естествознания — это история попыток объяснить ра:
нородные явления из единого основания. Сейчас стремление
единству стало главной тенденцией современной теоретичеов
физики, где фундаментальной задачей является построение Л
ной теории всех взаимодействий, известных сегодня: электром
нитного, слабого, сильного и гравитационного. ОбщепризнанИ
теории Великого объединения пока нет. Однако «Теория Всего»!
широком смысле не может быть ограничена лишь физическим
явлениями. И это хорошо понимают широко мыслящие физик!
4. Формирование нового образа детерминизма и его «ядра» I
причинности. 1

История познания показала, что детерминизм есть целостна
формообразование и его нельзя сводить к какой-либо одной ■
его форм или видов. Классическая физика, как известно, основя
валась на механическом понимании причинности («лапласовскЯ
детерминизм»). Становление квантовой механики выявило непри
менимость здесь причинности в ее механической форме. Это бьщ
связано с признанием фундаментальной значимости нового клЯ
са теорий — статистических, основанных на вероятностых пря
ставлениях. Тот факт, что статистические теории включают в сЯ
неоднозначность и неопределенность, некоторыми философаИ
и учеными был истолкован как крах детерминизма вообще, «Я
чезновение причинности». 1

1 Гейзенбёрг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 252. ^

2 там же. С. 287.


Глава II- Возникновение науки и основные стадии ее развития 139'

В основе данного истолкования лежал софистический прием: отождествление одной из форм причинности — механистическо­го детерминизма — с детерминизмом и причинностью вообще. При этом причина понималась как чисто внешняя сила, воздей­ствующая на пассивный объект, абсолютизировалась ее низшая — механическая — форма, причинность как таковая смешивалась с «непререкаемой предсказуемостью». «Так смысл тезиса о причин­ности постепенно сузился, пока наконец не отождествился с пре­зумпцией однозначной детерминированности событий в природе, а это в свою очередь означало, что точного знания природы или определенной ее области было бы — по меньшей мере в принци­пе — достаточно для предсказания будущего»1. Такое понимание оказалось достаточным только в ньютоновской, но не в атомной физике, которая с самого начала выработала представления, по сути дела не соответствующие узкоинтерпретированному поня­тию причинности.

Как доказывает современная физика, формой выражения при­чинности в области атомных объектов является вероятность, по­скольку вследствие сложности протекающих здесь процессов (двойственный, корпускулярно-волновой характер частиц, влия­ние на них приборов и т. д.) возможно определить лишь движе­ние большой совокупности частиц, дать их усредненную характе­ристику, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в плане большей или меньшей вероятности.

Поведение микрообъектов подчиняется не механико-динами­ческим, а статистическим закономерностям, но это не значит, что принцип причинности здесь не действует. В квантовой физике «исчезает» не причинность как таковая, а лишь традиционная ее интерпретация, отождествляющая ее с механическим детерминиз­мом как однозначной предсказуемостью единичных явлений. По этому поводу М. Борн писал: «Часто повторяемое многими ут­верждение, что новейшая физика отбросила причинность, цели­ком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений»2.

Этот вывод поддерживали многие крупные творцы науки и философии. Так, выдающийся математик и философ А. Пуанка-

1 Гейзенбёрг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 252.

1 Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 144.


140 Основы философии нау«

ре совершенно четко заявлял о том, что «наука явно детерминщ тична, она такова по определению. Недетерминистической наук не может существовать, а мир, в котором не царит детерминизм был бы закрыт для ученых»1. Крупный современный философ логик Г. X. фон Вригг считает несомненным фактом, что каузащ ное мышление как таковое «не изгоняется из науки подобно зле му духу». Поэтому философские проблемы причинности всегд будут центральными и в философии, и в науке — особенно в тес рии научного объяснения.

Однако в последнее время — особенно в связи с успешны! развитием синергетики — появились утверждения о том, что «со временная наука перестала быть детерминистической» и что «не стабильность в некотором отношении заменяет детерминизм (И. Пригожий). Думается, это слишком категорические и «силь ные» утверждения. 5. Глубокое внедрение в естествознание противоречия и как су

щественной характеристики его объектов, и как принципа и

познания.

Исследование физических явлений показало, что частица-вол на — две дополнительные стороны единой сущности. Квантова; механика синтезирует эти понятия, поскольку она позволяет пред сказать исход любого опыта, в котором проявляются как корпус кулярные, так и волновые свойства частиц. Притом проблема вы бора в данных условиях между этими противоположностями по стоянно воспроизводится в более глубокой и сложной форме. Та ким образом, в квантовой механике все особенности микрообъек та можно понять только исходя из его корпускулярно-волново природы.

Природа микрочастицы внутренне противоречива (есть диалек тическое противоречие), и соответствующее понятие должно вьгра жать это объективное противоречие. Иначе оно не будет адекватн отражать свой объект, так как он есть в себе, а стало быть, буде выражать лишь часть истины, а не всю ее в целом. С достаточно определенностью проблему синтеза противоположных представ лений, внутреннего единства противоположностей (волновых и квав товых свойств света) поставил А. Эйнштейн. Оправдалось глубо кое научное предвидение творца теории относительности, которы

' Пуанкаре А. О науке. М,, 1983. С. 489.


Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 141

предсказывал, что внутреннее противоречие теории должно быть разрешено в ходе дальнейшего развития физического знания. За­фиксированная Эйнштейном полярность волновых и корпускуляр­ных характеристик света привела его к выводу о необходимости синтеза данных противоположностей: «Следующая фаза развития теоретической физики даст нам теорию света, которая будет в ка­ком-то смысле слиянием волновой теории света с теорией истече­ния»1. Такой фазой и стала квантовая механика.

В ходе дальнейшего развития квантовых представлений было обнаружено, что в процессе объяснения загадок атомных явлений противоречия не исчезают, не «устраняются» из теории. Наобо­рот, происходит их нарастание и обострение. Это свидетельство­вало не о слабости, а о силе новых теоретических представлений, которые предстали не как «логические» противоречия (путаница мысли), а как такие, которые имеют объективный характер, отра­жают реальные противоречия, присущие самим атомным явле­ниям. «Удивительнейшим событием тех лет был тот факт, что по мере этого разъяснения парадоксы квантовой теории не исчезали, а наоборот, выступали во все более явной форме и приобретали все большую остроту... В это время многие физики были уже убеждены в том, что эти явные противоречия принадлежат к внут­ренней природе атомной физики»2.

Попытки осознать причину появления противоречивых обра­зов, связанных с объектами микромира, привели Н. Бора к фор­мулированию принципа дополнительности. Согласно этому прин­ципу, для полного описания квантово-механических явлений не­обходимо применять два взаимоисключающих (дополнительных) набора классических понятий (например, частиц и волн). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как целостных образованиях. Изучение взаимо­дополнительных явлений требует взаимоисключающих экспери­ментальных установок.

Оценивая великое методологическое открытие Бора, М. Борн писал: «Принцип дополнительности представляет собой совершен­но новый метод мышления. Открытый Бором, он применим не только в физике. Метод этот приводит к дальнейшему освобож-

' Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: В 4 т. Т. 3. М., 1968. С. 181. 2 Гейзенберг В. Философия. Часть и целое. М., 1989. С. 13—14.


142___________________________________ Основы философии науки

дению от традиционных методологических ограничений мышле­ния, обобщая важные результаты»1. В связи с этим Борн отмечал, что атомная физика учит нас не только тайнам материального мира, но и новому методу мышления. 6. Определяющее значение статистических закономерностей по

отношению к динамическим.

В законах динамического типа предсказания имеют точно оп­ределенный, однозначный характер. Это было присуще класси­ческой физике, где «если мы знаем координаты и скорость мате­риальной точки в известный момент времени и действующие на нее силы, мы можем предсказать ее будущую траекторию»2.

Законы же квантовой физики — это законы статистического характера, предсказания на их основе носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. «Квантовая физика отказывается от ин­дивидуальных законов элементарных частиц и устанавливает не- ) посредственно статистические законы, управляющие совокупно­стями. На базе квантовой физики невозможно описать положе­ние и скорость элементарной частицы или предсказать ее буду­щий путь, как это было в классической физике. Квантовая физи­ка имеет дело только с совокупностями»3.

Законы статистического характера являются основной харак­теристикой современной квантовой физики. Поэтому метод, при­меняемый для рассмотрения движения планет, здесь практичес­ки бесполезен и должен уступить место статистическому методу, законам, управляющим изменениями вероятности во времени.

В. Гейзенберг подчеркивал, что «законы квантовой механики по необходимости имеют статистический характер... Парадоксаль­ность того обстоятельства, что различные эксперименты выявля­ют то волновую, то корпускулярную природу атомной материи, заставляют формулировать статистические закономерности»4. Ре­шающая роль последних в квантовой механики обусловлена как корпускулярно-волновым дуализмом, так и открытым Гейзенбер-гом соотношением неопределенностей. В свою очередь последнее он считал специфическим случаем более общей ситуации допол­нительности.

1 БорнММоя жизнь и взгляды. М., 1973. С. 127—128.

2 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965, С. 230.

3 Там же. С. 233.

4 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 128.


Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 143

Развитие квантовой механики показало:

а) Предсказания квантовой механики неоднозначны, они дают
лишь вероятность того или иного результата.

б) Причинность в лапласовском смысле нарушена, но в более
точном квантово-механическом смысле она соблюдается.

в) Причина вероятностного характера предсказаний в том, что
свойства микроскопических объектов нельзя изучать, отвле­
каясь от способа наблюдения, В зависимости от него элект­
рон проявляет себя либо как волна, либо как частица, либо
как нечто промежуточное («и—и», а не только «или—или»).
Мы неизбежно пользуемся субъективными инструментами
для описания объективного.

Таким образом, огромный прогресс наших знаний о строении и эволюции материи, достигнутый естествознанием, начиная со второй половины XIX в., во многом и решающем обусловлен ме­тодами исследований, опирающимися на теорию вероятностей. Поэтому везде, где наука сталкивается со сложностью, с анали­зом сложно-организованных систем, вероятность приобретает важ­нейшее значение.

7. Кардинальное изменение способа (стиля, стуктуры) мышле­ния, вытеснение метафизики диалектикой в науке. Эту сторону, особенность неклассического естествознания под­черкивали выдающиеся его представители. Так, Гейзенберг не­однократно говорил о границах механического типа мышления, о недостаточности ньютоновского способа образования понятий, о радикальных изменениях в основах естественнонаучного мышле­ния, указывал на важность требований об изменении структуры мышления.

Он отмечал, что, во-первых, введению нового, диалектическо­го в своей сущности, мышления «нас вынуждает предмет, что сами явления, сама природа, а не какие-либо человеческие авторитеты заставляют нас изменить структуру мышления»1. Новая структура мышления позволяет добиться в науке большего, чем старая, т. е. новое оказывается более плодотворным. В-третьих, «фундаменталь­ные сдвиги» в структуре мышления могут занять годы и даже деЬя-тилетия — что, кстати говоря, и происходит.

1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 198.


144 _______________________________ Основы философии науки Щ

Гейзенберг ставил вопрос о том, что наряду с обычной арис­
тотелевской логикой, т. е. логикой повседневной жизни, суще­
ствует неаристотелевская логика, которую он назвал квантовой.
По аналогии с тем, что классическая физика содержится в кванто­
вой в качестве предельного случая, «классическая, аристотелев­
ская логика содержалась бы в квантовой в качестве предельного
случая и во множестве рассуждений принципиально допускалось
бы использование классической логики»1. ^

Выдающийся ученый сетовал на то, что «физики до сих пом! не применяют квантовую логику систематически», и был твердой уверен в том, что квантовая логика представляет собой более об­щую логическую схему, чем аристотелевская.

Гейзенбергу в этом вопросе вторит французский философ и методолог науки Г. Башляр, который также ратует за введение в науку новой, неаристотелевской логики. Последнюю он рассмат­ривает как логику, «вобравшую в себя движение», ставшую «жи­вой» и развивающейся, в отличие от статичной аристотелевской логики. Процесс изменения в логике он связывает с изменениями в науке: статичный объект классической науки требовал статич­ной логики. Нестатичный (изменяющийся, развивающийся) объект неклассической науки приводит к необходимости введения дви­жения в логику — как на уровне понятийного аппарата, так и ло­гических связей.

8. Изменение представлений о механизме возникновения науч­ной теории. (Об этой особенности см. гл. Ш, §4.) Что касает­ся постнеклассической науки, то ей далее будет специально посвящена гл. VII.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответственный редактор: доктор философских наук,профессор В. П. Кохановский

Введение... Предметная сфера Философии... Наука в культуре современной цивилизации О многообразии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основы философии нау

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кохановский В.П., Лешкевнч Т.Г., Матяш Т. П., Фатхи Т.Б.
К55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Рос­тов н/Д: Феникс, 2004. — 608 с. (Серия «Высшее образование».) Учебное пособие написано в соответствии с новыми требо

От авторов
Эта книга предназначена для аспирантов и соискателей — мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. Она дает им возможность п

Философии науки
Создавая образ философии науки, следует четко определить, о чем идет речь: о философии науки каконаправлении западной и отечественной философии, или же о философии науки как о фи­лософской

О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждо

Научное знание как система, его особенности и структура
Наука — это форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объ

Специфика понятийного аппарата философии и науки
• Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения человека к действи­тельности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной сх

О статусе научности философии
В многочисленных учебниках и учебных пособиях по так на­зываемому диамату (диалектическому материализму), которыми так богата наша отечественная философская школа, философию определяли именно как н

О практической значимости философии и науки
Разделение науки и философии частенько проводится со ссыл­кой на то, что наука обладает непосредственной практической зна­чимостью, а философия нет. На основании открытий и достиже­ний науки можно

О перспективах взаимоотношений философии и науки
Взаимоотношения философии и науки являются острой про­блемой для современных философов. Так, американский мысли­тель Ричард Рорти утверждает, что «постепенное отделение фи­лософии от науки стало во

Наука и искусство
Искусство — это форма общественного сознания, связанная с надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Понятие «искусство» помимо обозна­чения многоплан

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества
Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Осо­бенно значима ее роль в образовании. В основании современного образовательног

Периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле
Как своеобразная форма познания — специфический тип ду­ховного производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления ка­питалистического сп

Основы философии науки
рут (973—1048), в произведениях которого трактовались вопро­сы математики, астрономии,

Основы философии науки
В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими формальными «ме­тафизическими» принципами. Один из них — принцип единооб­разия (ишГогтпу) природы, по

Основы философии науки
вначале некий светящийся пункт, который, мгновенно расширя­ясь, рождает огромную сферу, где слиты начала материи и фор­мы. На поверхности сферы материя более разрежена, но она сгу­щается к центру.

Технологическое применение науки. Формирование технических наук
Возникновение технических наук имело социокультурные предпосылки. Оно происходило в эпоху вступления техногенной цивилизации в стадию индустриализма и знаменовало обретение наукой новых функций — б

Структура научного познания
§1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование В истории познания сл

Специфика теоретического познания и его формы
Теоретический уровень научного познания характеризуется пре­обладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственн

Основы философии науки
онального познания, такие как гипотеза, теория и другие, кото­рые будут рассмотрены ниже.

Основы философии науки
Единственно достоверным средством познания считали ин­туицию сторонники такого философского течения XX в., как ин-туитивизм. А. Бергсон, противопоставляя интеллекту интуицию, считал последнюю подли

Основы философии науки
в рамках метода, предписываемого господствующей рабочей ги­потезой; с другой стороны, осуществ

Основы философии науД
Гипотеза как метод развития научно-теоретического значим в своем применении проходит следующие основные этапы. 1 1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных ' фак

Основы философии науки
мости) во всей его целостности и конкретности, как единство мно­гообразного. В самом общем виде закон можно определить как связь (от­ношение) между явлениями, процессами, которая является:

И теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории
При всем своем различии эмпирический и теоретический уров­ни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и под­вижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблю­дений и экспериментов

Основы философии науки
межуточных) звеньев, тесно связанный с существованием и функционированием особого социально-ку

Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования
Наука, выступая как целостная, развивающаяся система зна­ния, имеет многочисленные определения. Она понимается как спе­цифическая форма духовной деятельности,как система

Основы философии науки
тический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтер­нативы, опирающиеся на закон и

Основы философии Haywg
кой ее стадии1. Европейская наука стартовала с принятия классня ческой научной картины мира, основанной на достижениях Копер! ника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяж

Основы философии науки Щ
Иногда прообраз синергетики видят в работе отечественного! ученого А. А. Богданова «Тектология. Всеобщая организацией-И ная наука». Тектология (от греч. — учение о строительстве), в ко-И

Динамика науки как процесс порождения нового знания
§1. Динамика научного знания: модели роста Важнейшей характеристикой знания является

Основы философии науки

Основы философии науки
мещает реальный инженерный объект идеализированным пред­ ставлением (схемой, моделью). Необходимым условием являет- сяматематизация. Различают технические науки классического! ти

Основы философии науц
лемые, так и псевдобъяснения, и, наконец, удовлетворительны объяснения. Гемпель предусмотрел необходимость процедурыда полнения, предполагающую форму постепенно растущего у

Основы философии науки
язык современной физики, который содержит в себе термины, обозначающие явления и свойства, сам

Проблемные ситуации в науке
Традиционная классическая гносеология описывает движение научно-познавательного процесса как ход мышления, простираю­щийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного

Основы философии науки
нала, т. е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов с учетом новых данных, расходящихся с устоявшимся объемом знания. Гипотеза выступает как основополагающий этап создания теор

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру
Проблема включения новых теоретических представлений в льтуру связана с обеспечением преемственности в развитии на­пой мысли. Она затрагивает две плоскости: во-первых, матери-ьное воплощение и внед

Основы философии науки
Классический тип кабинетного ученого был назван чучелом и пу­ галом и подвергался всяческой критике. Лозунги типа: «Догнать и перегнать природу!», «Борьба с природой!», «За революцию в

Преемственность в развитии научных знаний
Данная закономерность выражает неразрывность всего позна­ния действительности как внутренне единого процесса смены идей, принципов, теорий, понятий, методов научного исследования. При этом каждая б

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
Преемственность научного познания не есть однообразный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных количественных и коренных, качественных (скачки, н

Дифференциация и интеграция наук
Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодей­ствием двух противоположных процессов — дифференциацией

Взаимодействие наук и методов
Разделение науки на отдельные области было обусловлено различием природы вещей, закономерностей, которым последние подчиняются. Различные науки и научные дисциплины развива­ются не независимо, а в

Основы философии науки
ластей и дисциплин. Методологический плюрализм — характер­ная особенность современной науки, благодаря которой создают­ся необходимые условия для более полного и глубокого раскры­тия сущности, зако

Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Одна из важных закономерностей развития науки — усил^ ние и нарастание сложности и абстрактности научного знани| углубление и расширение процессов математизации и компыоте ризации науки как базы но

Ускоренное развитие науки
Говоря о важной роли науки в жизни общества, Ф. Энгельс в середине XIX в. обратил внимание на то обстоятельство, что на­ука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследо­ванных ею от предш

Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого — целостная оценка явления с выявлением его противо­речий, сильных и слабых сторон и т. д. Существуют две основ­ные формы кри

Основы философии науки
принцип противостоит «иллюзионистскому нигилизму» (термин известного физика К. Вейцзеккера), т. е. нигилизму, полному ил­люзий, самообмана, «веры в ничто» и многообразных предрас­судков. Значение к

Методология научного исследования
§1. Метод и методология Как подчеркивает современный американский философ на­уки М. Т

Основы философии науки
философии и методологии — важнейшее, существенное условие успешного плодотворного развития и одной, и другой, и их един­ства в целом. Из других дисциплин методология наиболее тесно смыкает

Основы философии науки
своем единстве есть аналог, отражение реальной действительнос­ти. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосред­ственно одн

Основы философии науки
Тем самым метод проявляется не как «внешняя рефлексия», а берет определения из самого предмета, есть его «имманентный принцип». В своей деятельности мы не можем выйти за пределы природы вещей, а по

Основы философии науки
как нет универсального алгоритма созидания новых форм соци­альной жизни. Хотя и в том, и в другом случаях роль метода весьма важна. Однако любой метод (даже самый важный) — лишь один из мн

Основы философии науки
философская концепция имеет методологическую функцию, явля­ется своеобразном способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также отно

Основы философии науки
1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос­ нованный на признании действительности в ее реальных за­ кономерностях и всеобщих формах. Основное содержание дан­ ног

Основы философии науки
своих формах); односторонность или субъективистское объедине­ние случайно «вырванных» сторон п

Основы философии науки
кация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и перепле­таются с рядом философских катего

Основные модели соотношения философии и частных наук
Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолюти­зация одной из этих сторон (метафизическийподход): б) взаи­мосвязь,

Основы философии науки
ности», принцип целостности природы (Шеллинг, Гегель), един­ства материи, движения, пространст

Основы философии науки
жений: критика чисто умозрительного философствования; выяв­ление роли знаково-символических ср

Основы философии науки
закон сохранения и превращения энергии, теория клетки и кон­цепция Дарвина. Эти и дру

Функции философии в научном познании
Х.Интегратшная (синтетическая) функция философии — сис­темное, целостное обобщение и синтез (объединение) разно­образных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом.

Основы философии науки
ная, «тотальное отрицание», отвергающее все и вся; б) конструк­тивная, созидательная, не уничт

Основы философии науки
иске приводит к новому обогащению категорий и развитию их содержания. Однако, как отмечает сов

Общенаучные методы и приемы исследования
Как уже говорилось, наиболее общими, «верхним уровнем» методов являются философские — метафизический, диалектичес­кий, феноменологический, герменевтический и т. п. Что касается общенаучных методов

Методы эмпирического исследования
1. Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опи­рающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получа­ем знание не только о

Методы теоретического познания
1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). После­дний создается для точного выражения мыслей с целью исключе­ния возможности д

Общелогические методы и приемы исследования
1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на со­ставные части, и синтез — их объединение в единое органи­ческое целое, а не в механический агрегат. Результат синте за — со

Основы философии науки
тах на другие, составляют гносеологическую основу модели­рования — метода исследования объектов на их моделях. Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и методо­логии науки — аналог определе

Прва V. Методология научного исследования
;, в) исследование механизма взаимодействия системы и сре-.;; ды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного опи­сания сис

Понимание и объяснение
Проблема понимания и его соотношения с познанием (и объ­яснением) обсуждается давно и сегодня является актуальной и во многом дискуссионной. Так, если у Дильтея понимание представ­лено как п

Основы философии науки
скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприят­ных для этого развития смысловых культурных контекстах пос­ледующих эпох.

Рава У. Методология научного исследования
I. Его краеугольным камнем является принцип герменевтичес­кого круга, выражающий циклический характер понимания. Этот принцип связывает объяснение и понимание: для того, чтобы нечто понять, его нуж

Основы философии науки
  вая научно-познавательную деятельность в целом, можно гово­рить о единой объяснительно-предсказательной функции научнп^ го познания по отношению к его объекту. Ин

Проблема научных традиций
Эта проблема всегда привлекала внимание ученых и филосо­фов науки, но только Т. Кун (один из лидеров современной пост­позитивистской философии науки) впервые рассмотрел традиции как основной консти

Основы философии науки
нается этап нормальной науки. На этом этапе наука характеризу­ется наличием четкой программы д

Многообразие научных традиций
Концепцию Куна пытаются усовершенствовать отечествен­ные философы науки1. Это усовершенствование связано, прежде всего, с разработкой концепции многообразия научных традиций, которое осн

Возникновение нового знания
Вопрос о том, как возникает новое знание в науке — главный в истории как зарубежной, так и отечественной философии на­уки. Выше было показано, как решал этот вопрос Т. Кун. С точки зрения от

Основы философии науки
В естествознании и философии естествознания тезис об исто­ричности разума, а следовательно, относительности истинного зна­ния не признавался вплоть до начала XX в., несмотря на кризис оснований мат

Открытие рациональности в философии античности
Скрытым или явным основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия. Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом, кото­рый выразил его так: «Мысль в

Основы философии науки
артикуляции. Тождество содержания мысли содержанию бытия предполагает возможность адекватно выразить то и другое содер­жание в слове. Такая возможность может быть реализована, если слова имеют точн

Основы философии науки
тествознание и философия дают возможность реконструировать тот тип мышления и тот тип рациональности, которые складыва­лись в ходе научных революций.

Основы философии науки
связано с субъектом и используемыми им средствами познания. Абстрагируясь от всякой соотнесенности с познающим субъек­том, естествознание претендовало на статус точной науки о при­родных телах. Гус

Основы философии науки
лись прежде всего в языке, а потому логика и грамматика взаи­мосвязаны: анализируя грамматические формы, можно открыть логические категории. А это значит, что язык обладает способно­стью адекватно

Вторая научная революция и изменения в типе рациональности
Вторая научная революция произошла в конце XVIII—первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал клас­сического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все о

Основы философии на
науки. Как известно, физика была лидером естествознания,, потому «поворот» ученых-физиков в сторону неклассическо! мышления, безусловно, можно рассматривать как начало возш новения парадигмы неклас

Четвертая научная революция: тенденции возвращения к античной рациональности
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов иссле­дования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рожд,а.етс

Основы философии науки
3. Вторая революция в научной космологии связывается с разра­боткой физиком-теоретиком А. Д. Линде инфляционной кос­мологии, которая окончательно утверждает статус научной кос­мологии как дисциплин

Основы философии науки
 

Особенности современного этапа развития науки
§1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки 1. Широкое распро

Основы философии науки
Общее — это спонтанное образование структур («Strakturbilding»), качественные изменения на макроскопическом уровне, эмерджен-тное возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых си

Основы философии на

Основы философии науки
«сознание—материя» становится серьезной проблемой физики»1, а не только философии. 6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, од­носторонности любой методол

Основы философии науки
мого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в «естественный ход событий», просто не существу­ет. Человека — «единственного наблюдателя», которого мы спо­собны себе предс

Основы философии науки
онарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция био­сферы и ноосферы1.

Основы философии науки
абсолютной повторяемости, однако в общем случае правомерна их оценка как закономерностей постоянных причин.

И современная научная картина мира
Одйо из центральных мест в современной философии науки занимает концепция глобального (универсального) эволюционизм ма. Весь мир является огромной, эволюционирующей системой. Глобальн

Основы философии науки
наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей. «Сильный» антроп-ный принцип утверждает, что Вселенная должна быть такой, что­бы в ней на некото

Основы философии науки
Образование ноосферы-из биосферы предполагает проявле­ние всего человечества как единого целого. Чтобы ноосфера оп­равдала свое наименование как «сфера разума», в ней действи­тельно должна господст

Этические проблемы науки XXI в.
Этические проблемы современной науки являются чрезвычай­но актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований1. Новая дисциплина — этика науки — изу

Основы философии науки
Глава VII. Особенности современного этапа развития науки   Клонирование в целях помощи бездетным семьям также про­блемат

Основы философии науки
Глава VII. Особенности современного этапа развития науки  

Современных глобальных кризисов
Наука стала одним из источников глобальных кризисов со­временной цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Усиление антропогенного влияния на окружаю­щую среду, технологи

Основы философии нау
природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и без­отходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.

Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология
§1. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе

Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт)
Уже с первой половины XIX в. начинается активный процесс формирования социально-гуманитарных наук. Их целью провоз­глашается не только познание общества, но и участие в его регу­ляции и преобразова

И «понимающая социология» М. Вебера
Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, эко­номист, энциклопедический представитель социально-гумани­тарного знания, успешно разрабатывавший и его методологичес­кие проблемы. В

Философская герменевтика
и гуманитарное знание (Г. Гадамер) Вопросы социального познания и его методов являются пред­метом пристального внимания в современной герменевтике. Гер­меневтика — термин

Особенности современного социального познания
Выше мы уже говорили о некоторых своеобразных чертах со­циально-гуманитарного познания по сравнению с естественнона­учным, приводили высказывания мыслителей разных направле­ний на сей счет. Система

Специфика методов социально-гуманитарных наук. О новой парадигме социальной методологии
В сфере социально-гуманитарного исследования (коль скоро оно научное) могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы и принципы (о которых шла речь в гл. V). Однако они здесь до

Наука как социальный институт
§1. Наука как социокультурный феномен Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельно­сти, либо как система или совокуп

Основы философии науки
даря трем разным способностям человеческого духа. И если экс­периментальная проверка совершается благодаря способности на­блюдать, фиксировать чувственные впечатления; а вторая часть требует логиче

Институциональных форм научной деятельности
Науку не следует отождествлять только с гипотезами и тео­риями. Она сильна своей институциональной стороной. Возник- новение науки как социального института связывают с кардиналь­ными

Основы философии науки
альных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы Наука как социал

Основы философии науки
равляет группой ученых-исследователей, которые предпочитают чаще говорить не о парадигме, а о теории или множестве теорий.

Основы философии науки
гут сливаться в научные направления, а сами направления зачас­тую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на раз­личия, научные сообщества, школы и научные коллективы пред­ставляют собой оп

Эволюция способов трансляции научных знаний
Человеческое общество нуждается в способах передачи опы­та и знания. Синхронный способуказывает на оперативное ад­ресное общение, на возможность согласования деятельности ин­дивидо

Основы философии науки
Глава IX. Наука как социальный институт   устную речь. Вместе с тем более древней египетской цивилизации были известны способы

Основы философии науки
Глава IX. Наука как социальный институт  

Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки
Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Наука не только энергоемкое предприятие, но и в огромной степени финансово затратное. Она требует ог­ромных капиталовл

Основы философии науки
Заключение  

Основы философии науки
ГЛАВА VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.......................................................... 371 § 1. Взаимодействие традиций и возникнове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги